Экстринсивные
(внешние) мотивы — такая группа мотивов,
когда побуждающие факторы лежат вне деятельности.
В случае действия экстринсивных мотивов
к деятельности побуждают не содержание.
Рассмотрим некоторые виды экстринсивных
мотивов:
- мотив долга
и ответственности перед обществом, группой,
отдельными людьми;
- мотивы самоопределения
и самоусовершенствования;
- стремление
получить одобрение других людей;
- стремление
получить высокий социальный статус (престижная
мотивация). При отсутствии интереса к
деятельности (процессуально-содержательная
мотивация) существует стремление к тем
внешним атрибутам, которые может принести
деятельность, — к отличным оценкам, к
получению диплома, к славе в будущем;
- мотивы избежания
неприятностей и наказания (негативная
мотивация) — побуждения, вызывающиеся
осознанием некоторых неприятностей,
неудобств, которые могут возникнуть в
случае невыполнения деятельности.
Если в процессе
деятельности экстринсивные мотивы не
будут подкреплены процессуально-содержательными,
то есть интересом к содержанию и процессу
деятельности, то они не обеспечат максимального
эффекта. В случае действия экстринсивных
мотивов привлекательна не деятельность
сама по себе, а только то, что связано
с ней (например, престиж, слава, материальное
благополучие), а этого часто недостаточно
для побуждения к деятельности.
- Мотив саморазвития —
стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию.
Это важный мотив, который побуждает индивида
много работать и развиваться. По мнению Абрахама Маслоу, это стремление к полной
реализации своих способностей и желание
ощущать свою компетентность. Как правило,
для движения вперед всегда необходима
определенная смелость. Человек часто
держится за прошлое, за свои достижения,
покой и стабильность. Страх риска и угроза
потерять все сдерживают его на пути саморазвития.
Таким образом, человек часто как будто
«разрывается между стремлением к движению
вперед и стремлением к самосохранению
и безопасности». С одной стороны, он стремится
к чему-то новому, а с другой — страх перед
опасностью и чем-то неизвестным, желание
избежать риска сдерживают его движение
вперед. Маслоу утверждал, что развитие
происходит тогда, когда следующий шаг
вперед объективно приносит больше радостей,
больше внутреннего удовлетворения, чем
предыдущие приобретения и победы, которые
стали чем-то обычным и даже надоели. Саморазвитие,
движение вперед часто сопровождаются
внутриличностным конфликтом, но не являются
насилием над собой. Движение вперед —
это ожидание, предвидение новых приятных
ощущений и впечатлений. Когда удается
актуализировать у человека мотив саморазвития,
увеличивается сила его мотивации к деятельности.
Талантливые тренеры, учителя, менеджеры
умеют задействовать мотив саморазвития,
указывая своим ученикам (спортсменам,
подчиненным) на возможность развиваться
и совершенствоваться.
- Мотив достижения —
стремление достичь высоких результатов
и мастерства в деятельности; оно проявляется
в выборе сложных заданий и стремлении
их выполнить. Успехи в любой деятельности
зависят не только от способностей, навыков,
знаний, но и от мотивации достижения.
Человек с высоким уровнем мотивации достижения,
стремясь получить весомые результаты,
настойчиво работает ради достижения
поставленных целей.
Мотивация достижения
(и поведение, которое направлено
на высокие результаты) даже у одного
и того же человека не всегда одинакова
и зависит от ситуации и предмета
деятельности. Кто-то выбирает сложные
задачи по математике, а кто-то, наоборот,
ограничиваясь скромными целями
в точных науках, выбирает сложные
темы по литературе, стремясь достичь
именно в данной области высоких
результатов. Ученые выделяют четыре фактора,
от которых зависит уровень успеха в каждой
конкретной области:
- значимость
достижения успеха;
- надежда на
успех;
- субъективно
оцениваемая вероятность достижения успеха;
- субъективные
эталоны достижения.
- Просоциальные
(общественно значимые) мотивы — мотивы,
связанные с осознанием общественного
значения деятельности, с чувством долга,
ответственностью перед группой или обществом.
В случае действия просоциальных мотивов
происходит идентификация индивида с
группой. Человек не только считает себя
членом определенной социальной группы,
не только отождествляется с ней, но и
живет ее проблемами, интересами и целями.
