Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:27, курсовая работа
Целью настоящей работы является выявление особенностей и характерных черт в процессе анализа и сравнительной характеристики японского и американского стилей управления персоналом, а также европейского и российского. Выявление наиболее эффективных методов управления позволит при необходимости в дальнейшем рассмотреть их использование в менеджменте России.
1. Экономическая сущность и содержание моделей используемых в менеджменте ……………………………………………………………8
1.1 Модели менеджмента …………………………............................... 8
1.1.1 Американская модель менеджмента ……….……………….. 8
1.1.2 Японская модель менеджмента ……………………………. 11
1.1.3 Европейская модель менеджмента ………………………… 18
1.1.4 Российская модель менеджмента ………………………….. 21
1.2 Сравнительный анализ японской и американской модели ме-неджмента…………………………………………………………. 25
2. Анализ применения американской модели на практике ………...... 27
2.1 Применение американской модели на примере ООО «Iner-Sale»
Основные особенности управления в японской компании: 9
Таблица 1.3
Основные особенности управления в японской компании
Положение | Характеристика |
Замена руководства | Со сменой руководства философия фирмы не меняется. Система "пожизненного найма" сохраняет кадры |
Принятие решений | Управленческие решения принимаются коллективно |
Ответственность | Преобладает коллективная ответственность |
Структура управления | Гибкая структура управления |
Основное внимание уделяется | Основное внимание уделяется низовому звену производства - цеху |
Контроль | Неформальная
организация контроля
Коллективный контроль |
Карьерный рост | Замедленная оценка
работы сотрудников и служебный рост
Продвижение по службе по возрасту и стажу работы |
Важнейшее качество руководителя | Умение осуществлять координацию и контроль |
Управление ориентировано | На группу работников |
Оценка управления | По достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату |
Специализация руководителей | Подготовка руководителей универсального типа |
Система оплаты труда | Оплата труда по результатам работы группы, стажу и т. д. |
Срок найма на работу | Долгосрочная занятость в фирме |
Отношения между руководителем и подчинёнными | Преобладание неформальных отношений с подчиненными |
1.1.3 Европейская
модель менеджмента
А
что же является наиболее характерным
признаком европейского менеджмента
в сегодняшнее время? Вследствие
интернационализации
В настоящее время в Европе находятся офисы крупнейших и старейших корпораций. Их методы управления сравнимы с американской моделью, но большей частью это касается небольших и простых в организационном плане промышленных компаний. Европейский корпоративный менеджмент несколько отличается.
Во-первых, как и в корпоративной США, с появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата.
Во-вторых,
Европа раньше всех подвергается новым
технологическим веяниям и
В-третьих, вследствие этого европейский менеджмент являет собой смесь американской и японской модели управления, и эти варианты варьируются от страны к стране. Поэтому однозначно говорить о европейском менеджменте, как о конкретной, четко сформировавшейся модели, не совсем корректно.11
Европейская
модель определяет три необходимых
условия эффективного менеджмента.
Условия показаны в табл. 1.4.
Таблица 1.4
Условия эффективного менеджмента в Европе
Условие | Описание |
Положительный настрой руководителя | Это определяет доверие к подчиненным и интерес к делу как установка на успех. Располагает работников обращаться к руководителю за консультациями или делать предложения по усовершенствованию производства или других аспектов деятельности организации. |
Верно выбранный тон | Основное условие коммуникации в организации. |
Выбор правильной частотности влияния | Так как для успешной мотивации необходима оптимальная частота влияния на долговременную (более двух суток) память в ассоциативном состоянии человека, когда он наиболее расположен чувствовать, желать, формировать впечатление. |
Западноевропейские компании имеют общие с американскими фирмами черты в использовании принципа децентрализации управления. Как и американские, западноевропейские фирмы охвачены процессами концентрации и централизации под влиянием научно-технического прогресса. По оборотам западноевропейские фирмы приближаются к американским.
