Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 09:18, реферат
Работа любого предприятия во многом зависит от руководства и применяемых им технологий управления. Для грамотного руководства современному руководителю важно исходить из системного мышления в вопросах управления организацией и людьми в ней.
Цель курсовой работы – Определить лидерские способности руководителя организации и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить, что такое лидерство в организации.
2. Выяснить, какие бывают лидеры (поведенческий и ситуационный подход).
Стиль руководства,
ориентированный на человеческие отношения,
скорей всего, расширит возможности руководителя
оказывать влияние. Проявление заботы
о благополучии подчиненных на деле улучшило
бы отношения между руководителем и подчиненными.
При условии, что подчиненные мотивированы
потребностями более высокого уровня,
использование такого стиля руководства
может дать возможность руководителю
стимулировать личную заинтересованность
исполнителей в конкретной работе. Это
было бы идеально, потому что самоуправляемая
рабочая сила уменьшает необходимость
в плотном, строгом надзоре, и к тому же
минимизирует риск потери контроля.[14]
Глава 2. Системный
подход
и роль лидера в
организации
Как известно, существует
несколько типов
Первый, и наиболее
распространенный тип - когда доминируют
вертикальные управленческие связи, есть
строгая иерархия подчиненности и почти
вся коммуникативность сводится к доведению
до подчиненных указаний и распоряжений
главного управляющего и обратная связь
в виде отчетов и докладов к установленному
сроку.
Руководитель
в этом случае использует преимущественно
законную власть, а также власть
поощрения и наказания. Очевидны
недостатки такого управления, и главный
из них - отсутствие творчества и ограничение
инициативы всего коллектива. [15]
Такая структура
представляет собой цепочку хорошо отлаженных
механизмов передач с единым рычагом управления.
Руководитель, как правило, использует
автократические методы воздействия на
весь структурный организм и, если совершена
ошибка на самом верху, она неизбежно умножится
в конечном результате.
Имеет ли право
такое управление на существование?
Да, несомненно,
особенно в наше тяжелое время
экономического кризиса, когда разрушены
старые внешние связи и почти
не созданы новые, когда люди растеряны
и часто еще не готовы к адекватным
действиям в сложной, незнакомой и быстроменяющейся
обстановке.
Это тот случай,
когда стоит одна единственная задача
- задача выживания через болезненный
процесс приспособления к новой
среде, через психологическую и
профессиональную переподготовку кадров,
через наведение организационного порядка.
Люди, как правило, на этом этапе склонны
к сопротивлению изменениям, им легче
жить и работать привычными и апробированными
способами.
Задача руководителя
- переломить ситуацию, часто ценой
принятия тяжелых решений, особенно кадровых,
а также вопросов по оценке труда и многих
других.
Возможен ли
успех такого руководителя почти
в одиночку?
Да. если он обладает
двумя важными талантами. Первый,
если он лидер по натуре и обладает
рядом необходимых качеств. Это - уверенность
в себе,. быстрая реакция, желание достигнуть
намеченную цель, ориентация на выполнение
поставленной задачи, ответственность
за выполнение целей, решительность.
Второй - обширные
и твердые знания, способность
их переноса на подчиненных, ясность мысли
и речи.
Он, как бы, "локомотив"
всего дела. Очевидно, что таких
людей не так уж и много, способных
к подобному напряжению, но они
есть, их надо выявлять и смело, предлагая
общее руководство, наделять широкими
полномочиями. [16]
При огромном заряде
скептицизма в обществе нельзя не
признать, что с каждым годом, все
больше и больше предприятий, не только
выживших, но и довольно уверенно стоящих
на ногах. Естественно, что в таких
организациях несколько другая задача
-повышение эффективности производства
и, как следствие, его управления.
Это тот случай,
когда на первый план выходит поиск,
новаторство, генерирование идей всем
коллективом, обязательно заинтересованным
в конечном результате.
Наиболее полно
таким функциям отвечает матричный
тип организационной структуры или близкий
к ней, когда преобладают горизонтальные
управленческие связи на всех этапах производственного
цикла, а отчасти и финансового.