Личности, которая побуждается к деятельности
просоциальными мотивами, присущи нормативность,
лояльность к групповым стандартам, признание
и защита групповых ценностей, стремление
реализовать групповые цели. Ответственные
люди, как правило, являются более активными,
чаще и добросовестнее выполняют профессиональные
обязанности. Они считают, что от их труда
и усилий зависит общее дело. Менеджеру
довольно важно актуализировать корпоративный
дух среди своих подчиненных, поскольку
без идентификации с группой (фирмой),
а именно — с ее ценностями, интересами,
целями достичь успеха невозможно. Таким
образом, просоциальные мотивы, связанные
с идентификацией с группой, чувством
долга и ответственностью, являются важными
в побуждении человека к деятельности.
Актуализация у субъекта деятельности
этих мотивов способна вызывать его активность
в достижении общественно значимых целей.
- Мотив аффилиации —
стремление к установлению или поддерживанию
отношений с другими людьми, стремление
к контакту и общению с ними. Сущность
аффилиации состоит в самоценности общения.
Аффилиативное общение — это такое общение,
которое приносит удовлетворение, захватывает,
нравится человеку. Индивид, однако, может
общаться и потому, что пытается уладить
свои дела, установить полезные контакты
с необходимыми людьми. В таком случае
общение побуждается другими мотивами,
является средством удовлетворения других
потребностей личности и с аффилиативной
мотивацией ничего общего не имеет. Целью
аффилиативного общения может быть поиск
любви (или, во всяком случае, симпатии)
со стороны партнера по общению.
1.3.
Теории мотивации.
Теория
мотивации – это разновидность
групповой мотивации, которая базируется
на научных фактах и логически обосновывает
предположенную схему формирования мотивов
у представителей данной социальной группы.
Считается, что первой
теорией мотивации был метод «Кнута
и пряника». Этот метод является сомой
первой концепцией мотивации, которая
возникла в глубокой древности, и просуществовала
на протяжении всей истории развития человека.
Основной смысл этого метода раскрывается
в его названии: за выполненную работу
человек получает вознаграждение (в древности
еду, в настоящее время зарплату), за невыполненную
- наказание (телесные наказания, выговор,
лишение премии, лишение зарплаты).
Этот метод малоэффективен
в современных условия, так как,
во-первых, не предполагает саморазвития
работника, увеличения производительности
по собственной инициативе, повышение
квалификации; а во-вторых, моральное
и социальное развитие человека достигло
такого уровня, когда работник не будет
терпеть морального, а тем более
материального ущемления своих
потребностей, и в случае проявления
таковых уволится. Сейчас метод «Кнута
и пряника» можно проследить в следующей
схеме оплаты труда: это оплата труда по
принципу процент от продаж: продал товар
- получил определенный процент от суммы
сделки, не продал - денег не получаешь.
В настоящее время
существует много теорий мотивации,
которые принято делить на две
категории: содержательные и процессуальные.
Основатели содержательных
теорий, в процессе развития стали замечать,
что материальные факторы уже не так сильно
мотивируют работников. Изучение потребностей
человека привело к появлению теорий,
в основе которых лежит утверждение, что
главным мотивирующим фактором является
не материальный, а психологический. Первая
такая теория связана с именем Элтона
Мэйо (1880-1945), американским социологом,
одним из основателей индустриальной
социологии. Он выдвинул доктрину «человеческих
отношений» в капиталистическом производстве,
выделил противоречия предпринимателей
и рабочих и обосновал их через личные
отношения, в улучшении которых видел
путь к установлению «мира в промышленности».
Огромный
вклад в развитие теории Элтона Мэйо
внес Абрахам Маслоу (1908-1970), американский
психолог, один из лидеров так называемой
гуманистической психологии. Свои взгляды
он изложил в научных трудах: «Теория человеческой
мотивации» (1934), «Обзор психологии» (1934)
и «Мотивация и индивидуальность» (1970).
Маслоу известен как создатель иерархической
теории потребностей (40-е годы), получившей
название «пирамида потребностей»:
Потребности
самовыражения
Потребности
признания
и самовыражения
Потребности
принадлежности
и причастности
Потребности
безопасности
и уверенности в будущем
Физиологические
потребности
В соответствии с
учением Маслоу человек имеет множество
различных потребностей, которые можно
разделить на пять основных категорий:
- Физиологические
потребности, необходимые для выживания
человека (потребности в пище, одежде,
воде, воздухе, убежище и т.п.)
