Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:47, курсовая работа
Цель данной работы - это понять, какое место в различных ситуациях занимает процесс руководства, какую роль играют отношения между руководителем и подчиненными, как они влияют на эффективность работы, какие существуют методы и способы влияния на персонал в различных ситуациях.
Введение
Глава 1 «Характеристики руководителя»
§ 1.1 Функции и обязанности руководителя
§ 1.2 Виды руководителей
§ 1.3 Качества руководителя
Глава 2 «Формы власти и влияния»
§ 2.1 Содержание понятий "власть" и "влияние". Баланс власти
§ 2.2 Классификация и оценка различных форм власти
§ 2.3 Убеждение и участие.
§ 2.4 Практическое использование влияния
Глава 3 «Лидерство: стиль, ситуация и эффективность»
§ 3.1 Поведенческие подходы к лидерству
§ 3.2 Ситуационные походы к эффективному лидерству
Глава 4 Персонал и его структура
§ 4.1 Категории персонала
§ 4.2 Обязанности подчиненных
§ 4.3 Управленческие конфликты
§ 4.3.1 Определение конфликта и его виды
§ 4.3.2 Причины и способы устранения конфликтов
§ 4.3.3 Стратегии предупреждения и разрешения конфликтов
§ 4. 4 Оценка эффективности
Практический пример
Заключение
Наиболее сильным влияние будет тогда, когда исполнитель высоко ценит ту потребность, к которой апеллируют, считая важным ее удовлетворение или неудовлетворение и думает, что его или ее усилия обязательно оправдают ожидания руководителя. И наоборот, если какой-нибудь из компонентов отсутствует, власть влияющего уменьшается или исчезает вовсе.
Глава 3 «Лидерство: стиль, ситуация и эффективность»
Обзор теорий лидерства.
Лидерство - это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Имеется множество средств, с помощью которых можно оказывать влияние на других и вести людей за собой. Эффективное лидерство и эффективное управление - не одно и тоже. Без ответа остался важный вопрос: как должен вести себя управляющий, который является лидером? Какие средства влияния и стили поведения показали себя наиболее эффективным для направления усилий людей на достижение целей организации. Теория лидерства пытается выявить и показать, какие характеристики лидерства оказываются наиболее эффективными и почему. Ученые бихевиористы применили 3 подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства: подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный подход.
§ 3.1 Поведенческие подходы к ли
Важный вклад этого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей руководства, т.е. того, как руководитель ведет себя со своими подчиненными. Стиль руководства это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его или ее забота прежде всего о человеческих отношениях или прежде всего о выполнении задачи - все отражает стиль руководства, характеризующий данного лидера.
Автократичное и демократичное руководство.
85
Рисунок 3.1 -. Автократично - либеральный континуум стилей руководства.
Автократичный лидер обладает достаточной властью, чтобы навязать свою волю исполнителям, и в случае необходимости без колебаний прибегает к этому. Предпосылки автократичного руководителя по отношению к работникам по теории «Х» Дугласа МакГрегора:
Люди изначально не любят трудиться и избегают работы.
У людей нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, предпочитают, чтобы ими руководили.
Больше всего люди хотят защищенности.
Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
На основе этого автократ обычно как можно больше централизует полномочия, структурирует работу подчиненных и почти не дает им свободы в принятии решений. Автократ также плотно руководит работой в пределах его компетентности и, чтобы обеспечить выполнение работы, может оказывать психологическое давление, как правило, угрожать.
Благосклонный автократ - автократ, избегающий негативного принуждения, вместо этого использующий вознаграждение. Он может проявлять заботу о настроении и благополучии подчиненных, допускать их участие в планировании заданий. Но автократ оставляет за собой фактическую власть принимать решения и исполнять решения.
Представления демократичного руководителя о работниках по теории «У»:
Люди принимают ответственность и стремятся к ней.
Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоконтроль и самоуправление.
Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
Люди часто способны к творчеству, интеллектуал среднего человека используется лишь частично.
Организации, где доминирует демократический стиль, характеризуются высокой степенью децентрализации полномочий. Подчиненные принимают активное участие в принятии решений и пользуются широкой свободой в выполнении заданий.
