Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 22:09, курсовая работа
В условиях рыночной конкуренции актуальность отбора персонала и последующая их адаптация стала одним из главнейших факторов, который определяет выживание и экономическое положение малых предприятиях.
Введение
I Гглава Теоретические аспекты отбора и набора персонала
1.1 Понятие отбора персонала
1.2 Источники набора кадров
1.3 Принципы отбора персонала
1.4 Критерии отбора персонала
1.5 Методы отбора персонала
II Глава Аналитическая часть
2.1 Характеристика ОАО "Концерн "Аксион"
2.2 Характеристика персонала предприятия
2.3 Система отбора персонала, применяемая на предприятии
2.4 Пути усовершенствования системы отбора персонала
Заключение
Список используемых литературных источников
Внешний источник набора при
этом совсем не безупречен: относительно
долгий период привыкания нового сотрудника,
возможное ухудшение морально-
Что касается руководящих должностей, то в каждой организации есть сотрудники, полагающие, что только они достойны, занять эту должность, т.е. это не что иное, как психологический феномен (чувство обиды и зависти). Претендента преследует мысль: если меня не возьмут на эту должность, то что по этому поводу подумают коллеги, подчиненные и вышестоящее руководство? Естественно, если человек, ожидающий повышения, его не получит, то это снизит его трудовые параметры. Появятся апатия, обида, неудовлетворенность, которые значительно снизят эффективность трудовой деятельности. Постоянно преследует мысль: "сколько ни работай — благодарность одна".
Если же претендент извне нам подходит, эффект достигается прежде всего за счет накопленного им опыта работы в другой организации. Он уже знает, как решаются проблемы нашей организации, аналогичные проблемам его организации, ибо владеет технологией, которая у нас отсутствует и которую мы бы хотели ввести. Поэтому мы берем человека, который усовершенствует технологию и сделает существенный вклад в развитие нашей организации.
Определенную помощь в
том, чтобы избежать ошибок при отборе
кадров, оказывают различные источники
информации: заявление о приеме (первое
общее впечатление о кандидате)
Основные преимущества и недостатки внешних и внутренних источников привлечения персонала кратко представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Преимущества
и недостатки внешних и внутренних
источников привлечения персонала
Внутренние источники
-Появление шансов для
служебного роста молодых
-Повышение степени
-Улучшение социально-
-Низкие затраты на
-Претендентов на должность хорошо знают в организации;
-Претендент на должность знает данную организацию;
-Сохранение уровня оплаты
труда, сложившегося в данной
организации (претендент со
-Ограниченные возможности для выбора кандидатов;
-Возможны напряженность
или соперничество в
-Появление панибратства при решении деловых вопросов, т.к. только вчера претендент был наравне с коллегами;
-Нежелание отказать в
чем-либо сотруднику, имеющему большой
стаж работы в данной
Внешние источники
-Более широкие возможности выбора;
-Появление новых импульсов для развития организации;
-Новый человек, как
правило, легко добивается
-Прием на работу покрывает
абсолютную потребность в
-Меньшая угроза интриг возникает внутри организации
-Более высокие затраты на привлечение кадров;
-Высокий удельный вес работников, принимаемых со стороны, способствует росту текучести кадров;
-Ухудшается социально-
-Высока степень риска
при прохождении
-Плохое знание организации;
-Длительный период адаптации;
-Блокирование возможностей
служебного роста для
-Нового работника плохо знают в организации
1.3 Принципы отбора персонала
Базис успешного отбора персонала исходит из сознания того, что успех предприятия всегда в значительной мере зависит от его сотрудников. Это сознание и обусловливает насколько можно тщательный отбор новых работников, который основывается на повышенных требованиях к селекции кандидатов с помощью объективных методов. Оба критерия "отбор по повышенным требованиям" и "объективные методы отбора" определяют основные принципы, которые принимаются во внимание при селективных процедурах:
1. Невозможность действенного
отбора претендентов без
2 Отбор претендентов не
всегда должен проходить
3. Необходимость избегать
сознательных и несознательных
субъективных влияний на отбор
претендентов, например, протекции
или предубеждений.