Руководитель
в такой организации скорее координатор,
нежели "большой начальник". Люди,
как правило, знают, что делать, хотя бы
в рамках текущего месяца, года, способны
самостоятельно реагировать на текущие
изменения, им делегированы достаточно
большие полномочия. Это саморегулирующаяся
система и все, казалось бы, хорошо. Но
есть или может быть один существенный
недостаток - фактор появления самоуспокоенности,
возможность упущенной выгодной инновации
и, как следствие, потеря со временем позиции
на рынке. [17]
Одним словом, нужно
нечто или некто, мешающее спокойно
жить. То есть необходим человек - эксперт,
отслеживающий весь процесс деятельности,
нацеленный на постоянную неудовлетворенность
существующим положением дел. Как правило,
он не должен быть загружен текущей работой,
например, подготовкой обязательных отчетных
документов. Его задача - анализ. выявление
недостатков, слабых мест и организация
всей команды на выработку взвешенных
рекомендаций по изменениям с их предложением
затем высшему руководству.
Это неформальный
лидер в коллективе, обладающий властью
эксперта, основанной на личных знаниях,
качествах, вызывающих уважение. Ему должны
быть делегированы неограниченные полномочия
по сбору информации, возможность привлекать
к своей работе тех или иных специалистов,
естественно, не в ущерб основной деятельности.
С некоторым допущением его можно назвать
"серым кардиналом". Такому лидеру
должны быть присущи такие личностные
черты, как: оригинальность, целостность,
этичное поведение, творчество, способность
привлекать к делу других, популярность,
престижность, общительность, умение в
сфере межличностного общения, тактичность,
дипломатичность.
Ясно, что подобная
деятельность трудно осязаема, ее результаты
нельзя увидеть сразу, и график работ
здесь неуместен. Есть опасность
изображения работы, объяснение своей
необходимости, что мы часто видим
во многих учреждениях. Каковы же критерии-оценки
в данном случае? Наверное, он один - в коллегиальном
согласии как руководителя, так и подчиненных
в важности поиска. И такая оценка возможна
лишь в том случае, если каждый член команды
твердо знает, что рост эффективности
предприятия напрямую означает рост его
благосостояния. На каком-то этапе, хотя
бы даже в избежании потери рабочих мест.
Нельзя не отметить,
что подобная форма сотрудничества
может иметь место лишь в том
случае. если информация об организации
внутри ее доступна каждому работнику,
за исключением, может быть, незначительной
ее части, носящей, например, очень специфический
или деликатный характер. Особенно важна
открытость в оценках труда, вне зависимости
от занимаемой должности. Малейшее возникновение
недоверия друг к другу способно свести
на нет всю мотивацию к успеху.
Стоит ли руководству
жалеть денег на подобную работу?
Думается, нет. И
более того, она должна поощряться.
Ничто не обходится так дорого
для любой организации в
В заключение следует
отметить, что лидерство в той
или иной форме нельзя привнести
распоряжением свыше. Лидеров надо
или искать или создать такие условия
в организации, которые обязательно выделят
таких людей, они есть. Не исключена даже
ротация функций лидера в команде. [18]
Допустим, несомненно,
и союз двух форм лидерства. Все зависит
от конкретной ситуации, целей и, конечно,
личных черт руководителя.
На различных
стадиях организационного развития
культура выполняет разные функции,
а потому изменение на каждой стадии
происходит по-своему. На этапе формирования
организации культура, как правило,
положительно влияет на рост компании,
и поэтому требует совершенствования,
конкретизации и четкого доведения до
работников. На стадии среднего возраста
организации культура становится все
более разнообразной: в ней формируется
множество субкультур. в этой связи одной
из сложнейших стратегических задач лидеров
становится определение нуждающихся в
изменении элементов. Впрочем, к этому
времени у лидеров имеется уже гораздо
больше рычагов для преобразования представлений.
На стадиях зрелости и упадка культура
нередко становится частично дисфункциональной
и может быть изменена при помощи более
интенсивных мер, таких как скандалы и
преобразования.
Процесс изменения
должен включать в себя некие размораживающие
силы, состоящие из противоречащей
информации, создания чувства беспокойства
или вины и ощущения психологической безопасности.
Для когнитивного пересмотра - формирования
новых представлений - в размороженной
организации также должны действовать
определенные механизмы. Процесс изменения
завершается замораживанием, когда новые
культурные представления стабильно используются
для решения проблем или уменьшения чувства
тревоги. [19]
Выводов для
руководства отсюда можно сделать
много. Самое главное: именно лидеры
начинают процесс изменения. Это
предполагает ряд различных функций,
которые многими лидерами порой не осознаются.
Прежде всего, нужно найти и предоставить
организации противоречащую информацию,
что инициирует процесс изменения. Для
создания мотивации к изменению лидер
должен вызвать чувство беспокойства
или вины. Что еще важнее, одновременно
с этим нужно найти способ, как обеспечить
достаточную психологическую безопасность,
чтобы члены организации согласились
с необходимостью преобразований и начали
процесс обучения, который нередко оказывается
весьма болезненным. Современные авторы
очень много говорят о важности наличия
у лидеров видения нового состояния организации,
а также навыков, необходимых для его реализации.
