Таблица 1 – Подходы к определению
экономической эффективности «Персонал
— издержки» |
«Персонал — ресурс» |
Принуждение |
Целесообразность |
Минимизация |
Оптимизация |
Малый период планирования |
Длительный период планирования
|
Результаты |
Средства + результаты |
Количество |
Качество |
Негибкий |
Гибкий |
Зависимый |
Автономный |
- Рассмотрим несколько всемирно признанных моделей оценки эффективности.
- Модель Киркпатрика
- С 1959 г. для оценки результативности обучения широко применяется Модель Киркпатрика (рис. 1). Она предусматривает четыре уровня оценки:
- Уровень 1. Реакция – понравилось ли обучение участникам и почему (чаще применяется форма анкетирования как участника обучения, так и его руководителя).
- Уровень 2. Усвоение (обучение) – что нового и полезного было усвоено в процессе обучения. [9] Для проверки данного уровня широко применяются тесты, кейсовые задания, письменные опросники. [6]
- Уровень 3. Поведение – что изменилось в поведении обучавшегося (применение полученных знаний и навыков).
- Уровень 4. Результат – повлияло ли обучение на эффективность работы организации (сокращение затрат, уменьшение сроков, улучшение качества продукции (услуг)).
- К сожалению, такая модель не позволяет принимать информированное решение о вложении средств до того, как эти средства будут вложены и не будет виден результат тренинга. [6]
-
Рис. 1 – Анализ эффективности обучения
(Анимация: объем – 12,2 КБ; размер – 619х314; кол-во кадров – 5; задержка между кадрами – 1,5 сек.; кол-во циклов повторения – 5)
- Модель Филипса
- Уровень 4 Модели Киркпатрика не дает ответ на вопрос, стоил ли того тренинг. В 1991 году Джек Филипс добавил в эту систему 5-й уровень с названием «Возврат на инвестиции (ROI)». Вопрос, который задается на этом уровне: оправдал ли тренинг вложенные в него средства? Формула расчета проста:
- Тем не менее, расчет ROI требует больших временных затрат.
- Модель Тайлера
- Тайлер считает, что одной из главных проблем в области образования является неконкретное, расплывчатое определение целей образовательных программ. Под «целями» понимаются задачи обучения. Этот целевой подход лежит в основе процесса оценки Тайлера, который состоит из следующих шагов:
- 1. Постановка четких целей и задач.
- 2. Классификация этих целей и задач.
- 3. Определение целей и задач в терминах поведения.
- 4. Поиск ситуаций, в которых можно проверить, насколько цели достигнуты.
- 5. Определение техники оценивания.
- 6. Сбор данных, касающихся эффективности обучения.
- 7. Сравнение данных об эффективности обучения с данными об эффективности достижения желаемых моделей поведения.
- Различия данных должны вести к внесению изменений в программу, после чего цикл оценивания повторяется.
- Это очень напоминает Уровень 3 Модели Киркпатрика, только гораздо подробнее. Тем не менее, поведенческие цели и задачи в рамках этой модели практически не связаны с результатами, влияющими на эффективность обучения по ROI (возврат на инвестиции).
- Модель Скривенса
- Модель Скривенса, нацеленная на результат, требует внешнего оценщика, не осведомленного о поставленных перед обучением целях и задачах. Он должен определить ценность программы по итогам обучения.
- С одной стороны это удобно, в частности, когда упор делается на эффективность работы компании – проверить эффективность программы проще, когда перед глазами эффективность отдельного сотрудника или эффективность достижения поставленных целей. Но в этом случае оценка может быть необъективной и не в должной мере подробной. Эта Модель по определению не может предсказать результаты обучения или использоваться для расчета коэффициента ROI, поскольку практически не имеет отношения к определению истинных причин низкой эффективности или нежелательных моделей поведения.
- Модель Стафлебима
- Модель Стафлебима CIPP известна как системная модель и состоит из четырех основных компонентов:
- – Контекст – определяется цель, преследуемая аудиторией, и потребности, которые должны быть удовлетворены.
- – Вход – определяются ресурсы, возможные альтернативные стратегии, а также самый простой способ удовлетворить установленные потребности.
- – Процесс – оценивается, насколько хорошо выполняется разработанный план.
- – Продукт – оцениваются полученные результаты (достигнуты ли цели, вносятся поправки в порядок разработки плана).
- Эта модель изучает и сам процесс, и его результат. Однако оценивание вероятных результатов непосредственно перед обучением не проводится, следовательно, модель не годится для оценки ROI без дальнейшей доработки.
- В отличие от моделей Филипса и Киркпатрика в рамках данной модели требуется взглянуть на эффективность процесса, то есть акцент делается на результате. Достигла ли она своих целей?
- Модель Берда
- Модель Берда CIRO охватывает несколько уровней Модели Киркпатрика (Уровни 1 и 4) в случае, если оценивается эффективность подготовки (а не только результативность). Основными компонентами являются контекст, вход, реакция и результат. Во многом эта Модель очень похожа на Модель CIPP и тоже страдает недостатком деталей и рекомендаций по использованию каждого из четырех основных компонентов.
