Разработка инновационной стратегии сельхозорганизации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

В мировой экономической литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Инновация может быть рассмотрена как в динамическом, так и в статическом аспекте. В последнем случае инновация представляется как конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ).

Файлы: 1 файл

стратегический менеджмент.doc

— 1.16 Мб (Скачать)

     В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют инновации:

  • радикальные (базовые);
  • улучшающие;
  • модификационные (частные).

     В Научно-исследовательском институте  системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. По этому признаку выделяются инновации:

  • технологические;
  • производственные;
  • экономические;
  • торговые;
  • социальные;
  • в области управления.

1.4. Инновационная стратегия

 

     Главное внимание в инновационном менеджменте  уделяется выработке стратегии  инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития.

     Осуществление инновационного менеджмента в целом  предполагает:

  1. разработку планов и программ инновационной деятельности;     
  2. наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;
  3. рассмотрение проектов создания новых продуктов;         
  4. проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;        
  5. обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;                                      
  6. обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;
  7. создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства продукции.
 

     Выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя. Выбор стратегии – важнейшая составляющая цикла инновационного менеджмента. В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.

     Стратегическое  планирование преследует две основные цели.

     1. Эффективное распределение и  использование ресурсов. Это так называемая "внутренняя стратегия". Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди. Кроме того, осуществляется приобретение предприятий в новых отраслях, выход из нежелательных отраслей, подбор эффективного "портфеля" предприятий.

     2. Адаптация к внешней среде.  Ставится задача обеспечить эффективное  приспособление к изменению внешних  факторов (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.).

     Стратегическое  планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет иметь постоянный контроль за рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было заменить другой.

     Разработка  стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем.

     При выборе цели нужно учитывать два  аспекта: кто является клиентами  фирмы и какие потребности  она может удовлетворить.

     После постановки общей цели осуществляется второй этап стратегического планирования — конкретизация целей. Например, могут быть определены следующие основные цели:

     1) прибыльность — добиться в  текущем году уровня чистой  прибыли 5 млн. д.е.;

     2) рынки (объем продаж, доля рынка, внедрение в новые линии), например, довести долю рынка до 20% или довести объем продаж до 40 тысяч штук;

     3) производительность, например, средняя  часовая выработка на одного  рабочего 8 ед. продукции;

     4) продукция (общий объем выпуска, выпуск новых товаров или снятие некоторых моделей с производства и др.);

     5) финансовые ресурсы (размер и  структура капитала; соотношение собственного и заемного капитала;

     размер  оборотного капитала и др.);

     6) производственные мощности, здания  и сооружения;

     7) НИОКР и внедрение новых технологий (основные показатели, технологические  характеристики, стоимость, сроки  внедрения);

     8) организация — изменения в  организационной структуре и  деятельности, например, открыть представительство фирмы в определенном регионе;

     9) человеческие ресурсы (их использование,  движение, обучение и т.п.);

     10) социальная ответственность.

     Стратегическое  планирование опирается на тщательный анализ внешней и внутренней среды фирмы. Процессы и изменения во внешней среде оказывают жизненно важное воздействие на фирму. Основные факторы, связанные с внешней средой, - это экономика, политика, рынок, технология, конкуренция. Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.). Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволят лучше продумать стратегию конкурентной борьбы.

     К серьезным факторам внешней среды относятся социально-поведенческие и экологические. Фирма должна учитывать также изменения в демографической ситуации, образовательном уровне и др. Анализ внутренней среды проводится с целью выявления сильных и слабых сторон в деятельности фирмы.

     Стратегия является отправным пунктом теоретических и эмпирических исследований. Организации могут различаться тем, насколько их руководители, принимающие ключевые решения, связали себя со стратегией использования нововведений. Если высшее руководство поддерживает попытки реализовать нововведение, вероятность того, что оно будет принято к внедрению в организации, возрастает. По мере вовлечения в процесс принятия решений высшего руководства значение стратегических и финансовых целей возрастает.

Глава 2. Характеристика СПК «Кудрявщинский» Данковского района Липецкой области.

2.1 Краткая природно-экономическая характеристика СПК «Кудрявщинский».

     Как отмечалось выше, объектом исследования данного курсового проекта является сельскохозяйственный производственный кооператив «Кудрявщинский». Он был создан трудовым коллективом совхоза «Кудрявщинский» в соответствии с законом РФ ''О предприятиях и предпринимательской деятельности'' и постановлением правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 ''О порядке реорганизации колхозов и совхозов''. Кооператив является приемником прав и обязанностей совхоза, в том числе по использованию земли и природных ресурсов; претензиям предприятий, организаций, граждан. Сокращённое наименование кооператива: СПК «Кудрявщинский».

