Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 02:22, курсовая работа
Руководитель, ориентированный на результат, действует не на основе своих предположений и слухов. Он не считает себя прирожденным знатоком человеческих душ и снова и снова изучает факторы поведения людей, весьма многопланового и во многих случаях необъяснимого. Руководитель, ориентированный на результат, сознательно основывает свою деятельность по управлению индивидами и группами на продуманном представлении о человеке, которое он стремится постоянно развивать. Эффективный руководитель несет ответственность за хорошие результаты деятельности не только в настоящем, но и на будущее. Это часть его управленческой работы. Его задачей является такое развитие подчиненных, чтобы они могли лучше, чем раньше, справляться с текущими задачами и предугадывать потребность развития на будущее.
Введение........................................................................................................ 5
1. Основные знания, которые дают теории мотивации к работе и исследования мотивации ....................................................................................... 6
1.1. Двухфакторная теория мотивации Герцберга …………………..... 6
1.2. Иерархия потребностей (Маслоу) ..................................................... 8
1.3. Теория ожиданий (Врум, Портер, Лоулер) ....................................... 9
1.4. Ситуационные, личностные и другие факторы, влияющие на мотивацию................................................................................................................ 11
1.5.) Потребности в достижении, присоединении и власти как фактор поведения на работе ............................................................................................. 13
2. Факторы, влияющие на удовлетворенность работой и мотивацию ... 15
3. Проблематика середины служебной карьеры ....................................... 18
4. Развитие с помощью кризисов ................................................................ 20
5. Мероприятия по обеспечению собственной мотивации к жизни и работе..................................................................................................................... 21
6. Забота о здоровье как одна из форм морального стимулирования ..... 24
6.1) Забота о физическом состоянии ...................................................... 25
6.2) Забота о психическом состоянии ..................................................... 26
7. Заключение ................................................................................................ 28
8. Список использованной литературы ..................................................... 27
3. ПРОБЛЕМАТИКА СЕРЕДИНЫ
СЛУЖЕБНОЙ
КАРЬЕРЫ.
У многих людей в возрасте от 35 до 50 лет в какой-то момент наступает этап “брожения“, когда мотивация резко падает. Появляется значительное число проблем, корни которых кроются довольно глубоко.
В середине служебной карьеры человек осознает, что смертен. Одновременно он видит ограниченность и постоянное сужение собственных возможностей. У многих на первый план вновь выступают противоречия и чувства, присущие молодости. Уход выросших детей из дома, конфликты или эмоциональные причины изменяют в среднем возрасте отношение к детям и жене или мужу. По этим причинам в середине служебной карьеры снижается мотивация к работе и увеличивается число проблем на работе и дома. Для их разъяснения каждый должен решить следующие вопросы:
1. Узкая/широкая специализация по службе.
2. Нахождение своего места в организации и познание собственных сильных сторон.
3. Выяснение границы между мечтой и действительностью.
4. Одобрение обязанностей, связанных с руководством другими.
5. Достижение действительного равновесия в обязательствах по отношению к работе, семье, хобби, собственному развитию.
6. Сохранение положительного стремления к развитию.
Если человек может с открытыми глазами решить эти 6 вопросов и осмелится действовать на основе своего решения, он может сохранить действительное равновесие и мотивацию.
На
основе результатов исследований можно
сделать вывод, что творческий подход
и мотивация человека колеблются как в
интервале пяти лет, так и в соответствии
с этапами служебной карьеры. Для обеспечения
эффективной деятельности и личности,
и организации необходимо познать эти
колебания, найти ответы на вопросы и уточнить
мероприятия по развитию.
На
основе приведенных результатов исследований
можно убедиться в том, насколько важной
для руководителя является забота о собственном
постоянном развитии в середине служебной
карьеры. Необходимые мероприятия
зачастую носят совсем иной характер,
чем в начале трудовой жизни. Руководителю
нужно определять потребность развития
собственной мотивации в зависимости
от этапа служебной карьеры. Надо быть
честным с самим собой, чтобы вовремя приступить
к осуществлению действительно важных
мероприятий с целью изменения собственной
мотивации. В своем трудовом коллективе
нужно по собственной инициативе выяснить
для себя, какие перспективы с точки зрения
карьеры и развития предлагает организация.
Подчиненный имеет право на поддержку
со стороны начальника в этом случае.
Целью является развитие мотивации руководителя,
ориентированного на результат, на основе
потребностей и служебной карьеры.
В этом случае выясняют, каким образом
нужно улучшить его мотивацию, чтобы он
смог более эффективно выполнять свою
работу, и прогнозируют изменения в содержании
управленческой работы в ближайшие годы
и требованиях, предъявляемых к
мотивации.
4.
РАЗВИТИЕ С ПОМОЩЬЮ
КРИЗИСОВ.
Организация развивается и через преодоление проблемных ситуаций. Развивается тот трудовой коллектив, который вовремя признает грядущие проблемы и кризисы, относится к ним открыто, настроен встретить их и решить, а также извлекает из них уроки. В свою очередь та организация, которая скрывает проблемы, преуменьшает трудности, не хочет с ними встречаться, а только объясняет их действием внешних факторов, неизбежно столкнется с трудностями. Мы не осмеливаемся вовремя фиксировать те сигналы тревоги, которые присутствуют в нашем непосредственном окружении. Мы даем возможность событиям зайти слишком далеко, прежде чем начинаем действовать. Мы ждем, что нас спасет чудо. Обычно так не случается, поскольку эффективное и результативное управление не строится на чудесах.
