Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 10:33, реферат
Развитие персонала - совокупность организационно-экономических мероприятий службы управления персоналом:
- по обучению, переподготовке и повышению квалификации персонала;
- по организации изобретательской и рационализаторской работы;
- по профессиональной адаптации;
- по оценке кандидатов на вакантную должность;
- по текущей периодической оценке кадров;
- по планированию деловой карьеры;
- по работе с кадровым резервом.
3. Обучения персонала
Сущность, цели и принципы обучения персонала
Профессиональные качества
сотрудника определяются целым
рядом факторов: общее базовое
образование, специальное
Существует несколько
≈ повышает конкурентоспособность предприятия во внешней среде;
≈ является средством достижения стратегических целей;
≈ повышает ценность человеческих ресурсов;
≈ обеспечивает успешность проведения организационных изменений.
Обучение персонала - целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.
Обучение персонала выполняет важную двойную функцию: наилучшего использования работника и его мотивацию. Цели обучения с позиции работодателя и работника отличаются.
Планирование обучения - составная часть общего планирования трудовых ресурсов наряду с расчетом потребности в персонале, составлением планов набора, планированием карьеры.
Различаются три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка персонала.
Подготовка персонала - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров дня всех областей деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения.
Повышение квалификации персонала - усовершенствование знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
Переподготовка персонала - освоение новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
Отечественный и зарубежный опыт выработал три концепции обучения персонала.
1. Концепция специализированного обучения, ориентированного на сегодняшний день или ближайшее будущее и имеющего отношение к соответствующему рабочему месту. Такое обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но с точки зрения работника способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.
2. Концепция многопрофильного
обучения является эффективной с экономической
точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную
и непроизводственную мобильность работника.
Работник имеет возможность выбора и поэтому
менее привязан к рабочему месту.
3. Концепция обучения, ориентированного на личность, имеет целью развитие человеческих качеств, заложенных природой или приобретенных в практической деятельности. Относится к людям склонным к научным исследованиям и обладающим талантом руководителя, педагога и т.п.
Предметом обучения являются:
= знания - получение теоретических, методических и практических знаний, необходимых для выполнения обязанностей на рабочем месте;
= умения - способность выполнять обязанности на рабочем месте;
= навыки - высокая степень умения применять полученные знания на практике, сознательный самоконтроль;
= способы общения (поведения) - выработка характера поведения, соответствующего требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.
Основные направления работы СУП по организации обучения:
1. Определение потребности в обучении.
2. Постановка целей обучения.
3. Определение содержания, форм и методов обучения и ресурсов.
4. Выбор или подготовка
5. Проведение подготовительных мероприятий.
6. Проведение обучения.
7. Оценка эффективности обучения.
Организуя процесс обучения, необходимо учитывать следующие основные принципы.
1. Заинтересованность обучаемого в результатах.
2. Подкрепление обучения
3. Сочетание обучения с
4. Осмысленное усвоение учебного материала.
5. Сочетание традиционных и современных методов обучения.
6. Контроль знаний и
7. Приближенность теории к
8. Обеспеченность процесса
Виды, формы и методы обучения персонала
Обучающая деятельность может
быть представлена
Профессиональное обучение - процесс получения и закрепления новых знаний и навыков для повышения производительности и эффективности труда.
Тренинг персонала - периодическое повышение квалификации с целью улучшения качества выполнения работниками своих функций.
Методы обучения:
1. Ученичество, наставничество - это метод тренинга и обучения, включающий аудиторное обучение и практический тренинг на рабочем месте.
2. Предварительное обучение - обучение в обстановке, имитирующей рабочую.
3. Обучение на рабочем месте - в реальной рабочей ситуации с опытным работником или мастером.
4. Обучение вне рабочего места — обучение в классных комнатах или где-либо еще.
5. Стажировка (внутренняя и внешняя) – используется для обучения специалистов и руководителей навыкам и знаниям, необходимым для выполнения новой работы.
