Рекламно-издательская деятельность библиотек

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Современное состояние библиотечного дела характеризуется тем, что для успешного выполнения задач, стоящих перед библиотеками, уже недостаточно широко использовать традиционные формы, методы и ресурсы библиотечного обслуживания. Значительные преобразования политических, экономических и социальных устоев общества оказали существенное влияние на условия деятельности отечественных библиотек.

Оглавление

Введение.
Глава I. Теоретические основы рекламно-информационной деятельности библиотек.
Библиотечная реклама: определение, сущность, функции
Рекламная деятельность общедоступных библиотек: цели, задачи
Классификация средств и форм рекламы
Глава II. Технология рекламно-информационной деятельности
2.1. Рекламная деятельность как средство формирования общественного имиджа библиотеки.
2.2. Технология внешней и внутренней рекламы библиотеки.
2.3. Технология стендовой и постерной рекламы библиотеки.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

     Тематические  выставки различаются следующим  образом.

     Выставка, посвященная актуальным проблемам современности. Тематика ее может быть чрезвычайно разнообразной и отражать актуальную панораму универсума человеческой деятельности — все отрасли знания, политики, экономики, культуры, литературы и искусства. Подобные экспозиции можно выстроить как серию выставок, имеющих общий заголовок, например "Книги о природе и ее законах", и частные заголовки — "Законы экологии", "Планета Земля и проблема глобального потепления", "Экологическое движение в России" и др.

     Выставки  к памятным и знаменательным датам (Календарь  знаменательных и памятных дат). Представленная литература дает общую характеристику юбилейного (знаменательного) события и содержит минимум необходимой фактографической информации.

     Постоянно действующие выставки-календари посвящаются памятным юбилейным датам и сменяются через определенные периоды времени, приуроченные к очередному историческому событию.

     Выставки-персоналии, выставки-портреты, посвященные жизни  и деятельности выдающихся людей. На этих выставках представляется литература о деятелях мировой и отечественной культуры, книжного дела, науки, техники и т. д.

     На  выставках, посвященных  одному произведению, экспонируются его публикации, переиздания, факсимильные воспроизведения, подготовительные материалы, литература, раскрывающая историю, значение и обстоятельства подготовки к изданию, критические статьи, методические материалы в помощь изучению. В частности, подобные выставки уместно посвящать книгам, удостоенным нобелевских, государственных и иных премий, выдающимся классическим произведениям, в частности, изучаемым в учебных заведениях.

     Жанровые  выставки акцентируют внимание читателя на произведениях одного литературного жанра (повести, любовные (дамские) романы, фантастика, фэнтези, детективы и пр.).

     Особые  разновидности выставок носят преимущественно  досуговый развлекательно-просветительный характер. В основе выставки-кроссворда небольшой кроссворд, "ключ" к разгадываю которого можно найти в приведенной здесь литературе. Выставки-викторины предполагают наличие вопросов и отвечающей на эти вопросы литературы.

     Подготовка и организация выставки начинаются с четкого определения рекламно-информационной задачи, группировки основных и иллюстративных материалов, объекта выставки (проблемной области), аудитории выставочной рекламы, целевого и читательского назначения экспозиции. В соответствии со всем этим производится подбор литературы, продумывается способ ее расположения на стенде.

     Первый  этап — выбор и изучение темы — социально значимой, злободневной, актуальной, оперативно откликающейся  на требования времени. Изучая тему, библиотекарь-библиограф выясняет уровень обеспеченности ее литературой, возможность с помощью наличного документного массива познакомиться с работами, дающими общее представление о выбранной предметно-проблемной области: энциклопедиями и другой справочной литературой, учебниками, учебными программами, основными монографиями и статьями, информационно-библиографическими изданиями. На этом этапе происходят конкретизация, уточнение темы выставки. Составляется ее тематический план, включающий определение ее заглавия и подзаголовков, эпиграфов, цитат, иллюстраций, структуры разделов и подразделов.

     Компоновка  материала должна быть логичной. Литература располагается на стенде согласно тематическому  плану, по значимости. На первое место  выставляются основные, важнейшие произведения, охватывающие все проблемное поле в целом, затем идут тексты, менее значимые, тематически локальные, посвященные различным аспектам темы. Зачастую в конце раздела дается художественная литература, чтобы полнее раскрыть содержание темы. Цитаты, иллюстрации, рецензии помещают рядом с соответствующим изданием.

