Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:07, курсовая работа
Актуальность исследований вопросов управления карьерой в настоящее время приобретает все большее значение, поскольку в условиях жесткой конкурентной борьбы организации для успешного осуществления деятельности необходимо обладать персоналом высокого уровня профессионализма. Этого можно достичь только путем планомерного развития человеческого потенциала и управление его карьерой. Мероприятия по управлению карьерой позволяют организации более полно раскрывать и использовать интеллектуальной потенциал своих работников, а персоналу дает возможность удовлетворить более широкий спектр потребностей.
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы управления карьерой персонала 3
в организации 3
1.1 Карьера: понятие, классификация типов 3
2.1. Системный подход к управлению карьерой 7
3.1. Отечественный и зарубежный опыт управления карьерой 9
Глава 2. Аналитические основы управления карьерой в организации 10
2.1 Анализ трудового потенциала ОАО КБ "Акцепт" 10
2.2. Анализ системы управления карьерой в ОАО КБ "Акцепт" 13
2.3. Кадровая служба, линейные и функциональные руководители как субъекты процесса управления карьерой специалистов в ОАО КБ "Акцепт" 18
Глава 3. Основные направления совершенствования процесса управления карьерой в ОАО КБ "Акцепт". 20
Заключение 22
Список литературы 23
Исследовательская работа на тему:
Разработка системы управления карьерой в организации
(на примере отдельных
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы управления карьерой персонала 3
в организации 3
1.1 Карьера: понятие, классификация типов 3
2.1. Системный подход к управлению карьерой 7
3.1. Отечественный и зарубежный опыт управления карьерой 9
Глава 2. Аналитические основы управления карьерой в организации 10
2.1 Анализ трудового потенциала ОАО КБ "Акцепт" 10
2.2. Анализ системы управления карьерой в ОАО КБ "Акцепт" 13
2.3. Кадровая служба, линейные и функциональные руководители как субъекты процесса управления карьерой специалистов в ОАО КБ "Акцепт" 18
Глава 3. Основные направления совершенствования процесса управления карьерой в ОАО КБ "Акцепт". 20
Заключение 22
Список литературы 23
Актуальность исследований вопросов управления карьерой в настоящее время приобретает все большее значение, поскольку в условиях жесткой конкурентной борьбы организации для успешного осуществления деятельности необходимо обладать персоналом высокого уровня профессионализма. Этого можно достичь только путем планомерного развития человеческого потенциала и управление его карьерой. Мероприятия по управлению карьерой позволяют организации более полно раскрывать и использовать интеллектуальной потенциал своих работников, а персоналу дает возможность удовлетворить более широкий спектр потребностей.
Отечественная
литература и практика управления карьерой
в организации пока не отличается
большим многообразием
Исходя из актуальности и разработанности вопроса, целью данного исследования является разработка основных направлений совершенствования системы управления карьерой персонала при приеме специалистов в ОАО КБ «Акцепт».
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
Объектом исследования является система управления карьерой специалистов В ОАО КБ "Акцепт". Предмет исследования – организация процесса управления карьерой В ОАО КБ "Акцепт".
Карьерное развитие персонала начинает играть все более важную роль в достижении стратегических целей организации. От того правильно ли выбран и насколько адекватно реализован карьерный путь зависит удовлетворенность работника своей трудовой судьбой и жизнью и, соответственно, его трудовая отдача, что прямо влияет на эффективность деятельности организации. В отечественной практике данная проблема начала освещаться только с середины 90-х годов, и многие исследователи подходят по-разному к данной проблеме. В результате анализа научной литературы по исследуемой проблеме было выявлено несколько формулировок понятия карьера и представлены виды карьеры (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Подходы к трактовке определения карьеры
Автор |
Понятие |
Виды |
Кибанов А.Я. Управление персоналом организации |
Деловая карьера - это поступательное продвижение личности в какой-либо сфере деятельности, изменение навыков, способностей, квалификационных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью; продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы, обогащения. |
Внутриорганизационная Межорганизационная Специализированная Неспециализированная Вертикальная Горизонтальная Ступенчатая Скрытая |
Сотникова С.И. Управление деловой карьерой |
Карьера - это индивидуально-осознанная позиция и поведение, связанные с накоплением и использованием возрастающего человеческого капитала на протяжении рабочей жизни человека. |
1)Профессиональная 2)Внутриорганизационная: - вертикальная - горизонтальная - центростремительная По скорости перехода между рабочими местами: стабильная, нормальная, стремительная По направлению: -целевая -монотонная -спиральная -мимолетная -стабилизационная -затухающая |
Зайцев Г.Г. Черкасская Г.В. Управление деловой карьерой |
Деловая карьера - это индивидуально- осознанная, обусловленная изменяемыми в течение жизни взглядами, позициями, поведением и опытом, последовательность целей личностного развития, структурированных в должностном, профессиональном, статусном и материальном плане |