6. Рабочая ротация - перемещение с одного участка работы на другой внутри организации с целью ознакомления с новыми направлениями работы и разными подразделениями организации.
Классифицируют методы
1. Традиционные методы: лекции, семинары, учебные видеофильмы.
2. Методы активного обучения - практическая отработка передаваемых слушателям знаний, навыков и умений, развитию навыков групповой работы.
К активным технологиям обучения в настоящее время относятся следующие:
3. Методы дистанционного
4. Методы профессионального обучения - обучение на рабочем месте; наставничество; стажировки; рабочая ротация.
Как будет происходить
Обучение без отрыва от производства осуществляется в обычной рабочей обстановке: обучаемый использует настоящие рабочие инструменты, оборудование, документацию или материалы, которые он будет использовать и после завершения курса обучения, более дешевое и оперативное, облегчает вхождение в учебный процесс тех, кто не привык обучаться в аудиториях. Методы обучения на рабочем месте.
Обучение с отрывом - в производственных помещениях компании-работодателя, в специальном центре обучения или в колледже для получения теоретических знаний; более эффективно, но затратно. Методы обучения персонала вне рабочего места:
Комбинированный метод обучения предполагает формы обучения:
≈ опытное или эмпирическое обучение - обучение путем самостоятельной работы, но в некотором логическом порядке;
≈ демонстрация и практика под руководством - обучающий показывает стажеру, как делать, затем обучающий дает возможность сделать это самому работнику, по под его руководством;
≈ программируемое
обучение - книга или машина, которая
«ведет» читателя и
периодически проверяет его знания постановкой
вопросов;
≈ обучение с помощью
компьютера - собственно программируемое
обучение
путем взаимодействия с компьютером, использование
сети Интернет;
≈ обучение действием - обучение в ходе выполнения действий, например, участие вместе с другими в разработке проекта или группового задания, или работа «во втором составе» другого подразделения.
Подготовка и повышение квалификации персонала
Формы профессиональной
Работникам, проходящим профессиональную подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с обучением, предоставлять предусмотренные федеральными законами гарантии, заключать ученический договор.
Работодатель имеет право заключать ученический договор на профессиональное обучение с человеком, ищущим работу, а с работником своей организации — на переобучение без отрыва от работы. Договор с лицом, ищущим работу, является гражданско-правовым и регулируется гражданским законодательством и иными нормами гражданского права. Ученический договор с работником является дополнительным к действующему трудовому договору и регулируется трудовым законодательством и нормами трудового права.
Организация ученичества
= в государственных учебных заведениях начального и среднего профессионального образования;
= непосредственно на предприятиях и в организациях с различными формами собственности.
Требования к системе подготовки
Действующая система
♦ мобильной, учитывать происходящие на рынке труда изменения спроса на рабочую силу;
♦ соответствовать развитию
рыночной экономики, новой
Принципы профессиональной подготовки:
≈ соответствие производственного обучения требованиям рыночной экономики,
≈ активное усвоение учащимися теоретических и практических умений,
≈ доступность и посильность обучения,
≈ прочность освоения знаний и умений,
≈ учет индивидуальных особенностей учащихся.
Критериями высокой квалификации рабочих являются два взаимосвязанных показателя: высокая производительность труда и высокое качество работы, продуктивность.
Важным методологическим средством активизации обучающихся является широкое использование в процессе освоения профессии таких способов обучения, как вводный, текущий и заключительный инструктаж.
В зависимости от содержания и формы организации процесса обучения выделяют несколько видов подготовки рабочих на предприятиях: индивидуальная, бригадная, групповая и их сочетания и разновидности (курсы целевого обучения - для освоения вторых и смежных профессий, повышения квалификации работников по новой технике и технологии производства, новых методов планирования и управления производством, освоения передовых методов труда, изучения зарубежного опыта и т.д.).