     Материально-техническое  оснащение выставки представляет собой сочетание традиционных и новейших средств библиотечной экспозиции. Для демонстрации книг используются витрины горизонтальные и вертикальные, открытые и застекленные, стенды, представляющие собой комбинацию из различных витрин и щитов для демонстрации иллюстративного материала, и турникеты, а также боковые стенки стеллажей, столы и прилавки выдачи литературы, щиты, удобные для переноски. Популярны выставки-витрины, где демонстрируются предметные аксессуары и книжные материалы в едином комплексе.

     Выставочные стенды-витрины желательно оформлять  просто, но оригинально, с творческой выдумкой. Практикой установлено, что на стендовой рекламе, плакате больше всего бросается в глаза правый верхний угол. Именно там надо помещать значимый слоган, наиболее существенную информацию. Заголовок выставки должен легко восприниматься. Задача библиотекаря-библиографа — привлечь внимание к выставке самыми разнообразными художественно-графическими средствами (включая богатые электронно-технологические возможности). Особенно важно умение выделять основное, учитывать психологические особенности читателей.

     Стендовая библиотечная выставка теснейшим образом связана с другими видами рекламы, средствами воздействия на читателей. Значительно повышают эффективность библиотечной выставки проводимые рядом с ней беседы и обзоры, привлечение аудиовидеоматериалов с записями обращений авторов и т. д. Устные обзоры и беседы у выставок значительно повышают уровень раскрытия библиотечных ресурсов и престиж библиотеки как социокультурного и информационного центра. Беседы на злободневные темы целесообразно проводить в дни установки выставочного стенда, а затем регулярно, до тех пор, пока экспозиция сохраняет актуальность. Библиотечная выставка — жанр библиотечно-библиографической рекламы, но и она нуждается в специальной рекламе, в частности — в информационных сообщениях о ней в периодических изданиях, на сайтах в Интернете, в передачах по радио. [Борисова, 2003; С.30-35]

 

      Заключение 

     Таким образом, в курсовой работе мы выяснили, что организация рекламной деятельности в библиотеке оказывает влияние на эффективность библиотечной рекламы как важного средства формирования общественного имиджа библиотеки. Чем выше развитие общества, тем активней используется реклама. И хотя разработкой библиотечной рекламы стали заниматься только в последние годы, можно утверждать, что реклама стала неотъемлемой частью библиотечной деятельности.

     Но  не стоит забывать, что как бы хорошо ни была организована работа по продвижению, в основе успеха лежит  качество самой продукции и услуг, качество обслуживания пользователей  и своевременное предупреждение конфликтов между библиотекой и  ее пользователями. Поэтому библиотекам важно ориентироваться на изучение информационных потребностей пользователей. Постоянно совершенствовать свою деятельность, повышать квалификацию, осваивая новые программные средства. Расширять номенклатуру информационных продуктов и услуг, разрабатывая новые дополнительные услуги, повышая тем самым комфортность обслуживания. И, может быть, когда-нибудь самым надежным средством продвижения, не требующим дополнительных финансовых затрат, станет устная реклама – рекомендации постоянных клиентов.

 

      Список литературы 

  1. Закон РФ «Об авторском праве и смежных  правах» [Текст] // Рос. Вести. – 1993. - № 152 (321). – С. 4-6
  2. Закон РФ «О библиотечном деле» [Текст] // Библиотековедение. – 1995. - № 1. – С. 3-17
  3. Федеральный закон «О рекламе» [Текст] // Библиотека и закон: Юрид. Журнал-справочник. – Вып. 3. – М., 1997. – С. 14-27
  4. Кодекс рекламной практики [Текст] // Маркетинг. – 1993. - № 2. – С. 33-36
  5. Нормативные акты, касающиеся вопросов рекламной деятельности [Текст] // Реклама. – 1995. - № 1-2. – С. 26-27
  6. Александрова. «Я люблю читать» - конкурс детского плаката [Текст] / Александрова //Библиотека, - 1999. - № 4. - С. 20 - 21.
  7. Ашервуд, Б. Видимая библиотека [Текст] : Практическое руководство по паблик рилейшен (связям с общественностью) для работников публичных библиотек/ Б.Фшервуд, Пер. с англ. И.П. Осипова, Ред. Л.М. Инькова. – London, 1981. – 51с.
  8. Бабенко, С. Нужна реклама, которая воспитывает [Текст] / С. Бабенко // Библиотека. — 2001. — N11. — С.17-18.
  9. Баукова, Н.И. Роль рекламы и PR библиотеки в продвижении чтения [Электронный ресурс] / Н.И. Баукова / Режим доступа: http://www.rgbs.ru/ru/std/info/doklad
  10. Безносова, О.В. Реклама в библиотеке [Электронный ресурс] / О.В. Безносова. – www.microsoft.com \ isapi \ redir
  11. Библиотечная реклама: Лекция / Челяб. гос. ин-т искусства и культуры; Сост.: З.В.Руссак, И.Ю.Окольнишникова; Отв. ред. М.Я.Соболь; Рец. Л.В.Солоненко.- Челябинск, 1995.-23 с.
  12. Библиотечная реклама / Челяб. гос. ин-т искусства и культуры, Челяб. обл. универс. науч. б-ка, ЦБС г.Челябинска; Сост.: З.В.Руссак, Л.В.Солоненко, И.Ю.Окольнишникова; Рец.: В.Н.Штыхван, С.В.Онищенко.- Челябинск, 1997.- 92 с.
  13. Борисова, О. О. Технология стендовой рекламы в библиотеке [Текст] / О.О. Борисова // Мир библиографии. — 2003. — N 5. — С. 30-35
  14. Борисова, О.О. Библиотечно-библиографическая реклама : гл. 2. Реклама как средство формирования имиджа современной библиотеки [Текст] / О.О.Борисова // Библиография. — 2003. — N 3. — С.101-105
  15. Борисова, О.О. Рекламная кампания библиотек [Текст] / О.О.Борисова // Библиография. — 2001. — N6. — С.56-64. — Библиогр.: с.63-64
  16. Борисова, О.О. Реклама в библиотеке [Текст] : Учебно-практическое пособие / О.О. Борисова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2005. – 216с. ISBN 5-85129-175-3
  17. Бугрова Т. Что может кабинет деловой книги [Текст] / Т. Бугрова //Библиотека. - 1997. - № 12. - С. 13 - 16.
  18. Ванеев, А.Н. Библиотечное дело. Теория, методика, практика: избранные труды А.Н. Ванеев. – СПб, 2004. – 380с. (Серия «Библиотека»)
  19. Власова, Н.М. Психология в рекламе [Текст] : Методическое пособие. – Кемерово, 2000. – 28с.
  20. Гавриленко, О. Л. Реклама в системе информационно-образовательной деятельности библиотек вузов : автореф. дис. [Текст] / канд. пед. наук Гавриленко Ольга Леонидовна ; [С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств]. - СПб., 2004. - 17 с. - Библиогр.: с. 17
  21. Галамага Т. «Чудное мгновенье, запечатленное в веках» [Текст] / Т. Галамага //Библиотека. - 1999. - № 4. - С. 62 - 63.
  22. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама России: практика и рекомендации [Текст] / Л.Ю. Гермогенова. - М.: Партнер Лтд, 1994. - 252 с.
  23. Герасимова, Л.Н., Кокойкина, О.Н. Маркетинг в библиотеке: Учебное пособие для вузов [Текст] / Л.Н. Герасимова, Л.Н.Кокойкина. – М.: Издательство Московского государственного института культуры, 1993. – 64с.
  24. Глазков, М.Н. Реклама как двигатель библиотечно-библиографического дела [Текст] / М.Н.Глазков // Библиография. — 2003. — N3. — С.100-101
  25. Головко, С. И. "Реклама - предмет увлекательный" [Текст] / С.И.Головко // Библиотека. — 2004. — N 6. — С. 76-79
  26. Горбунова, Н. К. Реклама в сфере деятельности вузовской библиотеки [Электронный ресурс] / Н.К. Горбунова // Университетская библиотека: выбор пути : материалы Четвертой Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2002. - <http://dspace.lib.usu.ru/handle/123456789/643>
  27. Данилова, М. «Поставить всех в известность о… себе» [Текст] / М. Данилова // Библиотека. – 2006. - № 2. – С. 71-72