Профессиональная Административная Предпринимательская
|
Беляцкий Н.П. Управление персоналом |
Карьера - это последовательность занимаемых должностей, продвижение сотрудника по служебной лестнице. |
Прогрессивный; Регрессивный; Линейный; Нелинейный; Спиралевидный; Стагнационный |
Егоренкова Н.А. Организация личностно-профессионального развития персонала коммерческого банка |
Карьера - это совокупность должностей, которые занимал, занимает на данный момент времени и может занимать в перспективе работник в соответствии с его профессиональным уровнем. |
Внутриорганизационная Межорганизационная Специализированная Неспециализированная Вертикальная Горизонтальная Ступенчатая Скрытая |
Приведенный обзор определений категории "карьера" позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время в отечественной науке существует различные точки зрения на трактовку данного понятия. Ряд исследователей, в частности А.Я. Кибанов, Г.Г. Зайцев, Г.В. Черкасская, отождествляют данный термин с продвижением человека в какой либо сфере деятельности, приводящим к прогрессу его социального статуса, материального положения. Н.П. Беляцкий считает, что карьера - это продвижение по иерархической ступени организации. Н.А. Егоренкова рассматривает карьеру, как совокупность занимаемых должностей на протяжении трудовой жизни работника. С. И. Сотникова рассматривает карьеру как накопление и использование человеческого капитала на протяжении рабочей жизни человека. Тем не менее, все определения карьеры в своей основе опираются на динамику конкурентоспособности личности.
Таким образом, на основе приведенных определений предложим свое понятие карьеры. Карьера - это достижение человеком поставленных целей в профессиональном, должностном, статусном и материальном плане, сопровождаемое достижением целей организации.
Отечественные авторы рассматривают деловую карьеру с разных сторон, что отразилось на классификации данного понятия.
А.Я. Кибанов и Н.А. Егоренкова различают следующие виды карьеры:
Внутриорганизационная карьера означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития последовательно в стенах одной организации.
Межорганизационная карьера означает, что конкретный работник в процессе своей профессиональной деятельности проходит все стадии развития последовательно, работая на различных должностях в разных организациях.
Специализированная карьера – специализация в рамках одной профессии и области деятельности, выбранной в начале профессионального пути.
Неспециализированная карьера – овладение различными сферами чел. Опыта, связанное с расширением инструментария и областей деятельности.
Вертикальная карьера предполагает подъем на более высокую ступень структурной иерархии (повышение в должности, которое сопровождается более высоким уровнем оплаты труда).
Горизонтальная - вид карьеры, который предполагает перемещение в другую функциональную область деятельности, либо выполнение определенной служебной роли на ступени, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (роль руководителя временной целевой группы и т.п.). К горизонтальной карьере можно отнести также расширение или усложнение задач на прежней ступени.
Карьера ступенчатая - продвижение работника осуществляется посредством чередования вертикального роста с горизонтальным.
Карьера скрытая - вид карьеры, являющийся наименее очевидным для окружающих. Он доступен ограниченному кругу работников, как правило, имеющих обширные деловые связи вне организации.
Н.П. Беляцкий предложил типологию карьеры с позиции направленности и последовательности изменений уровня жизнедеятельности человека:
Г.Г. Зайцев, Г.В. Черкасская предложили типологию карьеры с позиции места в системе управленческих отношений:
С.И. Сотникова выделяет следующие виды карьеры.
Профессиональная карьера - это процесс накопления человеческого капитала, который происходит на протяжении всей трудовой жизни работника.
Этапы приумножения человеческого капитала принято называть стадиями (ступенями) профессиональной карьеры, которые определяются возрастом и особенностями мотивации.
Внутриорганизационная карьера - это последовательная смена работником стадий использования возрастающего человеческого капитала в рамках одной организации. Она может быть вертикальной (квалификационно-должностной), горизонтальной (собственно профессиональной), центростремительной (социальной).
По скорости переходов между рабочими местами внутриорганизационная карьера может быть охарактеризована как стабильная (7-8 лет в одной должности), нормальная (смена рабочего места 1 раз в 3 года), стремительная (более 1 раза в 3 года).
В зависимости от направления ступеней внутриорганизационной карьеры можно выделить шесть его типов:
Обеспечить полноценную
Управление деловой карьерой - это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организаций по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации.1
Рассмотрим объект и субъект системы управления карьерой.
Объект управления карьерой представляет собой совокупность определенных качеств/характеристик индивида и объективно существующих возможностей их использования/изменения для достижения поставленных им карьерных целей.