Разнообразие моделей менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является выявление особенностей и характерных черт в процессе анализа и сравнительной характеристики японского и американского стилей управления персоналом, а также европейского и российского. Выявление наиболее эффективных методов управления позволит при необходимости в дальнейшем рассмотреть их использование в менеджменте России.

Оглавление

1. Экономическая сущность и содержание моделей используемых в менеджменте ……………………………………………………………8
1.1 Модели менеджмента …………………………............................... 8
1.1.1 Американская модель менеджмента ……….……………….. 8
1.1.2 Японская модель менеджмента ……………………………. 11
1.1.3 Европейская модель менеджмента ………………………… 18
1.1.4 Российская модель менеджмента ………………………….. 21
1.2 Сравнительный анализ японской и американской модели ме-неджмента…………………………………………………………. 25
2. Анализ применения американской модели на практике ………...... 27
2.1 Применение американской модели на примере ООО «Iner-Sale»

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 93.54 Кб (Скачать)

       В целом складывается такой облик  русского менеджмента:

    • Индивидуальная ответственность и направленность руководства и  четкое распределение обязанностей;
    • Примат корпоративных (в советские времена – государственных) интересов над личностью;
    • Жесткая структура управления;
    • Медленная обратная связь.16

     Подводя итог можно сделать вывод, что  российский менеджмент – это творческое осмысление зарубежного опыта с учетом российской специфики, т.е. синтез мирового опыта эффективного управления и существующего отечественного опыта на базе национально-исторических особенностей нашей культуры.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.2 Сравнительный анализ японской и американской модели менеджмента

     Таблица 1.6

     Сравнительный анализ японской и американской модели менеджмента

Японская  модель Американская  модель
  1. Цель фирмы
Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы Рост прибыли  фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков
  1. Организационная структура управления
Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах. Использование проектных структур управления. Корпорация  состоит из автономных отделений.

Использование матричных структур управления.

  1. Наем и кадровая политика
Широко  используется труд выпускников вузов  и школ. Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства Продвижение по службе с учетом выслуги лет. Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (так называемая уравнительная зарплата). Наем работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и др. Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру.

При найме  работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность.

Индивидуальная  оценка и аттестация работников. Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника.

  1. Организация производства и труда
Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах. Использование проектных структур управления. Корпорация  состоит из автономных отделений.

Использование матричных структур управления. 

  1. Стимулирование  работников
При благоприятном  финансовом положении премии выплачиваются  два раза в год (каждый раз по два три месячных оклада).

Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная  или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха и др.

Стимулирование  работников значительно ниже, чем  в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в  среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы.

 

     

     Продолжение табл. 1.6

  1. Внутрифирменное планирование
Внутрифирменные отделения имеют планы на три  года, включающие в себя инвестиционную политику и мероприятия по внедрению новой техники, а также перспективные планы на 10— 15 лет.

Планы разрабатываются по принципу скользящего  планирования отделениями фирмы. В  плане отделения показывается объем  производства, количество продукции  в натуральном выражении, прибыль, штатное расписание, перечень поставщиков.

Процесс планирования децентрализован. Отделениям планируются основные финансовые показатели, затраты на производство, сбыт и НИОКР которые могут корректироваться в течение года.

По каждому  новому виду продукции используются «стратегические хозяйственные центры (СХЦ). 
 
 

      
  1. Финансовая  политика
Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно.

Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования.

Широкое привлечение заемных средств.

Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями.

Расширение производства за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций.

Самофинансирование  корпораций.

 

     В таблице 1.6 дано сравнение японской и американской моделей менеджмента, позволяющее выделить достоинства и недостатки каждой из них.

     В последнее время американцы предпринимают  много усилий, чтобы выяснить сущность японских методов управления и перенести  положительный опыт Японии на свои предприятия. В 50—60-е гг. положение было обратным, японские фирмы перенимали американские принципы организации производства, технологию производства, подходы к формированию организационных структур и др.

     Однако  не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Это относится к системе долгосрочного или «пожизненного найма» работников, образованию за счет отчислений от прибылей фирмы фондов для удовлетворения нужд работников и др. 

 

2. Анализ применения американской модели на практике

     2.1 Применение американской модели на примере ООО «Iner-Sale»

     В данной курсовой работе приводится анализ одной из компаний, специализирующейся на оказании рекламных интернет – услуг, что является сравнительно новым для России продуктом. Я проработал в этой компании полгода на должности менеджера по продажам.

     При создании компании были проанализированы фирмы, предоставляющие аналогичные услуги на зарубежных рынках, в том числе и США.

     Одной из главных задач, поставленных непосредственно  перед персоналом было: значительное увеличение продаж, получение признания среди пользователей сети, а также внедрение новых продуктов, ранее не предоставляемых в данном регионе.

     Основы  построения структуры компании «Iner-Sale» базируются на стратегическом менеджменте, который широко применялся в Американских корпорациях. Проанализировав ситуацию на рынке, была определена цель, которая была в свою очередь разделена на подцели, т.е. была проведена сегментация. Были определены средства по достижению поставленной цели и разработаны указания, следуя которым организация планировала достичь желаемого результата.

      Рассмотрим  организационную структуру фирмы  в виде блок-схемы: 

 
 
 

Рис. 2.1. Схема организационной структуры ООО «Iner-Sale»

     По  данным рис. 2.1 в целом организационная структура данной компании, на мой взгляд, достаточно понятна и эффективна. У каждого сотрудника своя строго отведённая ниша. У исполнителей нет нескольких руководителей – это благоприятно влияет на структуру управления. Недостатком организационной структуры я считаю излишнюю концентрацию власти у директора фирмы. Из схемы видно, что все решения должны согласовываться с директором, что замедляет процесс принятия этих решений и соответственно быстрое принятие определённого решения практически невозможно.

