Развитие менеджмента в различных странах

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 16:09, курсовая работа

Краткое описание

Новая отечественная система хозяйствования, отметившая уже первое десятилетие своего существования в условиях формирования рыночной среды функционирования, заложила основные черты будущего развития экономики Украины. А эффективная цивилизованная экономика – это прежде всего эффективное управление ее организациями, основанное на мировых достижениях развития и использования современного менеджмента.

Оглавление

Вступление. ....................................3
I. Историческое развитие науки «управление»
и современная концепция менеджмента. ........ 5
1.1. Развитие теории и практики менеджмента. ........ 6
1.2. Особенности становления
современного менеджмента в Украине. ........ 9
1.3. Современные концепции менеджмента. ........ 16
ІІ. Менеджмент инновационной деятельности. ................31
III. Классификация направлений менеджмента. ........ 38
Заключение. .............. 43
Список использованной литературы. ............ 44

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 122.06 Кб (Скачать)

экономиками. Свидетельством этого  является многослойность экономики; особое

место в экономике государственного сектора; деформированная структура

производства; наличие инфляционных процессов; кризисное положение

предприятия; более низкий уровень  благосостояния населения сравнительно с

уровнем экономически развитых стран; недостаточная развитость сферы  рыночных

отношений и их правового обеспечения; объединение рыночных форм

хозяйствования с прямым вмешательством государства в хозяйственную

деятельность организаций.

Менеджмент как общественное явление  базируется на определенной системе

общественных отношений. Тип производственных отношений обуславливается

определенным уровнем развития продуктивных сил и характеризуется, прежде

всего, формами собственности на средства производства.

К моменту провозглашения независимости  в Украине господствовала

государственная форма собственности. Поэтому одним из важнейших заданий  было

создание условий для трансформации  государственной собственности  в различные

формы, присущие рыночному обществу. Основным методом ее реализации стала

приватизация имущества государственных  предприятий и разгосударствление

собственности кооперативных и  общественных организаций, целью которой  было

обеспечение условий для полноценного функционирования рыночной экономики,

формирования новой системы  отношений собственности.

В Конституции Украины законодательно закреплены государственная и частная

собственность. Вследствие их субъективизации существуют общегосударственная,

муниципальная, индивидуально-частная, кооперативная и другие виды

собственности.

Официальная статистика выделяет такие  формы собственности: государственную,

коллективную, смешанную, частную, собственность  иностранных государств и их

субъектов. При такой структуризации собственности нивелируются различия в

формах, способах и методах управления, которые применяются в пределах того

или иного сектора экономики, классификация  не дает полного представления о

механизмах управленческого влияния в пределах отдельных форм собственности.

Современная украинская экономика  является полиструктурой, в которой в

пределах названных форм собственности сосуществуют два сектора

(государственный и частный) и несколько строев.

В каждом секторе украинской экономики  в пределах каждого строя существуют

разнообразные системы управления, которым свойственны соответствующие

управленческие отношения.

     Государственный сектор экономики Украины. К нему относится

государственно-социалистический, государственно-монополистический  и

государственно-капиталистический  строи.

     Государственно-социалистический строй государственного сектора экономики

Украины переживает экономический  и управленческий кризисы.

Государственно-социалистические предприятия  пребывают в собственности

государства. Это прежде всего предприятия военно-промышленного комплекса,

значительная часть шахт и другие подобные госбюджетные предприятия, результаты

работы которых негативно влияют на макроэкономические показатели национальной

экономики. В их организации и  структуре управления принципиальных изменений не

произошло. Слишком медленно обновляются  технологии производства и управления,

доминируют командно-административные методы влияния, экономические процессы

ориентированны на бюджетную поддержку, как основной источник компенсации

недоработок и потерь и т.д. Руководители таких предприятий отстраняются от

рыночных реалий, а работники  бедствуют на неполных зарплатах  или пребывают в

продолжительных отпусках без содержания. Основной причиной этого является

практика бюджетного финансирования этих предприятий.