- Модели CIPP и CIRO в какой-то мере следуют за Киркпатриком и Филипсом в плане использования контрольных групп и предварительных оценок способов улучшения тренинга, чтобы в будущем можно было дать ответ на вопросы ценности тренинга и правильного использования ограниченных ресурсов. [9]
- Методика бипараметрической оценки
- Мак Ги предлагает бипараметрическую оценку, то есть рассматривает результативность и эффективность обучения, он также вводит понятия результативности и эффективности и как их оптимальное сочетание вводит понятие производительности обучения.
- Методика измерения эффективности должна учитывать специфику обучающих мероприятий, спектр которых достаточно широк.
- Если стоит задача – оценить успешность мероприятий через снижение стоимости бизнес-процесса (правда это только частный случай – снижение издержек), то оптимальным будет следующий набор формул для оценки эффективности обучения.
- Частный экономический эффект от мероприятия по обучению персонала, вызвавшего изменение стоимости данного бизнес-процесса можно определить следующим образом:
- где
– стоимость бизнес-процесса (единицы производимой продукции) до обучения, ден. ед.;
– стоимость бизнес-процесса после обучения, ден. ед.
- Определение абсолютного значения эффекта позволяет лишь выяснить тенденции, масштаб и направление эффекта от обучения (положительный, нейтральный, отрицательный), поэтому целесообразно сопоставить значение эффекта с затратами, направленными на обучение персонала.
- Интерпретация результата: если
≥ 0 – следовательно, успех был достигнут, по крайней мере, цель снижения издержек была достигнута, однако – вопрос цены. Поэтому – необходимо определить чистый эффект. Чистый частный экономический эффект от мероприятий по обучению персонала определяется следующим образом:
- где
– стоимость бизнес-процесса (единицы производимой продукции) до обучения, ден. ед.;
– стоимость бизнес-процесса после обучения, ден. ед.;
– стоимость программы обучения (затраты компании на содержание учебного центра), ден. ед.
- Определение абсолютного значения частного эффекта позволяет сравнить результат от деятельности с затратами на обучение (превышают выгоды затраты или нет).
- Интерпретация результата: если
≥ 0 – следовательно положительный результат был достигнут, по крайней мере, снижение издержек превысило затраты – деятельность приносит чистый эффект.
- Данная последовательность расчетов целесообразна для оценки эффективности обучения именно линейного персонала, например, в результате проведения тренинговых мероприятий, скорость обслуживания клиентов увеличилась, качество обслуживания клиентов (при этом качество может оцениваться снижением количества ошибок, жалоб клиентов) улучшилось и т.д.
- В случае сопоставления нескольких вариантов обучения (программ, видов, во времени, пространстве) целесообразно определить эффективность. Экономическая эффективность обучения (динамическая связь между ресурсами и деятельностью) может быть выражена формулой:
- где
– стоимость бизнес-процесса (единицы производимой продукции) до обучения, ден. ед.;
– стоимость бизнес-процесса после обучения, ден. ед.;
– стоимость программы обучения (затраты компании на содержание учебного центра), ден. ед.
- Интерпретация результата: Таким образом, мы понимаем, что если
< 1 обучение неэффективно, если
> 1 обучение эффективно.
- Более традиционный для восприятия и простой в интерпретации – показатель доходности (рассмотрим как типичный показатель для бизнеса – соотношением чистого дохода к затратам):
- Доходность (возврат на инвестиции в обучение) выражается в процентах.
- Интерпретация результата: если
> 0 – следовательно вид деятельности доходен, иначе – затраты на обучение не возвращаются в виде дополнительного эффекта.
- Этот показатель удобно применять в случае сопоставления нескольких вариантов или реализованных мероприятий. [10]
- На практике многие компании, пытаясь посчитать эффективность обучения, совершают ряд ошибок. Рассмотрим типичные из них.
- Первая ошибка – оценка эффективности обучения исключается из комплексного анализа результатов хозяйственной деятельности.
- Вторая ошибка – не планируются показатели оценки эффективности – основные измеримые характеристики, к которым можно привязывать вопросы анкет.
- Третья ошибка – при анализе результатов оценки эффективности обучения сравниваются несопоставимые группы сотрудников.
- Четвертая ошибка – недостаток гибкости и масштабности применяемых методик. [11]
- Как правило, социальный эффект проявляется в положительных изменениях. Так, к ним можно отнести обеспечение персонала высоким уровнем и качеством жизни. Примером этого являются благоприятные условия труда, достойный уровень заработной платы, наличие социального пакета и др. Также к положительным изменениям принадлежат такие факторы, как создание условий для реализации и развития индивидуальных способностей каждого работника и достижение степени свободы и самостоятельности в определении им последовательности выполнения задач, установлении интенсивности работы и графика ее выполнения и т.п. В конце концов, наиболее значимым положительным социальным эффектом является наличие благоприятного социально-психологического климата, в частности относительная бесконфликтность отношений между руководителем и его подчиненными, возможность для коммуникации и др. [5]
- Вывод
- Таким образом точно измерить результативность и эффективность обучения и соответственно обученного сотрудника весьма нелегко.