Поскольку демократичный лидер предполагает, что люди мотивированны потребностями более высокого уровня - в социальном воздействии, успехах и самовыражении, - он или она пытается сделать обязанности подчиненных более привлекательными. В высокой степени демократичный руководитель также способствует тому, чтобы подчиненные понимали, что им предстоит решать большую часть проблем, не ища одобрения и помощи. Но руководитель вкладывает много усилий в создание атмосферы открытости и доверия, с тем чтобы, если подчиненным и понадобиться помощь, они, могли обратиться к руководителю. Чтобы добиться этого, руководитель организует двусторонне общение и играет направляющую роль. Он или она стараются научить подчиненных вникать в проблемы организации, выдавать им адекватную информацию и показывать, как искать и оценивать альтернативные решения.
Руководство, сосредоточенное на работе и на человеке.
85
Рисунок 3.2 - Континуум стилей лидерства Лайкерта
Руководитель, сосредоточенный на работе, также известный как руководитель, ориентированный на задачу, прежде всего заботиться о проектировании задачи разработке системы вознаграждений для повышения производительности труда.
Первейшей заботой такого руководителя, сосредото
На основании своих исследований Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства неизменно будет ориентирован либо на работу, либо на человека.
Четыре системы Лайкерта.
Как продолжение своих исследований Лайкерт предложил 4 базовые системы стиля руководства, классифицирующие поведение руководства.
85
Рисунок 3.3 - Стили лидерства Лайкерта.
В системе 1 руководители имеют характеристика автократа, в системе 2 руководители могут поддерживать авторитарные отношения с подчиненными, но они разрешают подчиненным, хотя и ограниченно, участвовать в принятии решений. Мотивация создается вознаграждением и в некоторых случаях наказанием. Руководители соответствуют типу благосклонного автократа. В системе 3 руководители проявляют значительное, но не полное доверие к подчиненным. Имеется двустороннее общение и некоторая степень доверия между руководителями и подчиненными. Важные решения принимаются наверху, но многие конкретные решения принимаются подчиненными. Система 4 подразумевает групповые решения и участие работников в принятии решений. По мнения Лайкерта она самая действенная. Эти руководители полностью доверяют подчиненным. Взаимоотношения между руководителем и подчиненными дружеские и взаимно доверительные. Принятие решений в высшей степени децентрализовано. Общение двустороннее и нетрадиционное. Лидеры этой системы - руководители, поощряющие участие трудящихся в управлении. Кроме того, они ориентированны на человека в противоположность руководителям системы 1, ориентированных на работу.
Двухмерная трактовка стилей лидерства.
Классификация стилей лидерства. Группа в Университете Огайо разработаласистему, согласно которой поведение руководителя классифицировалось по 2 параметрам: структуре и вниманию к подчиненным. Структура подразумевает такое поведение, когда руководитель планирует и организует деятельность группы и свои взаимоотношения с ней. Внимание к подчиненным подразумевает поведение, которе влияет на людей, апеллируя к потребностям более высокого уровня, строя взаимоотношения на основе доверия, уважения, тепла и контактамежду руководителем и подчиненными.
Таблица 3.1- Поведение руководителя, классифицированное по структуре и вниманию к подчиненным
| |
Структура |
|
Распределяет производственные роли между подчиненными. Расписывает задания и объясняет требования к их выполнению. Планирует и составляет график работ. Разрабатывает подходы к выполнению работ. Передает свое беспокойство о выполнении задания. |
|
Внимание к подчиненным |
|
Участвует в двустороннем общении Допускает участие подчиненных в принятии решений. Общается в одобрительной и неугрожающей манере. Дает возможность людям удовлетворить свои потребности, связанные с работой. |
|
|
|
Было выявлено, что люди могут вести себя с разной степенью внимания к подчиненным и структурированию проблем; 4 четыре возможных комбинаций представлены на рисунке:
85
Рисунок 3.4 - Комбинации «внимание к подчиненным - структурирование проблем»
Управленческая решетка. Концепция подхода к эффективности руководства по двум критериям, разработанная в Университете штата Огайо, была модифицированна и популяризована Блэйком и Мутоном. , которые построили решетку 5 основных стилей руководства.
