Разработка стратегии развития услуг на примере информационного центра «Поиск»

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 09:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии развития услуг в ГИЦ «Поиск». Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Определить основные теоретические аспекты по изучению стратегии развития на рынке информационных услуг;
2) Рассмотреть сегментацию рынка информационных услуг;
3) Проанализировать деятельность ГИЦ «Поиск»;
4) Дать рекомендации по совершенствованию стратегии развития услуг в ГИЦ «Поиск».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1 Разработка стратегии развития информационных услуг предприятия 4
1.1 Назначение, ключевые элементы и отличительные признаки ИТ–стратегии 4
1.2 Основные виды стратегий развития предприятий 7
1.3 Разработка стратегии развития предприятия в области информационных технологий 13
2 Анализ деятельности справочно-информационного центра «Поиск» 20
2.1 Общая характеристика предприятия ГИЦ «Поиск» 20
2.2 Анализ основных показателей деятельности ГИЦ «Поиск» 21
2.3 Сегментирование клиентов ГИЦ «Поиск»…………………………………………………………………………..23
3 Совершенствование стратегии развития услуг ГИЦ «Поиск» 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….31

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.docx

— 154.65 Кб (Скачать)

Рассмотрим преимущества и недостатки стратегии развития рынка.

Преимущества:

  • стратегия строится на существующих силах, навыках и возможностях;
  • это стратегия с относительно низким коммерческим риском;
  • реализация стратегии может дать значительный доход при относительно малых расходах;
  • она может обеспечить достаточный доход для разработки нового продукта.

Недостатки:

  • область применения стратегии ограничена: она обычно подходит тогда, когда продукт находится на ранней стадии его жизненного цикла;
  • требует значительного рыночного исследования;
  • вероятно, будет трудно выявить те особые сегменты рынка, на которые надо направлять свои усилия;
  • организация может не иметь возможности удовлетворить потребности выявленного сегмента рынка вследствие недостатка мощностей или по другим причинам.

3) Разработка или обновление продукта

Этот вариант стратегии наиболее приемлем для существующих рынков, и он может включать новые виды продуктов, полученных в результате технических разработок или модификаций (улучшений). Можно выделить следующий  ряд причин предпочтения этого стратегического  варианта:

  • разработан для улучшения конкурентного положения компании за счет привлечения новых покупателей;
  • разрабатывается для продления жизненного цикла продукта;
  • позволяет извлечь выгоду из профессиональных навыков в таких областях, как исследования и разработки;
  • помогает компании отвечать новым потребностям на рынке или справляться с проблемами возможных заменителей;
  • зачастую просто необходим для выживания организации;
  • может использоваться для усиления дифференциации продукции.

Обновление является компонентом  разработки нового продукта. Оно подразумевает  большие изменения в продукте или услуге. Обновление может значительно  повысить престиж компании и позволить  ей создать конкурентное преимущество. Однако это дорогостоящая стратегия. Постоянное обновление требует, чтобы  другие продукты и стратегии были успешны и чтобы было обеспечено соответствующее финансирование.

Эти стратегии обладают следующими преимуществами и недостатками.

Преимущества:

  • разработка нового продукта играет важную роль в определении прибыльности на более поздних стадиях его жизненного цикла;
  • она может дать побочные эффекты с точки зрения производственного процесса (например, усовершенствованный контроль качества, более быстрые поставки, более низкая себестоимость продукции);
  • в компаниях, производящих продукцию с коротким жизненным циклом, она необходима, если нужно добиться постоянного роста.

Недостатки:

  • это стратегия с относительно высоким риском: существует высокая вероятность неудач нового продукта;
  • требуются значительные вложения в исследования, разработки и рекламу.

Диверсификация

Компания может диверсифицироваться  внутренне либо создавая товары или  услуги, сходные с имеющимися в  смысле технологии или рынков, либо за счет создания продуктов, которые  совершенно отличны от существующих. Примером диверсификации первого вида может быть строительство автомоек или автосервисов на автозаправочных станциях: все эти виды деятельности ориентированы на одних и тех же клиентов — автовладельцев. Диверсификацией второю рода будет решение о строительстве отеля для компании, занимающейся добычей газа.

