Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:07, курсовая работа
Актуальность исследований вопросов управления карьерой в настоящее время приобретает все большее значение, поскольку в условиях жесткой конкурентной борьбы организации для успешного осуществления деятельности необходимо обладать персоналом высокого уровня профессионализма. Этого можно достичь только путем планомерного развития человеческого потенциала и управление его карьерой. Мероприятия по управлению карьерой позволяют организации более полно раскрывать и использовать интеллектуальной потенциал своих работников, а персоналу дает возможность удовлетворить более широкий спектр потребностей.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы управления карьерой персонала 3
в организации 3
1.1 Карьера: понятие, классификация типов 3
2.1. Системный подход к управлению карьерой 7
3.1. Отечественный и зарубежный опыт управления карьерой 9
Глава 2. Аналитические основы управления карьерой в организации 10
2.1 Анализ трудового потенциала ОАО КБ "Акцепт" 10
2.2. Анализ системы управления карьерой в ОАО КБ "Акцепт" 13
2.3. Кадровая служба, линейные и функциональные руководители как субъекты процесса управления карьерой специалистов в ОАО КБ "Акцепт" 18
Глава 3. Основные направления совершенствования процесса управления карьерой в ОАО КБ "Акцепт". 20
Заключение 22
Список литературы 23
Таблица 2.2.
Показатели внешнего движения персонала в ОАО КБ «Акцепт» за 2008-2009гг.
год |
Численность прибывших (чел.) |
Численность Выбывших (чел.) |
Коэффициент оборота по приему, % |
Коэффициент оборота по выбытию, % |
2008 |
54 |
19 |
15,9 |
5,6 |
2009 |
72 |
43 |
19,2 |
11,5 |
2010 |
60 |
52 |
14,8 |
12,8 |
Коэффициент оборота кадров по приему вырос в 2009 г., а в 2010 г. – снизился (табл. 2.2.). Коэффициент оборота кадров по выбытию на протяжении всего рассматриваемого периода имел тенденцию к росту.
Таким образом,
трудовой потенциал банка
Рассмотрим сложившуюся систему управления карьерой в ОАО КБ "Акцепт" на примере специалистов, поскольку они являются самой многочисленной категорией персонала и важнейшим звеном в осуществлении деятельности банка.
Исходя из анализа трудового потенциала банка, основные цели управления карьерой можно сформулировать следующим образом:
Система управления карьерой специалистов в ОАО КБ "Акцепт" выглядит следующим образом. Схематично этапы управления карьерой в банке представлен на рис. 2.2.
Рис.2.2. Этапы управления карьерой в ОАО КБ "Акцепт"
Рассмотрим каждый этап более подробно.
Для специалистов возможны следующие варианты управления карьерой:
Главным инструментом управления карьеры, с точки зрения повышения ценности и конкурентоспособности персонала, является обучение персонала. Процесс обучения регламентируется специально разработанным положением об организации обучения персонала. Целью обучения персонала является восполнение дефицита между имеющимися у них знаниями и навыками и теми знаниями и навыками, которыми они должны обладать согласно требованиям работы в настоящий момент.
Формы обучения специалистов представлены в табл. 2.3.
Таблица 2.3
Формы обучения специалистов в ОАО КБ "Акцепт"
Категория персонала |
Формы обучения |
Регулярность обучения |
Специалисты, не занятые обслуживанием клиентов |
- Внебанковское обучение в - Стажировка в подразделениях банка; - Самообучение на рабочем месте; - Наставничество |
1 раз в 3 года |
Специалисты, занятые обслуживанием клиентов |
- Внутрибанковское обучение; - Стажировка в подразделениях банка; - Самообучение на рабочем месте; - Наставничество |
1 раз в год |
Тематика обучения определяется отделом по работе с персоналом на основе результатов аттестации, в процессе которой руководители структурных подразделений предлагают форму обучения и возможные направления обучения.
После любой формы обучения проводится оценка результатов, осуществляемая лицом, проводимым сам процесс обучения в форме контрольных испытаний. Проводится сразу после завершения обучения либо через определенное время. По результатам оценки обучаемый получает сертификат, удостоверение или иной документ, свидетельствующий о прохождении обучения.
Обучение оказывает большое влияние на процесс управления карьерой, поскольку в условиях быстрого роста технологий знания устаревают и требуется постоянное их обновление, что повышает профессиональный уровень специалистов. К тому же обучение является базой для перемещения персонала в организации (по вертикали и по горизонтали).
Вертикальное и горизонтальное перемещение сотрудников банка используется как инструмент управления карьерой только самых инициативных, перспективных и выдающихся работников, что оценивается в ходе аттестации.
