Рекламно-издательская деятельность библиотек

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 08:46, курсовая работа

Краткое описание

Современное состояние библиотечного дела характеризуется тем, что для успешного выполнения задач, стоящих перед библиотеками, уже недостаточно широко использовать традиционные формы, методы и ресурсы библиотечного обслуживания. Значительные преобразования политических, экономических и социальных устоев общества оказали существенное влияние на условия деятельности отечественных библиотек.

Оглавление

Введение.
Глава I. Теоретические основы рекламно-информационной деятельности библиотек.
Библиотечная реклама: определение, сущность, функции
Рекламная деятельность общедоступных библиотек: цели, задачи
Классификация средств и форм рекламы
Глава II. Технология рекламно-информационной деятельности
2.1. Рекламная деятельность как средство формирования общественного имиджа библиотеки.
2.2. Технология внешней и внутренней рекламы библиотеки.
2.3. Технология стендовой и постерной рекламы библиотеки.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 191.00 Кб (Скачать)

     Для наружной рекламы тщательно подбирается  место, учитывая при этом такие факторы, как:

     - расстояние до входа или подъезда (чем больше это расстояние, позволяющее хорошо увидеть наружную рекламу, тем эффективнее она работает);

     - скорость проезжающего мимо транспорта (в данном случае более высокая  скорость обратно пропорциональна  желаемому эффекту);

     - угол установки плаката (щита) по отношению к направлению уличного движения (прямая проекция более выгодна);

     - реклама наиболее выгодна в  случае, если расположена одиноко  и никакие другие средства  не отвлекают потенциального  потребителя.

     Рекламные щиты.

     Они чаще всего бывают стационарные, реже – навесные. Они привлекают взгляды проезжающих и проходящих мимо людей. Чаще всего, к поверхности щита прикрепляют отпечатанную типографским способом афишу или же на окрашенную поверхность щита маслом или акрилом наносят основные сведения о библиотеке: ее адрес, часы работы, перечень оказываемых услуг, рекламируя деятельность библиотеки и давая потенциальным посетителям представление о ней. Психологи называют такое воздействие «эффектом пойманной аудитории».

     Вывески, как и витрины, создают первоначальное представление о библиотеке, ее статусе. В последнее время библиотеки все чаще задумываются о своем лице - вывеске, делая его привлекательным, индивидуальным, используя не только свет, цвет, но и объем.

     Обычно  библиотека использует не одну, а несколько вывесок одновременно. Первая, прежде всего, дает представление о функциональном назначении учреждения, размещенного в здании. Другие конкретизируют сведения: сообщают о часах работы, перечне услуг. Постоянные вывески дополняются временными, используемыми периодически. По сути своей они близки к объявлениям: о переходе на летний режим работы, закрытии библиотеки на санитарный день или по техническим причинам. Желательно, чтобы постоянные и временные вывески были выполнены в одном цветовом и графическом стилях, сочетающихся со всей наружной рекламой. Хранят «временные» вывески в библиотеке, а не пишут каждый раз от руки.

     К сожалению, в большинстве случаев  библиотечные вывески представляют собой обычную плоскую доску  с наименованием, номером библиотеки, ее принадлежностью к определенной ЦБС и муниципалитету или округу, району. Вывеска может быть расположена по длине, высоте здания или на фасаде, а если буквы еще и светящиеся, то вывеска привлекает к себе внимание издалека. Вывеска, наряду с сообщением о названии библиотеки может содержать информацию и о режиме ее работы. На фасадах зданий лучше использовать объемные вывески со световой подсветкой и вывески из светящихся букв (неоновое освещение), преимущество которых заключается в том, что они не только более привлекательны, но и хорошо видны в темное время суток. Внутри здания рекомендуется использовать вывески, не выделяющиеся из общей цветовой гаммы помещения, но и в то же время четко указывающие на наличие библиотеки.

     Содержание  вывески, рассчитанное на мгновенный охват взглядом, должно включать самую необходимую информацию. Например: «Центральная районная библиотека имени...». Этих сведений, как считают многие практики, вполне достаточно для оформления вывески. Дополнительные сведения уместнее давать в официальной документации, в том числе в читательском билете, в вывеске же они сыграют, скорее, негативную роль, обезличивая ее, лишая индивидуальности. Причем, местному жителю информация о том, что библиотека находится в районе или городе таком-то не нужна, а приезжим достаточно надписи «Центральная районная библиотека» или ее аналога.

