Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:27, курсовая работа
Целью настоящей работы является выявление особенностей и характерных черт в процессе анализа и сравнительной характеристики японского и американского стилей управления персоналом, а также европейского и российского. Выявление наиболее эффективных методов управления позволит при необходимости в дальнейшем рассмотреть их использование в менеджменте России.
1. Экономическая сущность и содержание моделей используемых в менеджменте ……………………………………………………………8
1.1 Модели менеджмента …………………………............................... 8
1.1.1 Американская модель менеджмента ……….……………….. 8
1.1.2 Японская модель менеджмента ……………………………. 11
1.1.3 Европейская модель менеджмента ………………………… 18
1.1.4 Российская модель менеджмента ………………………….. 21
1.2 Сравнительный анализ японской и американской модели ме-неджмента…………………………………………………………. 25
2. Анализ применения американской модели на практике ………...... 27
2.1 Применение американской модели на примере ООО «Iner-Sale»
В целом складывается такой облик русского менеджмента:
Подводя
итог можно сделать вывод, что
российский менеджмент – это творческое
осмысление зарубежного опыта с учетом
российской специфики, т.е. синтез мирового
опыта эффективного управления и существующего
отечественного опыта на базе национально-исторических
особенностей нашей культуры.
1.2 Сравнительный анализ японской и американской модели менеджмента
Таблица 1.6
Сравнительный анализ японской и американской модели менеджмента
Японская модель | Американская модель |
| |
Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы | Рост прибыли фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков |
| |
Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах. Использование проектных структур управления. | Корпорация
состоит из автономных отделений.
Использование матричных структур управления. |
| |
Широко используется труд выпускников вузов и школ. Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства Продвижение по службе с учетом выслуги лет. Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (так называемая уравнительная зарплата). | Наем работников
на рынке труда через сеть университетов,
школ бизнеса и др. Нацеленность
на индивидуальную, личную карьеру.
При найме
работника проверяется его Индивидуальная оценка и аттестация работников. Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника. |
| |
Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб-квартирах. Использование проектных структур управления. | Корпорация
состоит из автономных отделений.
Использование
матричных структур управления. |
| |
При благоприятном
финансовом положении премии выплачиваются
два раза в год (каждый раз по два
три месячных оклада).
Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха и др. |
Стимулирование работников значительно ниже, чем в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в среднем в три раза выше, чем президента японской фирмы. |
Продолжение табл. 1.6
| |
Внутрифирменные
отделения имеют планы на три
года, включающие в себя инвестиционную
политику и мероприятия по внедрению новой
техники, а также перспективные планы
на 10— 15 лет.
Планы разрабатываются по принципу скользящего планирования отделениями фирмы. В плане отделения показывается объем производства, количество продукции в натуральном выражении, прибыль, штатное расписание, перечень поставщиков. |
Процесс планирования
децентрализован. Отделениям планируются
основные финансовые показатели, затраты
на производство, сбыт и НИОКР которые
могут корректироваться в течение года.
По каждому
новому виду продукции используются
«стратегические хозяйственные центры
(СХЦ). |
| |
Часть
прибыли отделения (до 40%) используется
им самостоятельно.
Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования. Широкое привлечение заемных средств. |
Администрация
фирмы перераспределяет прибыль между
отделениями.
Расширение производства за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций. Самофинансирование корпораций. |
В таблице 1.6 дано сравнение японской и американской моделей менеджмента, позволяющее выделить достоинства и недостатки каждой из них.
В последнее время американцы предпринимают много усилий, чтобы выяснить сущность японских методов управления и перенести положительный опыт Японии на свои предприятия. В 50—60-е гг. положение было обратным, японские фирмы перенимали американские принципы организации производства, технологию производства, подходы к формированию организационных структур и др.
Однако
не все методы управления, используемые
в Японии, приживаются на американской
земле. Это относится к системе долгосрочного
или «пожизненного найма» работников,
образованию за счет отчислений от прибылей
фирмы фондов для удовлетворения нужд
работников и др.
2. Анализ применения американской модели на практике
2.1 Применение американской модели на примере ООО «Iner-Sale»
В данной курсовой работе приводится анализ одной из компаний, специализирующейся на оказании рекламных интернет – услуг, что является сравнительно новым для России продуктом. Я проработал в этой компании полгода на должности менеджера по продажам.
При создании компании были проанализированы фирмы, предоставляющие аналогичные услуги на зарубежных рынках, в том числе и США.
