Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:34, реферат
Большинство руководителей любых уровней управления на вопрос о том, как они относятся к конфликтам в организациях, ответят, что это плохо, нежелательно, это зло для руководителя. Давайте зададим себе вопрос: «Возможно ли развитие без борьбы противоположностей?» В жизни производственного коллектива конфликты – это отражение борьбы противоположностей на уровне личности, социальных групп, социума (коллектива) в целом. Поэтому правильнее было бы считать конфликт нормой производственных отношений.
Введение …………………………………………………………………………..3
Причины возникновения конфликтов…………………………………….4
Виды конфликтов в организации…………………………………………6
4. Виды выхода из конфликта………………………………………………17
5. Препятствие или ресурс…………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………
Выделяют следующие виды
Истерический - характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих
Обессивно-психастенический - характеризуется
противоречивыми собственными
Неврастенический - характеризуется
противоречием между
В основе
внутриличностного конфликта
Последствия внутриличностных конфликтов
Как и любые другие конфликты, внутриличностные конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.
Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными затратами на его разрешение. С помощью преодоления таких конфликтов мы движемся вперед.
Деструктивным считается конфликт, который усугубляет раздвоение личности, перерастает в жизненный кризис или ведет к развитию невротических реакций.
Одним
из серьезных последствий
Характеристика социальных конфликтов:
1. Межличностные конфликты.
Строгого определения межличностного конфликта не существует. Более того, межличностный конфликт очень тесно связан с внутриличностным. Тем не менее, можно назвать отличительные особенности межличностного конфликта:
1. Противоборство
людей происходит
2. Проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных
3. Межличностные
конфликты для субъектов
4. Отличаются
высокой эмоциональностью и
5. Затрагивают интересы окружения.
2. Групповые конфликты.
Групповой конфликт –
Конфликты между личностью и
группой возникают в среде
групповых взаимоотношений и
отличаются некоторыми
Первая особенность связана со
структурой конфликта.
Вторая особенность отражает
специфику причин конфликта.
Позиция – официальное, определяемое должностью положение
Статус – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким (относительно положения)
Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса
Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности
Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.
Причины конфликта между
Третья особенность отражается
в форме проявления конфликта.
Это применение групповых
3. Межгрупповые конфликты
Противоборствующие стороны –
группы (малые, средине и микрогруппы)
Межгрупповой конфликт имеет некоторую специфику.
Во-первых, образ конфликтной ситуации
(и без того всегда
1 - Деиндивидуализация взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы-Они»
2 - Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа всегда оценивается выше
3 - Групповая атрибуция.
4 - Агрессия. В межгрупповых конфликтах
индивид склонен вести себя
более агрессивно, нежели в случае,
когда от него требуется
К межгрупповым конфликтам
Причины трудового конфликта:
- неудовлетворительные условия труда
- система распределения ресурсов
- выполнение
договоренностей
Формы:
- забастовка
- демонстрация
- обращение к общественности через СМИ
- пикеты и т.д.
Условия межэтнических конфликтов:
- заниженный или завышенный уровень национального самосознания
наличие
в обществе «критической массы»
- наличие политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.
Особенностью
Горизонтальный конфликт
Первым в классификации по уровням идет горизонтальный конфликт: "равный против равного". Типичные горизонтальные конфликты - конфликт между функционально связанными отделами, например, сбытом и производством, между отдельными компаниями в концерне, между партнерами при слиянии, между двумя учредителями. Механизм борьбы на начальном этапе разворачивания конфликта - "выиграть-проиграть". Однако чем сильнее взаимозависимость участников конфликта, тем сильнее тенденция к переговорам и сотрудничеству и к переходу к следующим фазам конфликта.
В системе “равный-равный”
1. Распределение задач и ответственности. Очень характерны пререкания подразделений, так как стороны склонны избегать ответственности за задания, которые требуют много времени и сил. Характерно стремление переложить ответственность на других.
2. Разные цели и интересы отделов с различными функциями. К примеру, производство требует времени, а сбыт - быстрой поставки.
3. Зависимость от общих служб и ресурсов. Возникает тенденция создавать "дубликаты" - свои собственные службы, к примеру, иметь свою бухгалтерию и самостоятельно осуществлять подбор персонала.
4. Различия в престижности работы. Внутри фирмы одни отделы более одобряются, другие - менее. К примеру, в привилегированном положении могут оказаться брокеры в финансовой компании или сотрудники отдела продаж, которые "для всех" зарабатывают деньги.
Как можно изменить систему "равный-равный", чтобы уменьшить потенциальные конфликты?
1. Изменение отношений
· Явно и определенно разграничить отделы и провести "демаркационную линию"
· Усилить роль центральной власти в вопросах разграничения отделов
· Установить равновесие отделов относительно статуса или знаний путем перераспределения ответственности или усиления "самого слабого" звена
· Объединить отделы во главе с одним управляющим
2. Улучшение координации задач
· Разделить задачи между отделами
· Улучшить процедуры координации между ними
· Создать
буферные запасы, чтобы подразделения
сами планировали деятельность
3. Структурирование общения и переговоров
· Добиться формулирования своих условий для сотрудничества
· Обучить технике ведения конструктивных переговоров
· Подключить третью сторону для ведения переговорного процесса
4. Улучшение межличностных отношений
· Провести обучение и тренинг
· Проводить ротацию кадров: обмен персоналом между отделами
Вертикальный конфликт:
«высший против низшего»
Как правило, вертикальный
Информация о работе Роль и значение конфликтов в организации