Сказанное выше относится и к каждому из нас, работающему в трудовом коллективе. Мы тоже развиваемся или имеем возможность развиваться через кризисы и трудности. Первые серьезные трудности в молодости воспринимаются как несчастливая случайность, которая больше не повторится. Позже и в среднем возрасте мы замечаем, что наша жизнь состоит как из великолепных успехов и удач, так и из трудностей, кризисов и проблем. Чем раньше мы познаем это, тем лучше будут наши возможности приготовиться заранее и справиться с ними.
Каждому
- и тому, кто только вступил в трудовую
жизнь, и тому, кто работает уже долго,
хотя бы 10 лет, - нужно осознанно и вовремя
заботиться о собственной мотивации к
работе и жизни, поскольку в течение следующих
10 - 20 лет существенные кризисные этапы
будут чередоваться с успешными периодами.
Необходимо стремиться к новому творчеству,
ощущению событий, которые наполняют содержанием
нашу жизнь на работе. Ведь работа занимает
значительную часть нашего времени, поэтому
стоит сделать ее максимально богатой
по своему содержанию.
5. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ
СОБСТВЕННОЙ МОТИВАЦИИ
К
ЖИЗНИ И РАБОТЕ.
пытаться делать все, не нужно делать самую спешную работу, а только самую важную с точки зрения конечных целей.
Нужно иметь друзей как на работе, так и вне ее. Заботы требует не только машина, но и дружеские отношения, и они гораздо важнее. Человеческие взаимоотношения нужно оберегать, поскольку автоматически они не сохраняются. Хорошие человеческие взаимоотношения внесут многое в содержание и мотивированность жизни. Всегда найдется время для друзей, если правильно оценить значение дружеских отношений.
Некоторые практические возможности обеспечения собственной мотивации к работе:
6. ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ СОТРУДНИКОВ
КАК ОДНА ИЗ ФОРМ МОРАЛЬНОГО
СТИМУЛИРОВАНИЯ.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уже в опубликованном в 1946 г. определении здоровья тесно увязала физическое и психическое состояние человека. Согласно определению ВОЗ, здоровье - это состояние хорошего физического, психического и социального самочувствия, то есть здоровье - это не только отсутствие болезни или травмы. Уравновешенная и зрелая личность строится на этих трех основных элементах. Ответственность за создание хорошего самочувствия лежит в первую очередь на самом человеке. Целенаправленная забота о здоровье отражает способность и желание личности отвечать за себя.
Руководитель
должен заботиться о том, чтобы не подвергать
опасности здоровье вверенных ему сотрудников.
Он ответственен за то, чтобы в их сфере
деятельности были всем известны и выполнялись
предписания по технике безопасности.
Руководитель не должен поручать своим
сотрудникам работу, которая не соответствует
состоянию их здоровья.
6.1)
Забота о физическом
состоянии.
Развитие физической формы оказывает укрепляющее влияние на психическую структуру. Физическая активность предлагает хороший путь для снятия психического давления. Активно занимающиеся оздоровительным спортом обосновывают свой энтузиазм тем, что они чувствуют, как физическое утомление делает более яркой и четкой умственную деятельность. Психический настрой возрастает, и находится новый угол зрения для трудных и не дающих покоя вопросов.
Не нужно делать так, чтобы занятия спортом становились новым поводом для стресса.
Забота о физическом состоянии не только дает душевное здоровье, но и защищает от болезней.
Проблемой
сегодняшнего человека является именно
недостаточное использование возможностей
собственного тела. Организм изнашивается
раньше времени, поскольку его не тренируют
и не дают достаточной нагрузки. То
же самое относится и к мозгу. Если
не использовать мозг, то есть душевные
ресурсы, он атрофируется.
6.2)
Забота о психическом
состоянии.
Забота о душевном здоровье предполагает необходимую заботу и о психическом состоянии. Ухудшение психического состояния проявляется наиболее наглядно в душевном дискомфорте. Жизнь гнетет, в мыслях - пустота, бесцельность и иррациональность. Уставший и апатичный человек уходит в себя и больше не может интересоваться другими. Если такая ситуация продолжается долго, есть опасность, что психическое равновесие будет полностью потеряно. Поэтому важно, чтобы расстройства в психике были выявлены уже на ранней стадии, тогда не потребуется длительного лечения.
Центральным в душевном здоровье является равновесие. Душевно здоровый человек способен налаживать отношения обратной связи: передавать и воспринимать чувства и переживания. Он может делать работу и радоваться достигнутому. Кроме того, душевное здоровье включает в себя и способность переносить потери, поскольку отказ от чего-либо тоже входит в понятие человеческой жизни. Отказ содержит боль и горе, особенно тогда, когда потеря связана с человеческими взаимоотношениями. В целом душевное здоровье означает не беспроблемность, а способность сохранить равновесие независимо от изменений. Никто не может быть уравновешенным во всех жизненных ситуациях.
Решающее влияние на психическое самочувствие оказывают человеческие отношения. Человек испытывает и проверяет себя в отношении к другим. Если человеческие взаимоотношения, например из-за вечной спешки, постоянно остаются поверхностными и скоротечными, то человеческое взаимовлияние обедняется. Дружеские и семейные отношения требуют времени и полноценного общения. Откровенные и тесные человеческие взаимоотношения создают ощущение безопасности и дают смелость приступать к любым, даже проблематичным планам и осуществлять их.
Отдых и достаточный сон влияют не только на настроение, но и на душевное здоровье. Достаточно долгий и непрерывный ночной сон является одной из главных предпосылок душевной бодрости. Нельзя отбирать у ночного сна часы для работы, поскольку это очень скоро скажется на результатах.
Увлечения
и досуг дают возможность увеличить душевную
бодрость. Резервируя время для себя
и для своих увлечений, человек делает
свою жизнь богаче. Свободное время
отдаляет нас от работы и помогает расслабиться.
Таким образом получают заряд бодрости
для будущей работы.
Информация о работе Развитие системы мотивации персонала на предприятии