- Обучение способно принести пользу даже в том случае, если руководитель вполне удовлетворен эффективностью работы своей организации, потому что это:
- – поможет сотрудникам повысить качество своей работы;
- – позволит повысить уровень квалификации для выполнения новых, более сложных заданий и проектов;
- – подготовит к неизбежным изменениям;
- – поможет развить навыки общения людьми.
- В дальнейшем планируется изучение других моделей оценки эффективности развития персонала и разработка новой комплексной.
- Перечень использованных источников
- 1. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. – М.: Проспект, 2009. – 688 с.
- 2. Менеджмент персоналу: Навч. посіб. / В.М. Данюк, В.М. Петюх, С.О. Цимбалюк та ін.; За заг. ред. В.М. Данюка, В.М. Петюха. – К.: КНЕУ, 2005. – 398 с.
- 3. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 683 с. – (Высшее образование).
- 4. Крушельницька О.В., Мельничук Д.П. Управління персоналом: Навчальний посібник. – К., Кондор. – 2003. – 296 с.
- 5. Зайцева Ю.Н. Проект повышения эффективности деятельности управленческого персонала. // Управление развитием персонала. – 2010. – № 2 (22). – С. 100 – 108.
- 6. Хабибуллина С.А., Козлова Е.М. Построение системы обучения в компании. // Управление развитием персонала. – 2009. – № 3 (19). – С. 198 – 204.
- 7. Савченко В.А. Управління розвитком персоналу: Навч. посібник. – К.: КНЕУ, 2002. – 351 с.
- 8. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия [Электронный ресурс] / – Режим доступа к статье: http://www.smartcat.ru/Personnel/MenedzhmentPersonalaPredpriyatiya.shtml
- 9. Подготовка персонала. Оценка результативности подготовки персонала. [Электронный ресурс] / – Режим доступа к статье: http://www.rostehcert.ru/publications/1240818065
- 10. Думченко О.Е., Козлов В.В. Методики оценки эффективности обучения и развития персонала [Электронный ресурс] / – Режим доступа к статье: http://www.finexpert-training.ru/index.php?ID=196&articleID=354
- 11. Андрей Мудрый. Персонал учится, компания считает прибыль [Электронный ресурс] / – Режим доступа к статье: http://www.iteam.ru/publications/human/section_67/article_2762/
Развитие
персонала, управление системой развития
и разработка стратегии развития
персонала.
Бизнес
в России развивается
всё более ускоряющимися
темпами. Для многих
компаний период, когда
все доходы и усилия
были направлены исключительно
на удержание позиций
на рынке, закончился,
и пришло время
развития. Уже не
только крупный, средний,
но и малый бизнес
начинает осознавать,
что у расширения
могут быть не только
количественные, но
и качественные показатели.
Что
нужно, чтобы при
том же количестве сотрудников
увеличить прибыль компании,
причем существенно?
Многие компании нашли
ответ на этот вопрос
в развитии своего персонала.
Руководство этих организаций
готово все больше средств
вкладывать в обучение
сотрудников
и повышение их профессионализма.
Традиционно
выделяется две стратегии
развития персонала.
Первая стратегия заключается
в ситуативном обучении,
когда соответствующие
мероприятия проводятся
под конкретные проблемы.
Так часто обучают отделы
продаж.
При
этом у компании есть
два варианта: пригласить
тренера-фрилансера,
что выйдет дешевле,
но при этом оплата будет
наличными, и нет никаких
гарантий, кроме честного
слова, либо обучить
персонал в консалтинговой
компании.
Сотрудничество
с консалтинговой
компанией обходится
немного дороже, при
этом оплата происходит
по безналичному расчету
и заключается
договор, гарантирующий
качество предоставляемых
услуг.
Обучать
персонал в консалтинговой
компании можно по
двум схемам. Первый
вариант заключается
в отправке одного
или нескольких сотрудников
на «открытые» тренинги,
которые проводятся
по фиксированным
расписанием датам
и по заранее заявленным
программам.
Для
развития персонала,
плюсом в обучение
такого рода, является
возможность сотрудника
познакомиться со
своими коллегами
из других компаний,
поделиться опытом и
найти свежие идеи.
Работа для рекламистов
– вакансии рекламных
фирм и резюме
специалистов.
Второй
вариант представляет
собой проведение
корпоративного тренинга
конкретно для
сотрудников данной
компании. При этом
программа тренинга
создается специально
с учетом специфики
деятельности, корпоративной
культуры, ее целей
и задач. Все игры,
упражнения и кейсы
строятся на основе
реальных ситуаций продаж
продукта компании.
Несомненными
достоинствами заказа
именно корпоративного
тренинга для
развития персонала
также выступает возможность
провести перед мероприятием
оценку уровня навыков
и умений сотрудников
на данный момент и построить
программу обучения
с учетом выявленных
проблем.