В государственном секторе национальной экономики Украины активно

функционируют также два новых  строя – государственно-монополистический  и

государственно-капиталистический.

     Государственно-монополистическому строю присуще наличие

финансово-промышленных групп, сформированных частными банками и

государственными монополиями. Слияние  финансового капитала с

государственно-бюрократичным аппаратом  имеет такие социальные последствия:

1) потребительские настроения у  работников государственно-монополистических

предприятий, которые материально  обеспечены лучше, чем работники

государственно-социалистических предприятий. Относительно высокий уровень их

материальной обеспеченности, обусловленный присвоением средств производства,

созданных предыдущей системой;

2) социальное напряжение в коллективах  государственно-социалистических

предприятий, поскольку значительная часть бюджетной поддержки получают уже не

эти предприятия, а государственно-монополистические;

3) тотальную монополию и сковывание  системы предпринимательства, что  является

порождением созданной в каждой отрасли, в каждой сфере хозяйствования единой

системы, ориентированной на монопольное  получение и присвоение прибыли;

4) деформацию отношений управления, при которых благосостояние работника

часто зависит не от его индивидуальных трудовых усилий, а от благосклонности

руководителя.

     Государственно-капиталистический строй является объединением

государственного капитала в виде акций государства и акций  частного капитала.

Становление его происходит в борьбе с государственно-монополистическим,

поскольку в государственно-капиталистических  предприятиях чиновнический аппарат

государства несколько оттесняется  от непосредственного влияния на их

функционирование а, следовательно, и от неэкономичного присвоения определенной

доли общего дохода.

Основной формой государственно-капиталистического строя являются акционерные

общества (АО), создание на базе бывших государственных предприятий путем

закрепления за государством контрольного пакета акций (как правило не менее

51% стоимости имущества) и выкупа  оставшейся части акций, работниками  и

пенсионерами предприятия путем  внесения государственных приватизационных

сертификатов и личных сбережений. На первом этапе они были закрытыми  АО,

позже большинство из них, в соответствии с постановлением правительства,

стали открытыми в процессе вторичной  эмиссии акций.

На предприятиях государственно-капиталистического устройства начинают

использовать формы и методы влияния на работников, присущие менеджменту.

Причиной этому стали общие  изменения экономической ситуации в обществе и

некоторое ослабление государственного давления на эти предприятия

сравнительно с государственно-социалистическими.

В целом в управлении государственно-социалистическими  предприятиями

продолжается борьба двух тенденций: стремление руководства к самостоятельному

принятию решений, но при этом ожидание материально-финансовой поддержки

государства и стремление государственного аппарата управления сохранить право

решающего голоса, в совокупности с ориентацией руководства на самовыживание в

условиях рынка. До сих пор положение государственно-капиталистических

предприятий довольно тяжелое. Одним из способов его улучшения является

привлечение иностранного капитала.

Развитие государственно-капиталистического устройства генерирует развитие

частных собственников и развитие здоровых экономических отношений,

характерных для экономики развитых капиталистических стран, в том  числе

отношений управления.

     Частный сектор экономики Украины. Это один из определяющих секторов

экономики Украины. Он стремительно развивается, о чем свидетельствуют

статистические данные занятости  населения: на государственных предприятиях

насчитывается 34,4% всех работников, на предприятиях коллективной собственности

– 36,1%, на частных предприятиях – 29,5%. В рамках частного сектора существует

четыре строя: индивидуально-частный (мелкотоварный), корпоративный,

кооперативный и семейный.

     Индивидуально-частный (мелкотоварный) строй представлен большим

количеством производственно-коммерческих частных предприятий, ориентированных

на создание продукта труда для  продажи и предоставления услуг. В сельском

хозяйстве – это фермерские хозяйства, в промышленности – полукустарные

мастерские и производства.

Наибольшее количество индивидуально-частных  предприятий работает в сфере

торговли. Это обусловлено приватизацией  государственных торговых предприятий,

а также, тем, что торговая деятельность требует относительно небольшого

начального капитала, а скорость оборота дает возможность интенсивно его

увеличивать. Индивидуально-частные  предприятия представлены, как правило,

единоличными собственниками, которые  объединяют в одном лице предпринимателей

и менеджеров.

На экономические процессы в государстве такие предприятия пока существенно не

влияют, но индивидуально-частному устройству свойственна тенденция

перерастания в корпоративный вследствие накопления капитала. Качественно это

устройство можно охарактеризовать лишь частично, ориентируясь на наличие

малых предприятий (233,6 тыс. на конец 2001г.). Фактически его масштабы

значительно больше, хотя процесс  создания малых предприятий тормозит

чрезмерный налоговый пресс.

     Корпоративный строй в экономике Украины представлен деятельностью

хозяйственных обществ, которые дают на основе Закона Украины «О хозяйственных

обществах». Они создавались вследствие корпоративизации бывших государственных

предприятий и самозарождения разнообразных  хозяйственных обществ

(преимущественно в форме обществ  с ограниченной ответственностью).

На большинстве корпоративизированных предприятий основную часть акционеров

составляют их работники. Они потенциально могут влиять на стратегию и тактику

производственно-хозяйственной и  управленческой деятельности этих предприятий.

Механизмом влияния работников-акционеров на деятельность акционерных обществ

являются органы управления. Государственные  органы управления не имеют права

прямого вмешательства в производственно-хозяйственную  деятельность

корпоративизированных предприятий. К управленческим проблемам этих

предприятий относятся непонимание  работниками-акционерами своих прав,

неумение их использовать, монополизация  права принятия решений аппаратом

управления, попытки государственно-бюрократического аппарата вмешаться в

деятельность предприятий.

В хозяйственных обществах, созданных  вследствие объединения капиталов

физических лиц, полноценнее функционируют  предусмотренные законодательством

Украины органы управления, работают талантливые менеджеры, присутствует

здоровая внутренняя конкуренция.

     Кооперативный строй представлен кооперативами разных типов и системой

потребительской кооперации. Производственные кооперативы заметного значения в

экономике не имеют. Снижается и  экономическая мощь потребительской  кооперации.

     Семейному устройству свойственно не ориентированное на товарное

производство натурально-патриархальное хозяйство. В связи с кризисным

положением экономики Украины, такое хозяйство, которое раньше концентрировалось

только в сельской местности, распространилось и на города. С развитием рыночных

отношений семейное хозяйство в  его натурально-патриархальной форме  отомрет.

                1.3.   Современные концепции менеджмента.               

Современной фазе развития науки менеджмента  свойственен качественный переход

от локальных направлений исследований к построению концепций как основы общей

теории менеджмента.

     Концепция (лат. conceptio - восприятие) – система взглядов на

определенное явление, способ понимания, толкования определенных явлений,

процессов, основная идея любой теории.

Концепция является фундаментом формирования научного подхода – синтеза

определенных взаимосвязанных  научных взглядов, методов исследований, способов

экспериментов и толкования объективных  явлений и процессов. Сформулированные в

науке менеджмента концепции стали  основой выделения ведущих научных  подходов в

теории менеджмента: процессного, системного и ситуационного.

     Процессный подход. Определяет управление процессом, в котором

деятельность, направлена на достижение целей организации, рассматривают  как

сумму взаимосвязанных действий –  функций управления, а каждую из функций как

комплекс однородных (элементарных) действий, операций, процедур.

Проблема функций менеджмента  требует отдельного рассмотрения, поскольку  до

сих пор не существует общепризнанного  их перечня, а разные авторы называют от

четырех до пятнадцати функций.

     Системный подход. Трактует организацию как совокупность взаимосвязанных

Информация о работе Развитие менеджмента в различных странах