     При составлении плана продаж, должностных  инструкций и прочих документов, использовались материалы, собранные по нескольким американским компаниям, но с учетом российского менталитета.

     Как и в американском стиле управления в «Iner-Sale» преобладала индивидуальная ответственность менеджеров, оплата их труда зависела напрямую от результатов проделанной работы. В компании была установлена так называемая «процентная сетка ставок», её принцип в том, что чем больше сотрудник заключал сделок, тем выше был процент его дохода от сделки. И если сотрудник за месяц выполнял определённое кол-во сделок, то он вставал на новую «ступень» оплаты труда: за ним закреплялся более высокий процент от сделок на следующий месяц и так пока сотрудник не дойдёт до 60% дохода от сделки. Это самый высокий уровень. Но это не означает что теперь сотрудник будет всегда получать 60% не зависимо от его работы. По той же «процентной сетке ставок» менеджер по продажам может уменьшить свой процент, если не выполнит установленную норму выполнения плана. Норма рассчитывалась как в количестве сделок, так и в денежном отношении. Т.к. несколько мелких сделок имеют не меньший потенциал, чем одна крупная.

     Контроль  над деятельностью менеджеров по продаже осуществляет начальник отдела продаж, он следит за чистотой выполнения менеджеров своих обязательств и проводит мониторинг результативности каждого сотрудника.

     Все специалисты в «Iner-Sale» узкоспециализированные и у каждого строго своя функция в фирме.

     Как я уже писал выше, большим недочётом  является низкая скорость принятия решений. Что, на мой взгляд, непозволительно в рыночных отношениях. Также это приводит к разногласиям в фирме, т.к. индивидуальная ответственность за проведение сделок установлена, но окончательное принятие решения по сделки должно быть согласовано с выше стоящим руководителем, а тот в свою очередь согласовывает решение с директором.  Это затягивает процедуру принятия решений и противоречит заявленной в фирме индивидуальной ответственности. 

     Также в ООО «Iner-Sale» регулярно проводятся «оперативки» и корпоративные мероприятия в пятницу вечером, что, на мой взгляд, только ухудшает производительность сотрудников. Принципы ведения бизнеса руководством компании, основанные на подходе к сотруднику «по-настроению», приводят к разногласиям внутри компании.

     Делая анализ ООО «Iner-Sale» можно придти к следующим выводам:

  1. Фирма по большей части придерживается американской модели менеджмента, но абсолютно не реализует такие важные функции, как профессиональное обучение, профессионально-квалификационное продвижение, изучение причин текучести кадров, анализ профессионального, возрастного, образовательного состава персонала, контроль над осуществлением социального обеспечения сотрудников и т.п. Что, несомненно, влияет на экономическую эффективность его работы.
  2. Существенным упущением руководства является отсутствие отдела маркетинга, необходимого в рыночных условиях, особенно для организаций, желающих расширить масштабы своей деятельности.
  3. Также вовлечение сотрудников в процесс управления позволил бы развиваться компании, путем создания новых рекламных продуктов, значительно сократил бы сроки их ввода. Также переход каждого сотрудника из исполнителя в разряд управленца давал бы возможность развивать себя как личность, получить новые навыки и укрепить командный дух организации.
  4. Ещё можно посоветовать ввести более гибкую систему мотивации сотрудников. Финансовое стимулирование сотрудников, несомненно, самая сильная мотивация, но не только денежные вознаграждения приносят удовлетворение в работе.

     Таким образом, компания поднялась бы на новый  уровень управления и получила бы дополнительные ресурсы для решения  своих будущих задач.  

 

Заключение
 

     В работе был проведен анализ различных  систем управления, в частности особое внимание было уделено американской и японской. Изучение передового опыта является очень существенной и актуальной задачей. Однако при сравнительном анализе любых систем управления необходимо иметь ввиду, что чисто механическое применение той или иной системы управления еще не гарантирует высокой эффективности. Эффективность производственной организации обусловлена не столько использованием той или иной системы управления, сколько тем, как приспособлены ее элементы к производственно-рыночным условиям, в которых функционирует организация. Такой подход предполагает необходимость анализа любой системы или стиля управления в тесной привязке к конкретным внутри- и внешнеэкономическим условиям, в которых действует данная производственная организация.

     Изучение  эффективных приемов в управлении персоналом дает нам широкую возможность  их применения, при условии их адаптации  к специфическим условиям работы организации, способствуя тем самым наиболее передовому и эффективному развитию системы менеджмента.

     Сопоставление японской и американской моделей  менеджмента показывает, что нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.

     Однако  сравнение этих двух моделей представляет значительный интерес для нас, так как формирование отечественной модели менеджмента требует изучения опыта других стран.

     В данной курсовой работе решены следующие задачи в соответствии с её целью:

  1. Охарактеризована американская модель менеджмента;
  2. Рассмотрены особенности японской модели менеджмента;
  3. Рассмотрен европейский стиль управления;
  4. Охарактеризована российская модель менеджмента;
  5. Проведён сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента;
  6. Проанализировано применение американской модели менеджмента на примере ООО «Iner-Sale».
 

 

Информация о работе Разнообразие моделей менеджмента