Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:34, реферат
Большинство руководителей любых уровней управления на вопрос о том, как они относятся к конфликтам в организациях, ответят, что это плохо, нежелательно, это зло для руководителя. Давайте зададим себе вопрос: «Возможно ли развитие без борьбы противоположностей?» В жизни производственного коллектива конфликты – это отражение борьбы противоположностей на уровне личности, социальных групп, социума (коллектива) в целом. Поэтому правильнее было бы считать конфликт нормой производственных отношений.
Введение …………………………………………………………………………..3
Причины возникновения конфликтов…………………………………….4
Виды конфликтов в организации…………………………………………6
4. Виды выхода из конфликта………………………………………………17
5. Препятствие или ресурс…………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………
Как можно изменить систему "высший - низший", чтобы уменьшить потенциальные конфликты?
· Руководитель должен использовать разные стили лидерства
· Замена личной власти обезличенной через введение организационного порядка, правил и процедур в отношении персонала
· Личная власть может быть подменена корпоративной
культурой
Вертикальный конфликт:
“высший против среднего и против низшего”
"Средний" (мастер, начальник отдела,
иногда менеджер по персоналу)
в этом конфликте выступает
в роли буфера. "Высший" приказывает,
а "низший" сопротивляется. Это
двусмысленное положение "среднего"
между двух огней - основная причина стресса
и благодатная почва для конфликтов.
Как можно изменить систему
"высший – средний - низший", чтобы
уменьшить потенциальные конфликты?
· Установить более открытую коммуникацию между всеми
· Более четко определить задачи и распределить полномочия
· Обсуждать расхождение во мнениях
· Соблюдать дистанцию в системе "средний - низший"
Нетрудно заметить, что конфликты
по уровням словно “заставляют”
3.Виды выхода
из конфликта
Типы исхода из конфликтной ситуациях.
Первый - уход от разрешения возникшего противоречия, когда одна из сторон, к которой предъявлено "обвинение", переводит тему разговора в другое русло. При этом "обвиняемый" ссылается на недостаток времени, несвоевременность спора, и "оставляет поле брани".
Уход как вариант исхода
Тактика ухода нередко
Второй вариант исхода - сглаживание, когда одна из сторон либо оправдывает себя, либо соглашается с претензией, но только в данный момент. Оправдание себя полностью не решает конфликта и даже может усугублять его, так как внутреннее, мысленное противоречие усиливается.
Этот прием чаще всего
Третий тип - компромисс. Под ним понимается открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обеих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения на потом и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту. Преимущество этого исхода во взаимности равности прав и обязанностей и легализации (открытости) претензий. Компромисс при соблюдении правил поведения в конфликте действительно снимает напряженность или помогает найти оптимальное решение.
Четвертый вариант - неблагоприятный и малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание позицию другого. Он обычно возникает, когда одна из сторон накопила достаточно мелких обид, собралась с силами и выдвинула сильнейшие аргументы, которые не сможет снять другая сторона. Единственным положительным моментом конфронтации является то, что экстремальность ситуации позволяет партнерам лучше увидеть сильные и слабые стороны, понять запросы и интересы друг друга.
Пятый вариант - самый неблагоприятный - принуждение. Это тактика прямолинейного навязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает его инициатора. Например, начальник отдела, пользуясь своим административным правом, запрещает разговаривать по телефону по личным вопросам. Он будто бы и прав, но так ли уж универсально его право? Чаще всего к принуждению прибегает "практик" уверенный в своем абсолютном влиянии и власти над партнером. Конечно, такой вариант возможен между "собеседником" и "мыслителем", но совершенно исключается в отношениях двух "практиков". Обвиняемый "практик" скорее всего, использует в этом случае конфронтацию и только в крайнем случае уход, но только для того, чтобы "взять реванш" в другой раз".
Этот исход конфликта в
4.Препятствие
или ресурс
По большому счету, все
Наиболее распространенный
научный подход состоит в понимании конфликта
как “столкновения”, “противоречия”,
“борьбы”, “противодействия” личностей,
сил, интересов, позиций по причине их
противоположности, несовместимости и
противостояния. При таком подходе конфликт
- скорее явление негативное. В рамках
этого взгляда понятия "управление
конфликтом", "управление конфликтной
ситуацией" трактуются скорее как манипулирование
с целью получения для себя максимальной
выгоды.
Заключение
В последнее время большинство
социальных психологов и оргконсультантов
склоняется к другому взгляду: конфликт
- это “система отношений”, “процесс
развития взаимодействия”. Причем развитие
взаимодействия происходит именно из-за
различий по интересам, ценностям или
видам деятельности. Иными словами, конфликт
- это процесс развития взаимодействия
субъектов по поводу различий. В рамках
этого подхода профилактика конфликтов
заключается в создании условий бескризисного
и быстрого перехода от одной фазы к другой
для всех потенциально возможных конфликтов.
А управление конфликтом становится отдельной
деятельностью по обеспечению развития
конфликтного взаимодействия. Причем
такого развития, чтобы был возможен переход
от одной фазы конфликта к другой: от конфронтационной
фазы через компромиссную к коммуникативной.
При таком понимании конфликт становится
естественным условием существования
людей и превращается в инструмент развития
организации.
Как бы мы ни учили людей
общаться, какие бы тренинги по сплочению
сотрудников и командообразованию ни
проводили, как бы ни шлифовали должностные
инструкции, в итоге приходим к пониманию,
что конфликты в организации все равно
неизбежны. Всегда были, есть и будут противоречия
как между отдельными людьми, так и подразделениями,
которые рано или поздно приведут к конфликтам.
И задача "руководить без конфликтов"
-не более, чем миф. Получается, что конфликт
- это естественное состояние для любой
системы: личности, фирмы, страны или семьи.
А задача специалистов – использовать
внутреннюю энергию конфликта для продвижения
вперед.
Список
литературы
1. www.km.ru
2. www.examen.ru
3. www.bizoffice.ru
4. Основы менеджмента (1998) – Зайцева О.А.
5. Организационное
поведение (2000) – Джон В. Ньюстром
Информация о работе Роль и значение конфликтов в организации