Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:27, курсовая работа
Целью настоящей работы является выявление особенностей и характерных черт в процессе анализа и сравнительной характеристики японского и американского стилей управления персоналом, а также европейского и российского. Выявление наиболее эффективных методов управления позволит при необходимости в дальнейшем рассмотреть их использование в менеджменте России.
1. Экономическая сущность и содержание моделей используемых в менеджменте ……………………………………………………………8
1.1 Модели менеджмента …………………………............................... 8
1.1.1 Американская модель менеджмента ……….……………….. 8
1.1.2 Японская модель менеджмента ……………………………. 11
1.1.3 Европейская модель менеджмента ………………………… 18
1.1.4 Российская модель менеджмента ………………………….. 21
1.2 Сравнительный анализ японской и американской модели ме-неджмента…………………………………………………………. 25
2. Анализ применения американской модели на практике ………...... 27
2.1 Применение американской модели на примере ООО «Iner-Sale»
Таблица 1.1
Основные особенности управления в американской компании
Положение | Характеристика |
Замена руководства | Замена руководства сопровождается сменой работников |
Принятие решений | Решения принимаются индивидуально |
Ответственность | Преобладает индивидуальная ответственность |
Структура управления | Жесткая, формализованная структура управления |
Основное внимание уделяется | Основное внимание уделяется адаптации к внешней среде |
Контроль | Формализованная
процедура контроля
Индивидуальный контроль менеджера |
Карьерный рост | Быстрая оценка
результатов труда, ускоренное продвижение
по службе
Карьера находится в зависимости от личных результатов |
Важнейшее качество руководителя | Профессионализм |
Управление ориентировано | На личность работника |
Оценка управления | По индивидуальному результату |
Специализация руководителей | Подготовка узкоспециализированных руководителей |
Система оплаты труда | Оплата труда по индивидуальному вкладу |
Срок найма на работу | Наем на короткий период |
В целом, подводя итог краткому анализу американского менеджмента, следует отметить, что он отличается упором на личность менеджера, как одну из составляющих успеха всего дела, узкую специализацию и индивидуальную ответственность каждого, жесткой и формальной структурой управления производством и персоналом.
1.1.2 Японская модель менеджмента
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство – человеческие ресурсы».
Сущностью японского менеджмента является управление людьми. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей. Кроме того, в Японии сложилась традиция подчинения старшему по возрасту, позиция которого одобряется группой.
Известно, что поведение человека определяется его потребностями. При этом японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих).
Японцы учитывают сложившуюся ситуацию и приспосабливаются к ней. В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, поведение менеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации. Главное в управленческом процессе — это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение. Отношения со своими партнерами японцы строят на основе доверия.
Сильнейшим средством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы, под которым понимается слияние с фирмой и преданность ее идеалам. В основе «корпоративного духа» фирмы лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников.
Каждая японская фирма состоит из множества групп. В каждой группе есть старшие и младшие, ведущие и ведомые. Старшие и младшие в группе различаются по возрасту, стажу работы и опыту. Младшие в группе безоговорочно воспринимают авторитет старших, оказывают им знаки внимания и уважения. Они подчиняются старшим. Группы ориентированы на цели и задачи фирмы. Работая на цели фирмы, каждый японец понимает, что он работает на группу и на себя. Каждый работник ощущает себя частью фирмы. Знакомясь с кем-либо, японец представляется: «Я из компании «Сони», «Хонда» и др. Этим японцы отличаются от американцев, которые такую форму представления используют только при разговорах по телефону, а во всех остальных случаях они прежде всего называют свое имя.6
Для крупных японских фирм характерна система «пожизненного найма», которая охватывает до 30% общего числа наемных работников. Сущность этой системы сводится к следующему: каждый год в начале апреля (после окончания учебного года) фирмы заполняют имеющиеся вакансии выпускниками школ и университетов, которые после адаптации и обучения приступают к непосредственному выполнению своих обязанностей. Фирмы гарантируют своим работникам занятость не только до их выхода на пенсию в 55 лет (а в некоторых фирмах в 60 лет), но и в случае спада производства и возникновения других непредвиденных обстоятельств.
Система
«пожизненного найма» очень выгодна
как предпринимателям, так и работникам.
Предприниматели приобретают
Система «пожизненного найма» тесно переплетается с системой оплаты за труд «по выслуге лет». Сущность этой системы состоит в том, что размер заработной платы непосредственно зависит от непрерывного стажа работы. Данная система оплаты труда вытекает из характерного для японского общества уважения к старшим.
На величину заработной платы в Японии влияет большое число разнообразных факторов. В укрупненном виде можно сказать, что в состав заработной платы входят три основные составляющие: базовый оклад, надбавки и бонусы (премии, выплачиваемые два раза в год — в июне и декабре).
Центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством.
Во
всех сферах японской экономики в
настоящее время действуют
Сформируем особенности японской системы управления качеством:
Одной из национальных программ качества является всемирно известная японская премия качества – ЯПК (Japan Quality Award — JQA). Модель премии разработана на базе критериев Болдриджа и адаптирована к японской практике менеджмента. Японская премия качества разрабатывалась с учетом практического опыта применения систем контроля и управления качеством во всем мире. Каждая заинтересованная организация может вступить в Совет ЯПК.
Соискание ЯПК проводится ежегодно. Заявки на участие в конкурсе принимаются до апреля текущего года. Общая схема проведения конкурса изображена на рисунке 1.1.
Организация-конкурсант должна подготовить отчет о своей бизнес-практике. При анализе следует придерживаться такого алгоритма:
1) | Дать общую характеристику предприятия (описать «Организационный профиль»). |
2) | Определить
основные принципы деятельности («Лидерство
и принятие решений», «Социальная
ответственность в управлении») |
3) | Определить направление деятельности («Разработка и реализация стратегии») на основании изменяющихся желаний и предпочтений потребителей («Понимание клиентов, рынка и работа с ними»). |
4) | Осуществить стратегические планы через постоянное обучение персонала («Обучение и развитие персонала») и совершенствование процесса производства («Процесс создания ценностей»). |
5) | Информатизировать и автоматизировать процессы управления («Информационный менеджмент»), что поможет реализации деятельности по совершенствованию. |
6) | Оценить и проанализировать полученные результаты и определить новые цели («Результаты работы»). |
Рис. 1.1. Схема проведения конкурса ЯПК
Лучшие организации определяют в три этапа:
Таблица 1.2
Этапы конкурса
Этап | Характеристика |
Первый этап | Рассмотрение отчетов организаций-соискателей независимыми экспертами (июль). Эксперты выставляют баллы по основным оценочным категориям и группам показателей, определяют сильные и слабые стороны деятельности организации, возможности первоочередных улучшений, делают предварительные комментарии для конкурсантов. |
Второй этап | Обсуждение отчетов всеми членами экспертной команды, пересмотр и корректировка оценок и комментариев (август и сентябрь). Лучшие организации остаются участниками конкурса. |
Третий этап | Обследование организаций на местах для подтверждения оценок, полученных на предыдущих стадиях конкурса (октябрь). |
На основании результатов анализа отчетов и обследования на местах эксперты готовят итоговые заключения (для участников, прошедших на третий этап, экспертное заключение утверждают в ноябре, для всех остальных конкурсантов — в октябре).
В отчете экспертов отмечаются сильные и слабые стороны по каждой из групп оценочных показателей, указываются области, где необходимы первоочередные улучшения. Экспертное заключение — документ, на основании которого будут разработаны дальнейшая стратегия развития компании и планы деятельности по совершенствованию.
Применение
критериев ЯПК позволяет
1) Создать эффективную систему управления.
Это значит — строить деятельность организации в соответствии с мировыми стандартами, руководствуясь требованиями и пожеланиями потребителей. Премия — стимул к совершенствованию бизнес-процесса и системы управления.
2) Определение областей, где необходимы первоочередные улучшения.
3)
Проверка эффективности
Оценка организации по критериям ЯПК позволяет определить главные направления в менеджменте, их взаимоотношения и последовательность. Появляется возможность определить стратегические цели организации, понять, как следует эффективно вести текущую деятельность по изучению пожеланий клиентов, производству и реализации продуктов или услуг, обучению персонала.
4)
Самосовершенствование
5)
Увеличение эффективности
Подводя итог, можно отметить следующие черты японской модели менеджмента. Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг. Следовательно, не всегда руководитель является компетентным человеком. Он часто не может объяснить тонкости своего бизнеса - настоящая работа осуществляется его подчиненными. Лидер должен хорошо управлять людьми. Он должен быть способен воодушевлять свою команду, должен уметь вызвать и сохранить любовь и преданность своего персонала.
В целом японская система управления опирается на коллективное решение проблем и ставит приматом над индивидуумом корпоративные ценности, отличается гибкостью управления и четкой обратной связью.