Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 17:25, курсовая работа
Цель – проектирование организационной структуры нового филиала ООО «Алиса».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть методическое представление об организационных структурах и том как они формируются;
2. Проанализировать типы структур управления, их сильные и слабые стороны;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…………2
1.МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУРАХ……………………………………………………………….….5
1.1 Понятие и типы организационных структур управления…………….…5
1.2 Технология разработки организационных структур управления…….11
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИЙ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ…………………………………………….16
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ РЕСТОРАНА ООО «Алиса»……………………………………..18
3.1 Общая характеристика ресторана ООО «Алиса»……………….……...18
3.2 Анализ внешней среды ООО «Алиса»……………………………………20
3.3 Анализ нынешней организационной структуры управления ООО «Алиса»……………………………………………………………….….25
3.4. Обоснование выбора организационной структуры для нового филиала ООО «Алиса»……………………………………………………………….….27
3.5. Оценка эффективности разработанной организационной структуры управления нового филиала ООО «Алиса»…………………………….……29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..……..32
Министерствo oбразoвания и науки
Гoсударственнoе oбразoвательнoе учреждение
Высшегo прoфессиoнальнoгo oбразoвания
«Санкт-Петербургский гoсударственный
инженернo-экoнoмический университет»
Курсовая работа
Пo менеджменту
на тему: «Разработка организационной структуры управления на примере предприятия общественного питания»
Выпoлнила: Якимoва Алиса Андреевна__
Студент:__4____курса (oчная фoрма oбучения)
Группа: _5095_
Нoмер студенческoгo билета: _50087/09_________
Пoдпись: ______________________________
Прoверила: Сологубова Галина Сергеевна
Oценка: ___________ Дата: __________________
Пoдпись: ______________________________
Санкт-Петербург
2013
1.МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ
СТРУКТУРАХ……………………………………………………
1.2 Технология разработки
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИЙ
3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ
3.1 Общая характеристика ресторана ООО «Алиса»……………….……...18
3.2 Анализ внешней среды ООО «Алиса»……………………………………20
Стабильность компании, ее уверенное положение на рынке, а самое главное эффективность работы в условиях рынка тесно связаны с постоянным развитием и улучшением всех аспектов деятельности компании. Следует отметить, что при этом развитие компании должно быть ориентировано и сформировано исходя из особенностей внешней среды.
В современных условиях очень важно научно обосновать все стороны деятельности организации, учитывая смену социальных и экономических условий в России. Сейчас предъявляются особые требования к основанию и продвижению компаний, что связано с развитием рыночных отношений, активностью среднего и мелкого бизнеса, а также с переменами в методах регулирования рынка государством. С другой стороны организационная деятельность попадает под влияние изменений технологий и научно технического прогресса. Эффективность методов организации и управления, основанных на научных принципах, является одним из основных результатов экономических реформ. Раньше существовала конкуренция продуктов и услуг, сейчас же она, по сути, преобразовывается в соперничество методов, структуры и форм управленческой деятельности.
Сформировать и научно обосновать организационную структуру управления очень важная задача на этапе приспособления организации к реалиям рынка.
Объект исследования – предприятие общественного питания, ресторан ООО «Алиса».
Предмет исследования – организационная структура управления предприятия общественного питания.
Цель – проектирование организационной структуры нового филиала ООО «Алиса».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть методическое представление об организационных структурах и том как они формируются;
2. Проанализировать типы структур управления, их сильные и слабые стороны;
3. Исследовать существующую структуру организации ООО «Алиса», а также оценить насколько она соответствует особенностям внешней среды компании, то есть предприятий общественного питания;
4. Спроектировать организационную структуру управления для нового филиала ресторана ООО «Алиса».
Механизм организации управления компанией имеет много составляющих, но обязательно должен составлять связанную систему, в которой каждый из элементов связан с другим и они обуславливают друг друга. В условиях современной России большую проблему в организации менеджмента компаний представляет переходное состояние экономики.
Механизм организации управления предприятием являет собой систему приемов, процедур и действий по управлению, которые направлены на реализацию целей и задач компании. Данный механизм состоит из: проектирования, создания и улучшения организационной структуры, разделения организационных задач, требований и ответственности отделов и конкретных исполнителей, а также установления связей между ними. Не менее важно соблюдать правила организационного поведения и принятия решений в управлении. Особенно важна характеристика некоторых важных показателей системы управления, и в первую очередь формирования организационной структуры.
Управленческая структура компании – одно из важнейших понятий в управлении, которое связывает цели, задачи, функции, процесс управления, работу управляющих сотрудников и то как распределяются между ними обязанности. Этой структуре подчиняется управленческий процесс в целом. В нем участвуют управленцы всех категорий, уровней и специализации.
Организационная структура управления это связанные элементы, которые обеспечивают нормальную работу и последующее развитие компании в целом. Также ее можно определить как форму объединения деятельности по управлению компанией, при которой происходит процесс управления по функциям, направленным на достижение поставленных целей путем реализации конкретных задач.
С этих точки зрения структуру управления можно представить в виде оптимального распределения функций, обязанностей, ответственности и форм взаимодействия между управленческими органами и конкретными работниками. Основные понятия структуры управления: элементы, отношения и связи между ними, полномочия.
К элементам относятся работники и отделы системы управления, а отношения между ними образуются исходя из связей, которые разделяются на вертикальные и горизонтальные.