Могут существовать разные причины, почему компания стремится диверсифицироваться. Выделим некоторые из них:

  • новые продукты могут иметь циклические схемы продаж, уравновешивающие цикличность продаж существующих продуктов организации;
  • существующие каналы распределения организации могут использоваться для сбыта новых продуктов (услуг) имеющимся покупателям,

прибыль, получаемая от имеющихся  у организации продуктов или  услуг, может значительно возрасти за счет добавления новых, не связанных  с ними, продуктов;

  • диверсификация может быть необходима в связи с тем, что организация конкурирует в высококонкурентной или нерастущей отрасли, имея в результате низкие уровни прибыли.

Преимущества:

  • может быть необходима для того, чтобы фирма могла выжить в течение продолжительного времени;
  • зачастую ведет к синергии;
  • способствует эффективному использованию избытка средств;

предоставляет организации  более широкий набор продуктов  или услуг.

Недостатки:

  • для стратегического успеха диверсификация необходима в больших масштабах;
  • организации могут не иметь знаний и опыта, чтобы хорошо управляться с новыми продуктами или услугами;
  • могут понадобиться значительные инвестиции в новую технологию;

это приростная стратегия: для  получения прибылей необходимо время.

Ключевым вопросом в выборе стратегии  будут финансовые воздействия. Мы отметили четыре стратегии внутреннего роста. Каждая из них имеет различные  финансовые воздействия с точки  зрения объема финансовых ресурсов, необходимых  для осуществления стратегии; уровня финансовой отдачи, ожидаемой от выбранной  стратегии; распределения финансовой отдачи во времени; возможности финансовой синергии; уровня риска, связанного с  проведением стратегий.

 

1.3 Разработка стратегии  развития предприятия в области  информационных технологий

 

Управление ИТ-программами и  проектами, архитектура предприятия  и ИТ-стратегия являются смежными, взаимодополняющими и пересекающимися  дисциплинами, которые обеспечивают основу процесса управления портфелем  ИТ-активов и проектов на предприятии.

Роль, которую играют специалисты, отвечающие за разработку архитектуры  предприятия, а также связи между  существующей и будущей архитектурами, стратегией, процессом анализа несоответствий (gap-анализ) и портфелем проектов представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 -Основные элементы и этапы разработки ИТ-стратегии

Процесс выработки стратегии состоит  из последовательных этапов, которые  начинаются со сбора бизнес-информации, информации о состоянии дел в  области ИТ и, в конечном счете, в  формулировке, выполнении списка ИТ-проектов и обновлении стратегии с учетом новой информации так, как показано на рисунке 3.

Рисунок 3 – Процесс выработки  ИТ - стратегии

Бизнес-руководство и ИТ-руководство  совместно работают над формулировкой  стратегии в области ИТ, используя  в качестве основы стратегические планы  работы предприятия и его бизнес-подразделений. Согласно принятым в организации  критериям, происходит отбор наиболее приоритетных проектов для включения  в стратегический план ИТ. По мере того как происходит реализация проектов, включенных в стратегический план ИТ, этот план обновляется с учетом дополнительной информации, которая могла появиться  в бизнес-планах предприятия и  подразделений. Важным аспектом является обратная связь, которая обеспечивает обновление стратегии ИТ на основе анализа метрик, используемых для  оценки прогресса и результатов  реализации проектов.

Рисунок 4 – Модель стратегии информационных технологий

Ключевым аспектом предложенной модели стратегии информационных технологий является то, что она обеспечивает основу для совместного обсуждения представителями бизнес-руководства  и ИТ-руководства.

Большинство организаций исторически  рассматривали ИТ как вспомогательную  функцию, стратегию развития которой  было трудно понимать и принимать  на уровне бизнес-руководителей. Однако общее повышение осведомленности  руководителей нового поколения  в вопросах ИТ, а также все большая  зависимость деятельности организаций  и бизнес-процессов от использования  ИТ привели к тому, что стратегия  ИТ сегодня просто обязана рассматриваться  в контексте долгосрочных планов и стратегии деятельности организации  в целом.