В
последние десятилетия
В частности, производственные отделения в западноевропейских компаниях играют большую роль, чем в американских. В децентрализованной форме управления они координируют деятельность входящих в них дочерних компаний, которые наделены оперативно-хозяйственной, финансовой и юридической самостоятельностью. Дочерние же компании выступают одновременно и центрами прибыли, и центрами ответственности. В рамках закрепленной за ними товарной номенклатуры они сами ведут научные исследования, находят потребителей продукции, осуществляют ее производство и сбыт, используя экономические методы управления. Производственные отделения контролируют и координируют деятельность закрепленных за ними дочерних компаний по научным исследованиям, производству, сбыту, финансам.
Между отдельными компаниями устанавливаются производственные связи, и тогда западноевропейские концерны (германские, французские, шведские) называются "промышленными группами".
В
составе большинства германских
концернов имеется большое
Территориальная
разобщенность и узкая
Особый
тип отношений между
Большинство исследователей считают, что в США теория и практика управления достигли значительно более высокого уровня развития, чем в других странах мира. По их мнению, высокая производительность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации производства. Отставанием в области образования, организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США и Европой.13
1.1.4 Российская модель менеджмента
Первые ростки научного отношения к организации труда и управления появились в России на рубеже 19-20 веков, но особенно стали заметными в первые десятилетия 20 века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. попытки реализовать принципы НОТ (научная организация труда) предпринимались на ряде заводов накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный, нежели систематический характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны.
В России слово "менеджмент" как управление в условиях рыночной экономики является новым термином, сущность которого отличается от традиционного управления централизованной командно-административной системы, которая функционировала в России весь советский период.14
Старая парадигма управления в России в течение 70 лет базировалась на марксистской идеологии экономического развития, а следовательно на закрытости рынка. Новая парадигма управления в российском менеджменте ориентирована на открытые рыночные отношения.
Я покажу различия между старой и новой парадигмой в таблице:
Таблица 1.5
Различия между старой и новой парадигмой управления в России
Старая парадигма управления | Новая парадигма управления |
|
|
Продолжение табл. 1.5
|
2) Формирование и функционирование рыночных хозяйственных субъектов как открытых систем |
|
3) Гибкое сочетание методов государственного управления и рыночного регулирования |
|
4) Использование рыночных и административных методов управления предприятиями различных направлений деятельности и форм собственности |
Российское предприятие, становясь самостоятельным объектом товарно-денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, должно сформировать у себя систему эффективного управления (менеджмента), который смог бы позволить предприятию добиться конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке.
По сравнению со старой системой управления, существовавшей много лет на российских предприятиях, в новых условиях появляются новые функции: разработки стратегии и политики развития, поиск необходимых материальных и трудовых ресурсов, совершенствование производственной и организационной структур управления предприятием.
В этих условиях резко возросли требования к российским менеджерам за своевременность и качество принимаемых решений. Усилилась роль научно-технического прогресса, дающего возможность путем нововведений удовлетворять потребности рынка. В российском бизнесе появилась острая необходимость проведения маркетинговых исследований, позволяющих изучить эти потребности. Для осуществления производства конкурентоспособной продукции в условиях минимизации издержек производства все большее значение приобретают вопросы, связанные с управлением персонала, который в новых российских реалиях становится основным ресурсом.
Менеджмент на российских предприятиях предъявляет высокие требования к профессионализму управленческого персонала и стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость использовать наработанные мировой практикой менеджмента методы мотивации. Российский опыт в области делового управления сводится только к использованию методов планирования и контроля за исполнением планов.
Российские так называемые "новые коммерческие структуры" - пока не деловые, а чисто спекулятивные предприятия. Производственные предприятия, пытающиеся работать в условиях рынка, встречают множество проблем и ограничений в области окружающей среды их хозяйственной деятельности. Поэтому для российских менеджеров важно изучить зарубежный опыт управления и творчески использовать его в новых российских условиях в целях строительства организации нового для нашей страны типа, включающего современные методы корпоративного и антикризисного управления, ориентированных на диверсификацию, конкурентоспособность и финансовую устойчивость.15
Подход
с позиций человеческого