Вертикальная ось ранжирует «заботу о человеке», горозонтальная - «заботу о производстве». Описание позиций решетки:
85
Рисунок 3.5 - Управленческая решетка Блейка и Мутона
1.1 - Страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качаства работы, которое позволит избежать увольнения.
1.9 - Дом отдыха. Руководитель сосредотачивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях. Но мало заботится об эффективности выполнения заданий.
9.1 - Авторитет - подчинение. Руко
5.5 - Организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эффективности и хорошего морального настроя.
9.9 - Команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает высокий моральный настрой, и высокую
Эффективность. Эту систему Блэйк и Мутон считали самой эффективной.
§ 3.2 Ситуационные походы к эффективному лидерству.
Ситуационная модель руководства Фидлера
Модель Фидлера явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила внимание на ситуации и выявила три фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:
.
Рисунок 3.6 - Ситуационная модель руководства Ф. Фидлера
1. Отношения‚ между руководителем и членами коллектива подразумева
2. Структура задачи подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
З. Должностные полномочия -- это объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация
Фидлер считает, что, хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководств, стиль того или иного руководителя остается в целом постоянным. Поскольку Фидлер исходил из предположения, что человек не может приспособить свой стиль руководства к ситуации, он предлагает помещать руководителя в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят к стабильному стилю руководства. Это обеспечивает надлежащий баланс между требованиями, выдвигаемыми ситуацией, и личными качествами руководителя, а это ведет к высокой производительности и удовлетворенности.
Как показано на рис. 3.6 отношения между руководителем и членами коллектива могут быть хорошими и плохими, задача может быть структурирована и не структурирована, а должностные полномочия руководителя могут быть большими и маленькими. Различные сочетания этих трех размерностей могут дать восемь потенциальных стилей руководства. Руководители, ориентированные на задачу, или НПК (наименее привлекательная персона) с низким рейтингом, наиболее эффективны в ситуациях 1. 2, 3 и 8, в то время как руководители, ориентированные на человеческие отношения, или НПК с высоким рейтингом, лучше всего работают в ситуациях 4, 5 и 6.В ситуации 7 хорошо работать могут как те, так и другие.
Из восьми потенциальных ситуаций первая является наиболее благоприятной для руководителя. В ней задача хорошо структурирована, должностные полномочия большие, а отношения между руководителем и подчиненным также хорошие, что создает максимальную возможность для оказания влияния. В противоположность этому ситуация 8 наименее благоприятная, потому что должностные полномочия невелики, отношения с подчиненными плохие и задача не структурирована. Любопытно, что результаты исследований Фидлера показывают, что самым эффективным стилем руководства в обоих этих крайних случаях будет ориентация на задачу. Эту кажущуюся непоследовательность можно объяснить с помощью логики.
Потенциальные преимущества ориентированного на задачу стиля руководства -- это быстрота действия и принятия решений, единство цели и строгий контроль за работой подчиненных. Таким образом, для успешности производства автократичный стиль изначально является эффективным инструментом достижения целей организации при условии, что исполнители охотно сотрудничают с руководителем. В этой ситуации самым подходящим будет стиль руководства, ориентированный на задачу, потому что отношения между руководителем и подчиненными уже хорошие. Поэтому руководителю не нужно тратить много времени на поддержание этих отношений. Кроме того, поскольку руководитель имеет значительную власть, а задача имеет рутинный характер, подчиненные повинуются указаниям руководителя и почти не нуждаются в помощи. Поэтому роль руководителя в этой ситуации состоит в том, чтобы говорить, что нужно сделать.
В силу того что ситуация 1 случается сравнительно редко (у руководителя в руках большая палка, но его все равно любят), потенциальные недостатки авторитарной тактики, а таюке руководства, основанного на принуждении п на вознаграждении, минимальны. Исполнители, например, не пытаются обойти систему контроля или сделать требуемую работу по минимуму. Отсюда, особенно в тех случаях. когда работа не требует творческого подхода, руководитель может реализовать часто приводимую в примерах потенциальную эффективность стиля, ориентированного на задачу.