Любой из этих видов заблуждений может привести к авансированной симпатии или антипатии по отношению к претенденту и этим фальсифицировать объективный отбор кандидатов.
Следуя первому принципу, предприятие-работодатель руководствуется при найме профилем требований к будущему работнику, который разрабатывается в службе управления персоналом. Профиль требований формируется с помощью следующих критериев отбора:
· профессиональные" критерии (образование и опыт):
· физические критерии (физическая природа кандидата);
· социально-психологические критерии (обозначают требования к "межчеловеческому поведению" и социальному взаимодействию на рабочем месте и в семье, возраст).
Формируя профиль пригодности, или "идеальный портрет" предполагаемого работника, критерии отбора дают "старт" началу селективного процесса. С течением времени они могут изменяться по одной или нескольким позициям, что отражается на дальнейшей селективной процедуре.
Согласовывая свои действия со вторым и третьим принципами, служба управления персоналом продумывает, организовывает и осуществляет механизм отбора претендентов на вакантные должности.
1.4 Критерии отбора персонала
Чтобы правильно определить
критерии отбора, следует ясно сформулировать
качества работника, необходимые для
соответствующего вида деятельности.
Критерии следует формировать так,
чтобы они всесторонне
Большинство нанимателей отбирают работников, оценивая их по полученному ими образованию. При равных показателях работодатели предпочитают более высокое образование. Однако эти характеристики должны быть увязаны с успехами на работе, и критерий образованности должен непременно сравниваться с требованиями выполняемой работы. Работодатель должен изучить продолжительность и содержание образования, его соответствие предлагаемой работе.
Практический опыт является важнейшим критерием уровня квалификации работника. Поэтому большинство работодателей предпочитают наем работников с опытом.
Одним из способов измерения опыта работы в организации является установление рейтинга трудового стажа, отражающего время, на протяжении которого человек работал в данной организации. Трудовой стаж измеряется различными способами: общим временем работы в данной организации, временем работы на определенной должности и т. д.
Существуют многие виды работ,
требующие от исполнителя определенных
физических качеств, обычно сводящихся
к выносливости, силе, здоровью. С
этой целью следует выявить
Одной из важнейших личностных
характеристик работника
Второй важной личностной
характеристикой претендента
Работодатели могут
Одним из способов отбора претендентов, соответствующих всем требованиям, и выбора наиболее подходящих из кандидатов является тестирование заявителей в условиях, максимально приближенных к рабочим. При этом необходимо быть уверенным, что тест действительно измеряет ту или иную черту характера и что данная черта характера действительно необходима в деятельности рассматриваемого работника. Доказать такое соответствие бывает очень сложно.
В схемах по отбору персонала широко используются три обязательных требования для доказательства такого соответствия:
1) анализ рабочего процесса
должен выявить тот стиль
2) тест должен измерять одну из этих констант;
3) необходимо доказать, что
данная черта характера
Соответствие метода отбора
каким-либо конкретным требованиям
или условиям определяет степень
точности, с которой метод отбора
выявляет конкретные способности претендента,
соответствующие отдельным
Используются два вида
показателей соответствия критериев
- показатели предполагаемого и
Определить предполагаемое соответствие можно с помощью тестов. Например, предложить претендентам на место страхового агента выполнить серию операций (большое число тестов дается с целью получить, по меньшей мере, один достаточно обоснованный результат). Результаты тестов сохраняются в тайне. Решение по найму принимается без их просмотра. Они не оглашаются до тех пор, пока принятый работник не наберет минимального опыта в работе, чтобы они не могли повлиять на оценку качества работника.
Предположим, что менеджер становится опытным, умелым работником через 15 месяцев. Оценка качества его работы проводится лишь по истечении этого времени, а затем результаты этой оценки сравниваются с результатами тестов, до тех пор державшимися "под замком". В будущем для принятия решения по отбору будут использоваться лишь те тесты, которые в наибольшей степени совпадают с показателями работника, уже приобретшего опыт. Именно эти тесты для оценки предполагаемого соответствия кандидатов будут в дальнейшем применяться ко всем желающим занять место менеджера, а результаты этих тестов будут существенно помогать при вынесении решений по набору.
Информация о работе Разработка рекомендаций по совершенствованию системы отбора персонала