Думается, такое внимание к видению является
отражением той огромной роли, которую
оно играет в выполнении ключевых психологических
функций, а именно, в опровержении старых
представлений и создании достаточной
психологической безопасности для обучения
новым. видение необязательно должно быть
совершенно четким или законченным. Оно
должно указывать путь и процесс обучения,
чтобы убедить членов организации в потенциальной
возможности конструктивных изменений.
Рассмотренные
механизмы изменения культуры представлены
с точки зрения лидера. Изменения
культуры также происходят вследствие
появления новых людей с опытом
и представлениями, отличными от существую
щих в разных частях организации. в целях
нашего анализа мы ограничимся лишь наблюдением,
что с течением времени в результате данных
изменений в организации появляются разнообразные
субкультуры. важно отметить, что во власти
лидеров стимулировать формирование и
разнообразие этих субкультур или, посредством
избирательного продвижения, уменьшать
их количество и тем самым определять
единое направление культурной эволюции
организации. [20]
Принцип системного
мышления основывается на понимании, что
все в этом мире образовано системами,
и сам мир вокруг нас также является системой.
Мы сами системы. Взаимодействуя, мы тоже
формируем системы: семьи, команды. При
взаимодействии системы семей и команд
формируются еще большие системы - организации,
сообщества, национальные культуры. Все
системы являются элементами еще большей
системы. Таким образом, системы состоят
из групп, взаимовлияющих друг на друга.
Один из принципов системного подхода
состоит в том, что все влияет на все остальное.
Когда мы взаимодействуем с другими людьми,
стимулы исходят не только от нас: существуют
обратные стимулы, обратная связь, которую
мы получаем от оппонентов. Этот принцип
прост для понимания. Но сложен анализ,
построенный на его основе, поскольку
в этом случае мы должны учитывать взаимовлияние
всех систем. Необходимо иметь определенные
навыки, чтобы подходить ко всему происходящему
системно.
Системный подход
направлен на увеличение зрелости и
функциональных способностей каждого
члена организации, восстановление
связей и использование потенциала.
Пои внедрении
в организацию элементов
Первая переменная
величина – борьба за то, чтобы быть
самими собой, и, с другой стороны, - борьба
за то, чтобы оставаться соединенными
и быть вместе с другими. Поскольку мы
созданы для отношений в системе, мы всегда
находимся в состоянии непрекращающегося
беспокойства, поскольку разрываемся
между этими противоположными целями.
Как нам оставаться самими собой, быть
верными самим себе, когда мы соединены
с другими и нас постоянно оценивают? Для
этого есть целый ряд возможностей, которые
заложены изначально в системе семейного
воспитания. Поэтому некоторые люди в
зрелом возрасте отличаются большей эффективностью
и зрелостью, чем другие. На это в первую
очередь влияет процесс отделения, дифференциации
одного поколения от другого. Например,
молодежи необходимо начать отделение
от семьи, чтобы самостоятельно устраивать
свою жизнь. Но легкость или сложность
подобного отделения зависит от семейных
традиций. Есть семьи, от которых дети
длительное время не могут отойти, у них
отсутствует процесс дифференциации.
Семья слишком сильно притягивает их,
не дает возможности создать собственное
отдельное существование. Подобные явления
характерны не только для семьи, но и для
организаций и целых обществ. Люди или
сгуживаются, становятся слишком близки
друг к другу и теряют возможность быть
самими собой, или слишком дистанцируются,
вследствие чего утрачивают свои сильные
стороны. Необходимо сохранить баланс
– оставаться самим собой и в то же время
быть зависимым.
Вторая переменная
величина – явление гомеостаза,
стремления системы к равновесию.
С одной стороны, система старается
быть устойчивой, неизменной. С другой
стороны – система должна изменять для
того, чтобы выжить. При попытке изменить
что-либо на предприятии гомеостаз системы
будет нарушен. На предприятии возникнут
силы сопротивления, которые будут пытаться
сохранить неизменность. Это поведение
естественно для человеческих отношений,
оно дает иллюзию стабильности. Идея саботажа
связана с тем, как люди системы вокруг
нас работают в петлях обратной связи
для поддержания системы в прежнем виде.
И это происходит даже тогда, когда кто-то
начинает прилагать усилия, чтобы изменить
эту систему.