Одной из главных задач, поставленных непосредственно перед персоналом было: значительное увеличение продаж, получение признания среди пользователей сети, а также внедрение новых продуктов, ранее не предоставляемых в данном регионе.
Основы построения структуры компании «Iner-Sale» базируются на стратегическом менеджменте, который широко применялся в Американских корпорациях. Проанализировав ситуацию на рынке, была определена цель, которая была в свою очередь разделена на подцели, т.е. была проведена сегментация. Были определены средства по достижению поставленной цели и разработаны указания, следуя которым организация планировала достичь желаемого результата.
Рассмотрим
организационную структуру
Рис. 2.1. Схема организационной структуры ООО «Iner-Sale»
По данным рис. 2.1 в целом организационная структура данной компании, на мой взгляд, достаточно понятна и эффективна. У каждого сотрудника своя строго отведённая ниша. У исполнителей нет нескольких руководителей – это благоприятно влияет на структуру управления. Недостатком организационной структуры я считаю излишнюю концентрацию власти у директора фирмы. Из схемы видно, что все решения должны согласовываться с директором, что замедляет процесс принятия этих решений и соответственно быстрое принятие определённого решения практически невозможно.
При составлении плана продаж, должностных инструкций и прочих документов, использовались материалы, собранные по нескольким американским компаниям, но с учетом российского менталитета.
Как и в американском стиле управления в «Iner-Sale» преобладала индивидуальная ответственность менеджеров, оплата их труда зависела напрямую от результатов проделанной работы. В компании была установлена так называемая «процентная сетка ставок», её принцип в том, что чем больше сотрудник заключал сделок, тем выше был процент его дохода от сделки. И если сотрудник за месяц выполнял определённое кол-во сделок, то он вставал на новую «ступень» оплаты труда: за ним закреплялся более высокий процент от сделок на следующий месяц и так пока сотрудник не дойдёт до 60% дохода от сделки. Это самый высокий уровень. Но это не означает что теперь сотрудник будет всегда получать 60% не зависимо от его работы. По той же «процентной сетке ставок» менеджер по продажам может уменьшить свой процент, если не выполнит установленную норму выполнения плана. Норма рассчитывалась как в количестве сделок, так и в денежном отношении. Т.к. несколько мелких сделок имеют не меньший потенциал, чем одна крупная.
Контроль над деятельностью менеджеров по продаже осуществляет начальник отдела продаж, он следит за чистотой выполнения менеджеров своих обязательств и проводит мониторинг результативности каждого сотрудника.
Все специалисты в «Iner-Sale» узкоспециализированные и у каждого строго своя функция в фирме.
Как я уже писал выше, большим недочётом является низкая скорость принятия решений. Что, на мой взгляд, непозволительно в рыночных отношениях. Также это приводит к разногласиям в фирме, т.к. индивидуальная ответственность за проведение сделок установлена, но окончательное принятие решения по сделки должно быть согласовано с выше стоящим руководителем, а тот в свою очередь согласовывает решение с директором. Это затягивает процедуру принятия решений и противоречит заявленной в фирме индивидуальной ответственности.
Также в ООО «Iner-Sale» регулярно проводятся «оперативки» и корпоративные мероприятия в пятницу вечером, что, на мой взгляд, только ухудшает производительность сотрудников. Принципы ведения бизнеса руководством компании, основанные на подходе к сотруднику «по-настроению», приводят к разногласиям внутри компании.
Делая анализ ООО «Iner-Sale» можно придти к следующим выводам:
Таким
образом, компания поднялась бы на новый
уровень управления и получила бы
дополнительные ресурсы для решения
своих будущих задач.
В работе был проведен анализ различных систем управления, в частности особое внимание было уделено американской и японской. Изучение передового опыта является очень существенной и актуальной задачей. Однако при сравнительном анализе любых систем управления необходимо иметь ввиду, что чисто механическое применение той или иной системы управления еще не гарантирует высокой эффективности. Эффективность производственной организации обусловлена не столько использованием той или иной системы управления, сколько тем, как приспособлены ее элементы к производственно-рыночным условиям, в которых функционирует организация. Такой подход предполагает необходимость анализа любой системы или стиля управления в тесной привязке к конкретным внутри- и внешнеэкономическим условиям, в которых действует данная производственная организация.
Изучение
эффективных приемов в
Сопоставление японской и американской моделей менеджмента показывает, что нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.
Однако сравнение этих двух моделей представляет значительный интерес для нас, так как формирование отечественной модели менеджмента требует изучения опыта других стран.
В данной курсовой работе решены следующие задачи в соответствии с её целью: