Разнообразие моделей менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является выявление особенностей и характерных черт в процессе анализа и сравнительной характеристики японского и американского стилей управления персоналом, а также европейского и российского. Выявление наиболее эффективных методов управления позволит при необходимости в дальнейшем рассмотреть их использование в менеджменте России.

Оглавление

1. Экономическая сущность и содержание моделей используемых в менеджменте ……………………………………………………………8
1.1 Модели менеджмента …………………………............................... 8
1.1.1 Американская модель менеджмента ……….……………….. 8
1.1.2 Японская модель менеджмента ……………………………. 11
1.1.3 Европейская модель менеджмента ………………………… 18
1.1.4 Российская модель менеджмента ………………………….. 21
1.2 Сравнительный анализ японской и американской модели ме-неджмента…………………………………………………………. 25
2. Анализ применения американской модели на практике ………...... 27
2.1 Применение американской модели на примере ООО «Iner-Sale»

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 93.54 Кб (Скачать)

Таблица 1.1

Основные  особенности управления в американской компании

Положение Характеристика
Замена  руководства Замена руководства  сопровождается сменой работников
Принятие  решений Решения принимаются  индивидуально
Ответственность Преобладает индивидуальная ответственность
Структура управления Жесткая, формализованная  структура управления
Основное  внимание уделяется Основное внимание уделяется адаптации к внешней среде
Контроль Формализованная процедура контроля

Индивидуальный  контроль менеджера

Карьерный рост Быстрая оценка результатов труда, ускоренное продвижение по службе

Карьера находится  в зависимости от личных результатов

Важнейшее качество руководителя Профессионализм
Управление  ориентировано На личность работника
Оценка  управления По индивидуальному результату
Специализация руководителей Подготовка  узкоспециализированных руководителей
Система оплаты труда Оплата труда  по индивидуальному вкладу
Срок  найма на работу Наем на короткий период
 

       В целом, подводя итог краткому анализу  американского менеджмента, следует  отметить, что он отличается упором на личность менеджера, как одну из составляющих успеха всего дела, узкую специализацию и индивидуальную ответственность каждого, жесткой и формальной структурой управления производством и персоналом.

       1.1.2 Японская модель  менеджмента

     Менеджмент  в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство – человеческие ресурсы».

     Сущностью японского менеджмента является управление людьми. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей. Кроме  того, в Японии сложилась традиция подчинения старшему по возрасту, позиция  которого одобряется группой.

     Известно, что поведение человека определяется его потребностями. При этом японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих).

     Японцы  учитывают сложившуюся ситуацию и приспосабливаются к ней. В  отличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, поведение менеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации. Главное в управленческом процессе — это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение. Отношения со своими партнерами японцы строят на основе доверия.

     Сильнейшим  средством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы, под  которым понимается слияние с  фирмой и преданность ее идеалам. В основе «корпоративного духа»  фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов  отдельных работников.

     Каждая  японская фирма состоит из множества  групп. В каждой группе есть старшие  и младшие, ведущие и ведомые. Старшие и младшие в группе различаются по возрасту, стажу работы и опыту. Младшие в группе безоговорочно воспринимают авторитет старших, оказывают им знаки внимания и уважения. Они подчиняются старшим. Группы ориентированы на цели и задачи фирмы. Работая на цели фирмы, каждый японец понимает, что он работает на группу и на себя. Каждый работник ощущает себя частью фирмы. Знакомясь с кем-либо, японец представляется: «Я из компании «Сони», «Хонда» и др. Этим японцы отличаются от американцев, которые такую форму представления используют только при разговорах по телефону, а во всех остальных случаях они прежде всего называют свое имя.6

     Для крупных японских фирм характерна система  «пожизненного найма», которая охватывает до 30% общего числа наемных работников. Сущность этой системы сводится к следующему: каждый год в начале апреля (после окончания учебного года) фирмы заполняют имеющиеся вакансии выпускниками школ и университетов, которые после адаптации и обучения приступают к непосредственному выполнению своих обязанностей. Фирмы гарантируют своим работникам занятость не только до их выхода на пенсию в 55 лет (а в некоторых фирмах в 60 лет), но и в случае спада производства и возникновения других непредвиденных обстоятельств.

     Система «пожизненного найма» очень выгодна  как предпринимателям, так и работникам. Предприниматели приобретают верных и преданных работников, готовых трудиться на благо фирмы с наибольшей отдачей. Работники, «пожизненно» нанятые фирмой, испытывают чувство глубокого удовлетворения от того, что получили признание их способности, образование и уровень /подготовки.

     Система «пожизненного найма» тесно переплетается  с системой оплаты за труд «по выслуге лет». Сущность этой системы состоит в том, что размер заработной платы непосредственно зависит от непрерывного стажа работы. Данная система оплаты труда вытекает из характерного для японского общества уважения к старшим.

     На  величину заработной платы в Японии влияет большое число разнообразных факторов. В укрупненном виде можно сказать, что в состав заработной платы входят три основные составляющие: базовый оклад, надбавки и бонусы (премии, выплачиваемые два раза в год — в июне и декабре).

     Центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством.

     Во  всех сферах японской экономики в  настоящее время действуют группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих включаются мастера и  инженеры. Группы (кружки) качества решают все проблемы, начиная от технологических и заканчивая социально-психологическими.

     Сформируем особенности японской системы управления качеством:

  • управление качеством на уровне фирмы - участие всех звеньев в управлении качеством.
  • подготовка кадров и обучение методам управления качеством.
  • деятельность кружков качества.
  • инспектирование деятельности по управлении качеством (премии Демпинга предприятию и проверка деятельности руководства.)
  • использование статистических методов.
  • общенациональные программы по контролю качества.7

           Одной из национальных программ качества является всемирно известная японская премия качества – ЯПК (Japan Quality Award — JQA). Модель премии разработана на базе критериев Болдриджа и адаптирована к японской практике менеджмента. Японская премия качества разрабатывалась с учетом практического опыта применения систем контроля и управления качеством во всем мире. Каждая заинтересованная организация может вступить в Совет ЯПК.

     Соискание ЯПК проводится ежегодно. Заявки на участие в конкурсе принимаются  до апреля текущего года. Общая схема  проведения конкурса изображена на рисунке 1.1.

     Организация-конкурсант должна подготовить отчет о своей  бизнес-практике. При анализе следует  придерживаться такого алгоритма:

     1)    Дать  общую характеристику предприятия (описать «Организационный профиль»).
     2)    Определить  основные принципы деятельности («Лидерство и принятие решений», «Социальная  ответственность в управлении»).
     3)    Определить  направление деятельности («Разработка  и реализация стратегии») на основании  изменяющихся желаний и предпочтений потребителей («Понимание клиентов, рынка  и работа с ними»).
     4)    Осуществить стратегические планы через постоянное обучение персонала («Обучение и  развитие персонала») и совершенствование  процесса производства («Процесс создания ценностей»).
     5)    Информатизировать и автоматизировать процессы управления («Информационный менеджмент»), что  поможет реализации деятельности по совершенствованию.
     6)    Оценить и проанализировать полученные результаты и определить новые цели («Результаты работы»).

     

     Рис. 1.1. Схема проведения конкурса ЯПК

     Лучшие  организации определяют в три  этапа:

     Таблица 1.2

     Этапы конкурса

Этап Характеристика
Первый  этап Рассмотрение отчетов организаций-соискателей независимыми экспертами (июль). Эксперты выставляют баллы по основным оценочным категориям и группам показателей, определяют сильные и слабые стороны деятельности организации, возможности первоочередных улучшений, делают предварительные комментарии для конкурсантов.
Второй  этап Обсуждение отчетов всеми членами экспертной команды, пересмотр и корректировка оценок и комментариев (август и сентябрь). Лучшие организации остаются участниками конкурса.
Третий  этап Обследование организаций на местах для подтверждения оценок, полученных на предыдущих стадиях конкурса (октябрь).

     На  основании результатов анализа  отчетов и обследования на местах эксперты готовят итоговые заключения (для участников, прошедших на третий этап, экспертное заключение утверждают в ноябре, для всех остальных конкурсантов — в октябре).

     В отчете экспертов отмечаются сильные  и слабые стороны по каждой из групп  оценочных показателей, указываются  области, где необходимы первоочередные улучшения. Экспертное заключение — документ, на основании которого будут разработаны дальнейшая стратегия развития компании и планы деятельности по совершенствованию.

     Применение  критериев ЯПК позволяет организации  добиться следующих результатов:

     1) Создать эффективную систему  управления.

     Это значит — строить деятельность организации  в соответствии с мировыми стандартами, руководствуясь требованиями и пожеланиями потребителей. Премия — стимул к совершенствованию бизнес-процесса и системы управления.

     2) Определение областей, где необходимы  первоочередные улучшения.

     3) Проверка эффективности системы  управления.

     Оценка  организации по критериям ЯПК  позволяет определить главные направления  в менеджменте, их взаимоотношения  и последовательность. Появляется возможность определить стратегические цели организации, понять, как следует эффективно вести текущую деятельность по изучению пожеланий клиентов, производству и реализации продуктов или услуг, обучению персонала.

     4) Самосовершенствование организации  через самооценку.

     5) Увеличение эффективности действий  по совершенствованию.8

     Подводя итог, можно отметить следующие черты  японской модели менеджмента. Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг. Следовательно, не всегда руководитель является компетентным человеком. Он часто не может объяснить тонкости своего бизнеса - настоящая работа осуществляется его подчиненными. Лидер должен хорошо управлять людьми. Он должен быть способен воодушевлять свою команду, должен уметь вызвать и сохранить любовь и преданность своего персонала.

     В целом японская система управления опирается на коллективное решение проблем и ставит приматом над индивидуумом корпоративные ценности, отличается гибкостью управления и четкой обратной связью.

Информация о работе Разнообразие моделей менеджмента