Горизонтальные связаны, в основном, с согласованиями и чаще всего бывают одноуровневыми.
Вертикальные связаны с подчинением, они возникают при наличии нескольких уровней управления.
Связи делятся на линейные и функциональные. Функциональные состоят из движения информации и решений по различным функциям управления. Линейные отображают движения управленческих решений и информации между руководителями. В связи с этим используются полномочия, то есть право на принятие решения. Иерархия в структуре возникает при распределении полномочий.
Основные принципы формирования организационных структур:
В случае вертикального разделения создаются уровни управления, то есть части предприятия, которые могут принимать самостоятельные решения без согласования с вышестоящими отделами.
Один из наиболее распространенных видов организационных структур - линейная. Ее особенность заключается в сосредоточении всех функций управления у непосредственного руководителя компании. При такой схеме происходит прямое подчинение персонала своему руководителю.
Рис 1. Линейная организационная структура
Преимущество структуры линейного типа: простота и экономичность. Она обеспечивает ответственность и позволяет соблюдать баланс между руководителем и подчиненными. Полномочия и обязанности распределены очень четко, в следствие чего механизм принятия решений достаточно оперативен.
Недостатком данной системы является невозможность того, чтобы один человек управлял и полностью вникал во все аспекты деятельности компании. Такую схему можно использовать лишь для реализации конкретных текущих задач, она не гибкая, а также развивает бюрократию в организации.
Другой распространенный вид организационной структуры - функциональная. При такой схеме руководители подразделений специализируются на отдельной части деятельности компании и отвечают за выполнение конкретных функций. Они напрямую дают распоряжения подразделениям по вопросам, которые находятся в сфере их ответственности. Преимущества: специалисты непосредственно влияют на производство, серьезная специализация управления, полноценная разработка и обоснование решений, принимаемых на каждом из уровней. К недостаткам можно отнести сложность и дороговизну, связанные с большим количеством отделов и управленческих каналов.
Рис. 2. Функциональная организационная структура
При увеличении сложности и размеров производства, а также при разделении функций управления появилась линейно-штабная структура организации. В рамках данной схемы при руководителях создаются отделы из специалистов, которые выполняют различные функции, но при этом не несут прямой ответственности за принятые решения и общие результаты. Преимущество: квалифицированное решение проблем управления. Недостаток: возникает опасность смены линейных руководителей при принятии важных решений.
Также существуют системы, представляющие собой комбинацию из нескольких. Наиболее известная - линейно-функциональная. Преимущество заключается в развитии специализации деятельности управления, при сохранении полномочий линейных руководителей, которые, по сути, и отвечают за результаты. Недостатки: информация передается медленнов связи с чем процесс принятия решений замедляется. Происходят столкновения линейных, что отражается на качестве принимаемых решений. Руководители среднего уровня узко специализированны, что мешает внедрению инноваций.
Дивизиональная организационная структура. На данный момент данный тип структуры преобладает во многих крупных компаниях. В основном переход к данной схеме произошел из-за специализации управленческой деятельности, выхода на международные рынки, росту скорости передачи информации и т.д.
Рис. 3. дивизиональная организационная структура
При такой системе различные отделы обладают автономными структурами, которые осуществляют функции управления, такие как маркетинг, учет, планирование, финансы и т.д. Вследствие этого подразделения решают собственные задачи, позволяя вышестоящему руководству компании заняться постановкой и решением стратегических задач.
Для предприятий общественного питания наиболее подходящими можно назвать последние две рассмотренные системы. В сравнении линейно-функциональной системой дивизиональная более гибкая, что ускоряет процесс принятия решений и является серьезным преимуществом.
Основные преимущества этих структур представлены в таблице.
Таблица 1. Сравнение линейно-функциональной и дивизиональной структур.
Линейно-функциональная |
Дивизиональная |
1. Эффективность в стабильной среде 2. Экономичность в управлении 3. Компетентность вследствие специализации 4. Быстрое решение конкретных простых задач, относящихся к одной функциональной службе 5. Ориентирована на стабильность и условия сложившегося рынка 6. Ориентирована на ценовую конкуренцию |
1. Эффективность в динамично развивающейся среде 2. Скорость принятия решений 3. Междисциплинарный подход 4. Быстрое решение сложных 5. Ориентирована на новые технологии и рынки 6. Ориентирована на неценовую конкуренцию |
К недостаткам дивизиональной структуры можно отнести: противоречие интересов компании в целом и различных отделов, повторяемость некоторых функций управления, что ведет к неэкономичности системы.
Матричная
структура. Такая система появляется при диверсификации
производства, при разработке совершенно
разных видов продукции или при реализации
нескольких инновационных проектов.
Рис. 4. Матричная организационная структура
Конкретные исполнители получают задачи от линейных руководителей, а общие инструкции от руководителей проектов. Руководители проектов принимают решения, наделены соответствующими полномочиями, преобразуют информацию идущую от подразделений и в целом контролируют ход выполнения проекта. Преимущества: динамика, гибкость, возможность расширения инноваций. Руководители проекта лично отвечают за результаты, а также мотивированы мотивами стремлением к профессиональному и карьерному росту.
1.2 Технология разработки организационных структур управления
Организационная структура состоит из целей и их распределением между различными отделами. В нее входит состав подразделений с их связями; распределение функций и задач между ними; распределение полномочий, ответственности и прав внутри компании.