     В свою очередь, совхоз «Кудрявщинский» был организован в 1960 году путём объединения мелких колхозов.

       Сельскохозяйственный  производственный кооператив «Кудрявщинский» расположен на территории Данковского района Липецкой области.

       Для Данковского района Липецкой области характерен умеренно-континентальный климат с довольно теплым летним периодом и с холодной продолжительной зимой. Средняя месячная температура воздуха самого холодного месяца – января – изменяется от -10,5 до -11,5˚С, а самого теплого – июля от +19,0 до +20,7˚С. Теплый период, т.е. период с положительной среднесуточной температурой длится 211-216 дней, что достаточно для роста и развития районированных культур. Переход температуры весной через 0˚С к более высоким значениям происходит в начале апреля, а к более низким – осенью – в первой декаде ноября. Безморозный период длится 147-156 дней.

       Район относится к зоне недостаточного увлажнения, о чем свидетельствует гидротермический коэффициент 0,95-1,1. Годовая сумма осадков колеблется около 230-265 мм, из них 70-75 % выпадает за теплый период. Сумма осадков за период вегетации составляет 50-60 % годовой.

       Почвы района представлены в основном черноземами, богатыми перегноем. Образованию перегноя способствует богатая травянистая растительность, а накоплению его – умеренное количество влаги. На долю черноземов приходится 86,8% общей площади сельскохозяйственных угодий.

       СПК «Кудрявщинский» из трех отделений, находящихся в селе Кудрявщино, селах Гугуевка и Еропкино с центральной усадьбой в селе Кудрявщино, которое расположено  на расстоянии 20 км от районного центра – города Данкова и  100 км от областного центра – города Липецка. Связь между кооперативом и этими городами осуществляется по асфальтированной дороге. Внутрихозяйственные перевозки  проводятся по грунтовым дорогам и дорогам с твердым покрытием.

       Экономическое положение СПК «Кудрявщинский»  выгодное, так как оно находится недалеко от районного центра. Предприятие реализует свою продукцию, услуги  по ценам  и тарифам, установленным самостоятельно  или на  договорной основе. Пунктами продажи с/х продуктов являются: зерна – Данковский элеватор ,Данковский хлебокомбинат, молока - Лебедянский молочный завод, мяса - ЗАО Мясокомбинат «Данковский». Производственные связи осуществляются по дорогам районного и областного значения. 

    Виды  деятельности предприятия:

  • производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;
  • оказание услуг производителям сельскохозяйственной продукции;
  • оптовая и розничная торговля;
  • производство и переработка различного сырья;
  • внешнеэкономическая деятельность.

    Племзавод действует на принципах полного  хозрасчета, несет имущественную ответственность за результаты своей хозяйственной деятельности, обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат на производство сельскохозяйственной  продукции. Совершенствует производства, способствует социальному развитию  и материальному стимулированию работников. Производственная деятельность племзавода осуществляется на основе  договоров (контрактов). Предприятие самостоятельно  планирует свою хозяйственную  деятельность  с учетом  потребительского спроса  на продукцию, работы и услуги. Материально – техническое  обеспечение хозяйства  осуществляется путем приобретения товаров непосредственно у других организаций и лиц.

    Финансовые  ресурсы племзавода формируются из доходов от реализации продукции, работ и услуг, амортизационных отчислений и иных поступлений.

2.2 Общая организационно-экономическая характеристика сельскохозяйственного предприятия

     СПК «Кудрявщинский» крупное хозяйство  об этом можно судить из размеров валовой продукции 37952 тыс. рыб. из них растениеводство в 2007 году 19073 тыс.руб., животноводство 26252 тыс.руб., в 2008 году эти показатели изменились, общее производство продукции повысилось до суммы 50683 тыс.руб. за счет повышения растениеводческой деятельности до 19623 тыс.руб. и 31060 тыс.руб. для животноводства. Нельзя ни отметить изменения основных средств (единицы измерения тыс.руб.)

       Таблица 1.Основные средства в 2007-2008 г. 

Наименования Наличие на конец  отчетного периода за 2007 год Наличие на конец  отчетного периода за 2008 год 2008 к 2007 в %
Здания  46847 46847 100
Сооружения  и переработочные устройства 18920 18920 100
Машины  и оборудование 11552 13348 115,5
Транспортные  средства 2329 3208 137,7
Рабочий скот 68 68 100,0
Продуктивный  скот 8382 9181 109,5
Итого 88098 91572 103,9

Информация о работе Разработка инновационной стратегии сельхозорганизации