     Привлекательный образ библиотеки создают ее витрины. При этом учитывается, что витрина (сквозная) соединяет внешнюю среду с внутренним пространством библиотеки. Именно двустороннее восприятие продиктовало способы ее оформления. Профессионалы рекламного дела любят сравнивать витрину с визитной карточкой учреждения, т.к. умело оформленная витрина дает сведения прохожим о том, открыта ли библиотека, какова специфика ее деятельности, какие услуги она предлагает и т.п. К сожалению лишь немногие библиотеки используют уникальные возможности этого вида наружной рекламы. А ведь даже небольшая глубина простенка позволяет использовать его в качестве своеобразного просцениума, на котором, по законам сценографии, можно выстроить спектакль. В зависимости от специфики библиотеки действующими лицами могут быть: нарисованные герои детских сказок с соответствующими книжками в руках; в библиотеке, специализирующейся на экологических проблемах, витрину можно оформить в виде зелено-голубого подводного царства, на скалах которого размещены популярные книги о природе, или же создать зимний сад из живых и искусственных растений; иногда витрина представляет собой регулярно меняемую выставку книжных новинок.

     Занавеси, прикрывающие витрины. Плотные витрины позволяют изолировать посетителей от уличного шума, создают благоприятные условия для работы с книгой, особенно в читальном зале. На абонементе же выигрышней будет смотреться легкий ажурный тюль. С улицы такие витрины выглядят не только уютно, но и нарядно, как при дневном свете, так и в темноте. Это привлекает в библиотеку посетителей.

     Реклама в витринах имеет свои особенности, т.к. взгляд стоящих перед ней  фиксируется на середине ее нижней части. И предметы, размещенные внизу, в середине витрины, рассматриваются в 10 раз интенсивнее, чем в верхней.

     Фотографии  в рекламе привлекают больше внимания, чем рисунки.

     Иллюстрации, изображающие людей, привлекают внимание на 23 % больше, нежели иллюстрации, изображающие неодушевленные предметы.

     Оформляя  витрину, желательно предусмотреть  регулярную замену ее отдельных элементов  или сюжета в целом. Иначе, она  через определенное время примелькается, не говоря уже о том, что просто выгорит на солнце, запылится и  т.п. К тому же, сменяемость наружной рекламы, особенно витрин, дает населению возможность визуально наблюдать за динамикой развития библиотеки, освоением новых направлений и форм работы.[Борисова, 2003; С.30-35] 

     2.3 Технология стендовой и постерной рекламы библиотеки 

     Стендовые библиотечные выставки имеют не только ярко выраженные рекламные функции, но и позволяют наглядно представить  основные компоненты библиотечно-библиографической  деятельности, логику их развития, а  также выявить социальный эффект библиотечно-информационной деятельности. Благодаря стендам можно получить объективное, многогранное, "голографическое" представление о реально существующих направлениях деятельности библиотечно-библиографических учреждений, их подразделений в наглядной, легко воспринимаемой форме.

     На  стендах бывают представлены не просто таблицы, диаграммы, графики,- статистические показатели. Создается информация-метафора, подразумевающая глубокие пласты библиотечно-информационной, библиографической деятельности. [Борисова, 2003; С.30-35]

     На  стендах помещаются разнообразные текстовые  материалы: книги, распечатки текстов из массивов электронной информации, диски, дискеты, схемы, таблицы, слайды, магнитные ленты, фильмы и т. д. При помощи досок-блокнотов удобно демонстрировать материалы, содержащие сведения о библиотечно-библиографическом учреждении, его продуктах и услугах.

     Планирование  стендовой презентации начинается с принятия решения о ее проведении, затем следуют изучение темы, подготовка материала, экспонирование, организация  встреч, бесед, обзоров.

     Стендовая презентация должна представлять собой  не случайный набор, а целостную  систему логически выстроенных  актуальных, социально и профессионально  ориентированных документов. Композиция призвана быть привлекательной по своей  цветовой гамме, шрифтам, организации материалов.

     Эффективной формой рекламы в библиотеке является стенд с плакатами (постерами). Постерное направление библиотечно-библиографической, рекламно-информационной деятельности считается весьма перспективным, особенно в связи с возможностями, которые открывают компьютерная графика и другие новейшие электронные технологии.