Для стратегии процессов управления ИТ-ресурсами необходимо знать планы  предприятия, которые потребуют  развития инфраструктуры, обеспечения  необходимого уровня ИТ-сервисов и  возможных вариантов обеспечения  ресурсами. С точки зрения стратегии  изменения портфеля прикладных систем, необходимо определить планы, связанные  с новыми бизнес-процессами, интеграцией  приложений и поддерживанием этих аспектов людскими ресурсами и программным  обеспечением.

Процесс, порядок разработки и управления стратегией ИТ:

Gartner предлагает следующий подход  к составным элементам (блокам) ИТ-стратегии и определяет 9 этапов  реализации:

  • Согласование понимания требований бизнеса к ИТ (понимание направлений развития бизнеса).
  • Определение процессов управления и контроля, выбор финансовых критериев/инструментов для принятия решений и сравнительного анализа вариантов стратегии.
  • Определение будущего состояния архитектуры предприятия (высокоуровневое описание).
  • Анализ текущего состояния ИТ и оценка вариантов реализаций с учетом существующих ограничений, накладываемых имеющейся инфраструктурой ИТ.
  • Разработка стратегии развития/изменения приложений. Применение знаний, полученных на предыдущих этапах.
  • Формирование стратегии развития процессов и операций управления ИТ-ресурсами. Стратегическим направлением здесь может являться переход к сервисной модели предоставления ИТ-услуг.
  • Определение стратегии и задач по развитию необходимых кадровых ИТ-ресурсов и позиционированию аутсорсинга.
  • Подготовка документа с описанием стратегии ИТ и представление результатов для формального обсуждения.
  • Организация управленческого процесса поддержания стратегии в актуальном состоянии.

Факторы влияния:

  • три ключевых раздела общей стратегии ИТ разрабатываются с использованием различных инструментов;
  • требования, которые предъявляются к "верхним" доменам архитектуры задают границы для "нижних" доменов, таких как технологическая архитектура и используемые архитектурные шаблоны;
  • краткое описание стратегии задает общий контекст и перспективу всему процессу;
  • набор финансовых инструментов обеспечивает то, что все решения принимаются с использованием единых принципов, а используемые метрики можно сравнивать между собой;
  • отбор проектов – это та область, где стратегия начинает реализовываться на практике и где намечается практический путь достижения стратегических целей.

Элементы контроля:

существует много методов  контроля выполнения портфеля проектов. Для этого создано специализированное программное обеспечение, которое, обычно, использует метафору "приборной  панели" для отражения состояния  дел с проектами (так называемая "project dashboard");

  • схема оплаты за предоставляемые услуги (например, схема, предполагающая отчисления из бюджета подразделений – chargeback) позволяет отслеживать реальные затраты и исполнение бюджета;
  • результатом является информация о проектах, финансовая и нефинансовая, которая может использоваться, например, в системе сбалансированных показателей;
  • система сбалансированных показателей служит инструментом управления, который позволяет отслеживать и управлять достижением целей, стоящих перед предприятием и теми работами, которые рассматриваются как критически важные;
  • с учетом этой информации, стратегия подвергается пересмотру для того, чтобы отражать те новые моменты, которые стали очевидными по ходу ее реализации.

Если будут пропущены какие-либо элементы этого процесса, то стратегии  в лучшем случае будут малоэффективными, а в худшем – нереализуемыми.

 

2 Анализ деятельности  справочно-информационного центра  «Поиск»

2.1 Общая характеристика  предприятия ГИЦ «Поиск»

На сегодняшний день город  Ачинск имеет единственный справочно-информационный центр под названием ГИЦ «Поиск», зарегистрированным как бюро. Адрес: г. Ачинск, м-он 3, дом 22. Телефон доступа: 00.

Информация о работе Разработка стратегии развития услуг на примере информационного центра «Поиск»