Вертикальное перемещение
Рис. 2.3. Вертикальное развитие карьеры.
Продвижение по вертикали предполагает усложнение профессиональных функций с ростом разряда. Рост разряда может произойти только в случае соответствия требованиям к должности, к тому же он проходит последовательно, перепрыгнуть через ступень невозможно. Например, чтобы экономисту получить должность старшего экономиста необходимо проработать в банке не менее 2 лет, иметь высшее образование, обладать требуемыми знаниями и навыками. Требования к должности прописаны в должностных инструкциях. Соответствие требованиям к должности проверяется посредством аттестации персонала
Особая роль при вертикальном развитии карьеры отводится формированию кадрового резерва руководителей, в который сотрудник зачисляется также на основании проведения аттестации персонала.
Работа по формированию резерва складывается из следующих этапов:
1. Составление
прогноза предполагаемых
2 Определение кандидатов в резерв на основе проведенной аттестации.
4. Принятие решения о включении в резерв.
В организации нет возможности обеспечить всем сотрудникам вертикальный рост. В связи с этим банк предлагает возможность продвижения по горизонтали (Рис.2.4).
Рис.2.4. Горизонтальное развитие карьеры.
В данном случае главным инструментом продвижения является стажировка в других подразделениях банка.
Таким образом, главным инструментом управления карьерой специалистов является оценка их деловых и личных качеств, на основе которой определяется потребность в обучении и целесообразность перемещения сотрудника на другое рабочее место.
Рассмотрим как процесс управления карьерой в организации реализуется на практике, с помощью анализа статистических данных, представленных в табл.2.4.
Таблица 2.4
Охват специалистов ОАО КБ "Акцепт" мероприятиями
по управлению карьерой.
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
Численность специалистов, всего |
237 |
263 |
275 |
Численность специалистов прошедших обучение |
122 |
163 |
188 |
Из них: |
|||
Внебанковское обучение |
20 |
35 |
40 |
Внутрибанковское обучение |
60 |
70 |
60 |
Стажировка в другом подразделении банка |
10 |
13 |
15 |
Самообучение |
5 |
3 |
8 |
Наставничество |
27 |
42 |
60 |
Численность специалистов охваченных вертикальным и горизонтальным перемещениями |
32 |
33 |
31 |
Из них: |
|||
Численность специалистов повышенных в должности |
17 |
20 |
15 |
Численность специалистов переведенных на должность руководителя |
5 |
3 |
4 |
Численность специалистов переведенных в другое подразделение |
10 |
10 |
13 |
Из представленных данных видно, что доля специалистов прошедших обучение за рассматриваемый период ежегодно увеличивалась как в целом, так и по отдельным направлениям обучения. При этом численность специалистов охваченных вертикальным и горизонтальным перемещением за рассматриваемый период остается на одном уровне, но по отношению к общему числу специалистов их доля уменьшается.
В качестве показателей, характеризующих эффективность управления карьерой в коммерческом банке, рассмотрим следующие показатели:
- текучесть специалистов;
- коэффициент продвижения в должности - отношение получивших повышение специалистов к общему числу специалистов;
- занятие освободившихся
ключевых должностей
Таблица 2.5.
Показатели эффективности управления карьерой в ОАО КБ "Акцепт"
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
Текучесть специалистов (чел.) |
15 |
35 |
39 |
Коэффициент текучести (%) |
6,3 |
13,3 |
14 |
Коэффициент продвижения в должности (%) |
13,5 |
12,5 |
11,3 |
Количество освободившихся ключевых должностей занятых сотрудниками банка |
32 |
33 |
31 |
Количество освободившихся ключевых должностей занятых принятыми со стороны |
15 |
35 |
40 |
Итак, из табл.2,5 следует, что текучесть среди специалистов высокая. За рассматриваемый период она увеличилась с 6,3% до 14%. При этом резкий рост наблюдается с 2009г., что обусловлено оживлением экономики после кризиса 2008г. Коэффициент продвижения в должности за три года уменьшился с 13,5% до 11,3%, что может говорить о снижении активности кадровой службы в вопросах управления карьерой, либо недостатком специалистов, способных занять должности. При этом из данных по количеству освободившихся должностей занятых специалистами банка и принятыми со стороны видно, что банк удовлетворяет свои потребности как путем собственных сотрудников, так и с помощью внешнего рынка труда. Причем растет тенденция удовлетворения потребностей в кадрах за счет внешнего рынка труда.
Таким образом, можно сделать вывод, что существующая система управления карьерой не достаточно эффективна, поскольку не достигнуты цели управления карьерой в банке.