     Наиболее  апробированными формами стендовой рекламы являются библиотечные (книжные) иллюстративные выставки литературы, — практикуемые в отечественных библиотечно-библиографических и книготорговых учреждениях с середины XIXв. До настоящего времени они пользуются неизменным успехом у читателей. Виды выставок разнообразны как по содержанию, так и по оформлению. Выделим основные группы:

     Первая  группакнижные выставки информационного характера. К ним относятся выставка новинок и выставка "забытых", редко или совсем не спрашиваемых книг.

     Выставка  новинок литературы (новые  поступления). Экспонируемые книги объединяются по чисто формальному признаку — времени выхода в свет и поступления в библиотечно-библиографическое учреждение. Для удобства пользования выставкой литература группируется по отраслям знания. На одну полку выставляются новинки социально-экономической литературы, на другую — естественнонаучной, далее — технической, сельскохозяйственной и т. д.

     Выставка  новинок может проводиться и  в такой форме, как открытый просмотр. Она концентрирует внимание читателей на крупных массивах документов разных типов и видов по одной или нескольким проблемам, темам, отраслям знания. Они могут охватывать несколько сот названий. Цель открытых просмотров — познакомить читателей с новой литературой в условиях доступности и комфорта. Посетителю предоставляются по возможности удобные условия для работы, он может сесть за стол, почитать заинтересовавшую его книгу, сделать выписки, в том числе библиографические, получить ксерокопию.

     Широко  практикуются "открытые просмотры" при проведении дней информации, дней специалиста и других подобных мероприятий. Открытый просмотр дает возможность  фронтального, комплексного ознакомления с литературой. Не только с ограниченным числом новинок, но и всей коллекцией

     Столы новинок — разновидность  выставки новых поступлений, которую организуют многие публичные библиотеки. На особых столах в удобных для экспонирования пространствах библиотеки выставляют 30—40 новых изданий.

     Настенные (стендовые) постоянные выставки оформляются по наиболее важным, "вечным" темам или в целях непрерывного мониторинга новых поступлений литературы.

     Выставка  новых журналов — распространенная и эффективная разновидность экспозиций, не требующая серьезной технологической подготовки. Новые журналы, как и книги, группируются по отраслям знания.

     Выставки-просмотры призваны знакомить читателей с новой литературой по универсуму человеческой деятельности или по определенному вопросу в условиях доступности, открытости, комфортности.

     Особые  функции выполняют выставки-книжные развалы, выставки-аукционы и т. д.

     Выставка "забытых" книг — экспонирование литературы, которая по тем или иным причинам совсем или почти совсем не пользуется спросом у читателей, хотя по своему содержанию представляет значительную ценность и требует актуализации. Выставка "забытых" книг напоминает о произведениях, которые по каким-либо причинам неизвестны или малоизвестны широким кругам читателей и поэтому стоят на полках без движения. Такие выставки обогащают представление читателя о литературе, способствуют повышению культурного и профессионального уровня, возобновляют "связь времен", содействуют сохранению социальной памяти. На выставках этого типа могут быть представлены книги по различным отраслям знания, не связанные друг с другом по содержанию, тематике или времени написания. В то же время практикуются и тематические выставки "забытых" книг определенного содержания. Эффективность подобных экспозиций во многих случаях не ниже, а даже выше, чем у выставок новинок.

     Особая  разновидность библиотечных экспозиций — выставки книжных памятников — редких и ценных изданий из коллекций библиотек, музеев книги или частных собраний. При подготовке таких выставок, имеющих значительное популярно-просветительское, историко-культурное, учебно-вспомогательное значение, проводится большая исследовательская историко-книжная, источниковедческая работа. Обосновываются научные принципы экспозиций, определяются понятие "книжный памятник" и круг книг, которые относятся к этому понятию.

     Второй  вид библиотечных экспозиций — тематические выставки, включающие документы и материалы по определенной теме.

     Это основной и наиболее распространенный вид библиотечно-библиографической рекламы. Тематические выставки помогают читателям в приобретении или углублении знаний по какому-либо вопросу путем рекомендации специально подобранной литературы. Экспонируемые тексты последовательно раскрывают тему выставки, каждый экспонат так или иначе связан с окружающими его материалами, что детализирует освещение темы. Каждая книга и статья, помещенные на выставке, имеют свое, строго определенное место. Для более живого и убедительного показа широко используются иллюстративные материалы, "вещественные" экспонаты, например воинские каски, погоны, награды, муляжи оружия на выставках, посвященных военной тематике.

Информация о работе Рекламно-издательская деятельность библиотек