  28. Зайцева, Н. Эффективность рекламы и особенности рекламной коммуникации [Электронный ресурс] /Н. Зайцева. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/recl8.htm
  29. Зуева, О. И., Рекламно - имиджевая деятельность библиотек [Электронный ресурс] / О.И. Зуева. – Режим доступа: http://www.nlr.ru/nlr/div/nmo/zb/lib/search.php?id=1381&r=4
  30. Клюев, В.К. Научные основы рекламной деятельности библиотеки [Текст] / В.К.Клюев // Библиография. — 2003. — N3. — С.97-100
  31. Кохтев, И.Н., Розенталь, Д.Э. Слово в рекламе [Текст] / И.Н. Кохтев, Д.Э. Розенталь. – М.: Экономика, 1978. – 72с.
  32. Матлина, С. Г. Привлекательная библиотека, или Что может реклама : практ. Пособие [Текст] / С.Г. Матлина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Либерея, 2000. - 127 с. - (Альманах "Приложение к журналу "Библиотека"; 1 полугодие 2000). - Библиогр.: с. 122-126
  33. Мильчакова, С. «Фирменные» цвета для малышей [Текст] / С. Мильчакова // Библиотека. – 2006. - № 4. – С.41-42 (Рекламные технологии: дизайн)
  34. Минкина, В.А., Брежнева, В.В. Информационное обслуживание. Продукты и услуги, предоставляемые библиотеками и службами информации [Текст] / В.А. Минкина, В.В. Брежнева. – СПб., 2004. - 320с. – (Серия «Библиотека»)
  35. Михнева, И. Б. Цесарская Г. Л. Как сделать рекламу библиотек [Текст]: Теория. Методика. Практика / И.Б. Михнева, Г.Л. Цесарская – М.: НВЦ "Библиомаркет", 1996. – 220 с.
  36. Мужикова, Е. Выставка – это всегда интересно [Текст] / Е. Мужикова // Библиополе. – 2009. - № 1. – С.31
  37. Немировский, К. Дизайн рекламных материалов [Электронный ресурс] / К. Немировский. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/recl6.htm
  38. Окольнишникова, И.Ю. Рекламная деятельность отечественных общедоступных библиотек: история, теория, методика : автореф. дис. [Текст] / канд. пед. Наук И.Ю.Окольнишникова ; Челяб. гос. ин-т искусства и культуры, Тюмен. гос. ин-т искусства и культуры. — СПб., 1998. — 15 с.
  39. Осипова О. Современный дизайн, или новый взгляд на старые проблемы [Текст] / О. Осипова //Библиотека. – 1998. - № 10. - С. 77 - 79.
  40. Петреева, С.В. Рекламная деятельность как средство формирования общественного имиджа библиотеки [Электронный ресурс] // Менеджмент библиотек учреждений образования : IV Международная конференция / ВГУ им. П.М. Машерова. - Витебск, 2003. <http://lib.vsu.by/by/konf/pt.htm>
  41. Подшивайлова, О. Служба «Библиосервис» [Текст] / О. ПОдшивайлова // Библиотека. – 2006. - № 1. – С. 58-59
  42. Рекламная деятельность: Учебник для вузов [Текст] / Ф.Г.Панкратов, Ю.К.Баженов, Т.К.Серегина, В.Г.Шахурин.-2-е изд., перераб.и доп.-М., 2000.-С.42
  43. Реклама в практике работы отечественных библиотек: историч. аспект // Библиотека. Общество. Читатель: Межвуз. сб. науч. ст.- Челябинск, 1996.- С. 30 - 39.
  44. Рейнш, А. PR-акции приобщают к прекрасному [Текст] / А. Рейнш // Библиотека. – 2009. - № 5. – С. 39
  45. Рудич, Л.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии [Текст] : Учебное пособие / Л.И. Рудич. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. – 268с. ISBN 5-202-00156-8
  46. Руссак З.В., Окольнишникова И.Ю. Рекламная деятельность библиотек: Лекция/ Челяб. гос. ин-т искусства и культуры; Рец.: Л.В.Солоненко, В.Н.Штыхван.- Челябинск, 1996.-64 с: ил.
  47. Справочник библиотекаря [Текст] / Науч.ред.А.Н.Ванеев,В.А.Минкина.-2-е изд., испр. и доп.- СПб., 2001.-448с.
  48. Теория и практика библиотечной рекламы: Прогр. курса по выбору для студ. III курса дневного и заочного отд-ний. - Челябинск, 1995.- 10 с.
  49. Теория и практика библиотечной рекламы: Материалы к изучению курсов по выбору "Библиотечный менеджер" и "Библиотекарь - организатор досуга" для студентов дневного и заочного отд-ний информ.-библ. фак.- Челябинск, 1995.- 17 с.
  50. Цесарская, Г. О фирменном стиле [Текст] / Г.О. Цесарская //Библиотека.-1997.-№1.-С.32-33
  51. Чрелашвили, О. А. Реклама в библиотеке и реклама библиотек [Текст] / О.А.Чрелашвили // Библиотечное дело. — 2004. — N 8. — С. 31-34

Информация о работе Рекламно-издательская деятельность библиотек