- Потребности
безопасности и уверенности в будущем
(экзистенциальные потребности). Человек
стремиться находиться в безопасном состоянии,
защищающем от страха, болезней и страданий.
Увеерннность в будещем приобретается
за счет гарантийной занятости, приобретения
страхового полиса, за счет создания страхового
потенциала путем получения достойного
образования.
- Потребности
принадлежности и причастности (социальные
потребности). Человек стремиться быть
членом коллектива, участвовать в совместных
мероприятиях. Он ищет внимания к себе,
привязанности и поддержки, дружбы, любви.
- Потребности
признания и самоутверждения (престижные
потребности). Человек испытывает потребность
в самоутверждении, признании его личных
достижений, служебном росте, уважении
со стороны окружающих, лидерству в коллективе.
- Потребности
самовыражения (духовные потребности).
Человек стремиться к наиболее полному
использованию своих знаний, способностей,
умения и навыков. Духовные потребности
находят самовыражение через творчество,
самореализацию личности.
Физиологические потребности
и потребности безопасности и
уверенности в будущем (защищенности)
относятся к первичным (базисным)
потребностям, а остальные виды потребностей
- это вторичные (произвольные), непрерывно
изменяющиеся потребности или метапотребности.
По теории Маслоу,
все потребности можно расположить в виде
строгой иерархической структуры, на ниженм
уровне которой находятся физиологические
потребности, а на верхнем - потребности
самовыражения. Располагая потребности
по уровням, Маслоу хотел показать, что
в первую очередь требуют удовлетворения
физические потребности, а после того,
как они будут удовлетворены, возникает
необходимость удовлетворения потребностей
более высокого уровня. Однако эта иерархическая
структура не всегда является жесткой.
С точки зрения Маслоу,
мотивами поступков людей являются в основном
не экономические факторы, а различные
потребности, которые далеко не всегда
могут быть удовлетворены с помощью денег.
Отсюда он делал вывод о том, что по мере
удовлетворения потребностей работников
будет возрастать и производительность
труда.
Теория Маслоу внесла
важный вклад в понимание того, что заставляет
работников трудиться более эффективно.
Мотивация людей определяется широким
спектром их потребностей. Но вместе с
тем концепция Маслоу вызвала критику.
Отмечалось, что Маслоу не раскрыл природу
тех или иных потребностей, что потребности
по-разному проявляются в зависимости
от положения работника в организации,
пола, возраста, содержания работы и т.п.
Не обязательно потребности возрастают
снизу вверх, как это представлено в «пирамиде»
Маслоу.
Наибольший интерес
представляют три концепции изучения
потребностей, внесшие существенный
вклад в разработку теории мотивации:
- Концепция
К.Альдерфера
- Концепция
приобретенных потребностей МакКлеланда.
- Концепция
двух факторов Герцберга.
Каждая концепция
имеет определенное принципиальное
отличие.
К концепции К.Альдерфера
так же, как и в теории Маслоу, потребности
расположены иерархически. Однако он выделяет
всего три группы потребностей, которые
достаточно наглядно соотносятся с группами
потребностей «пирамиды» Маслоу. К числу
этих потребностей относятся:
- Потребности
существования (по Маслоу: физиологические
потребности и потребности безопасности,
за исключением групповой безопасности)
- Потребности
связи (по Маслоу: потребности принадлежности
и причастности - стремление человека
иметь семью, коллег, друзей, врагов, начальников
и починенных; часть потребностей признания
и самоутверждения - стремление человека
занимать определенное положение в окружающем
мире, а также потребности, связанные с
групповой безопасностью)
- Потребности
роста (по Маслоу: потребности самовыражения,
а также те потребности группы признания
и самоутверждения, которые связаны со
стремлением к развитию уверенности, к
самосовершенствованию и т.п.).
Между теориями Маслоу
и Альдерфера имеется одно принципиальное
различие, состоящее в том, что, по Маслоу,
человек, удовлетворивший потребности
нижнего уровня, переходит к удовлетворению
потребности следующего уровня и т.д. По
Альдерферу движение по иерархии может
осуществляться как снизу вверх, так и
сверху вниз в том случае, если не удовлетворена
потребность верхнего уровня. Наличие
двух направлений движения в удовлетворении
потребностей открывает дополнительные
возможности в мотивации поведения людей.