Разнообразие моделей менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является выявление особенностей и характерных черт в процессе анализа и сравнительной характеристики японского и американского стилей управления персоналом, а также европейского и российского. Выявление наиболее эффективных методов управления позволит при необходимости в дальнейшем рассмотреть их использование в менеджменте России.

Оглавление

1. Экономическая сущность и содержание моделей используемых в менеджменте ……………………………………………………………8
1.1 Модели менеджмента …………………………............................... 8
1.1.1 Американская модель менеджмента ……….……………….. 8
1.1.2 Японская модель менеджмента ……………………………. 11
1.1.3 Европейская модель менеджмента ………………………… 18
1.1.4 Российская модель менеджмента ………………………….. 21
1.2 Сравнительный анализ японской и американской модели ме-неджмента…………………………………………………………. 25
2. Анализ применения американской модели на практике ………...... 27
2.1 Применение американской модели на примере ООО «Iner-Sale»

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 93.54 Кб (Скачать)

Основные  особенности управления в японской компании: 9

Таблица 1.3

 Основные особенности управления в японской компании

Положение Характеристика
Замена  руководства Со сменой руководства  философия фирмы не меняется. Система "пожизненного найма" сохраняет кадры
Принятие  решений Управленческие  решения принимаются коллективно
Ответственность Преобладает коллективная ответственность
Структура управления Гибкая структура управления
Основное  внимание уделяется Основное внимание уделяется низовому звену производства - цеху
Контроль Неформальная  организация контроля

Коллективный  контроль

Карьерный рост Замедленная оценка работы сотрудников и служебный рост

Продвижение по службе по возрасту и стажу работы

Важнейшее качество руководителя Умение осуществлять координацию и контроль
Управление  ориентировано На группу работников
Оценка  управления По достижению гармонии в коллективе и по коллективному результату
Специализация руководителей Подготовка  руководителей универсального типа
Система оплаты труда Оплата труда  по результатам работы группы, стажу  и т. д.
Срок  найма на работу Долгосрочная  занятость в фирме
Отношения между руководителем и подчинёнными Преобладание  неформальных отношений с подчиненными
 

1.1.3 Европейская модель менеджмента 

       А что же является наиболее характерным  признаком европейского менеджмента  в сегодняшнее время? Вследствие интернационализации менеджмента были объединены теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное творчество в этой области познания. Потому то и в подавляющем числе Европейских стран системы управления во многом схожи с принципами менеджмента американской модели.10

       В настоящее время в Европе находятся  офисы крупнейших и старейших корпораций. Их методы управления сравнимы с американской моделью, но большей частью это касается небольших и простых в организационном плане промышленных компаний. Европейский корпоративный менеджмент несколько отличается.

       Во-первых, как и в корпоративной США, с появлением трудностей в координации  действий вырастает численность  управленческого аппарата.

       Во-вторых, Европа раньше всех подвергается новым  технологическим веяниям и модным тенденциям, в том числе и в  управлении.

       В-третьих, вследствие этого европейский менеджмент являет собой смесь американской и японской модели управления, и  эти варианты варьируются от страны к стране. Поэтому однозначно говорить о европейском менеджменте, как о конкретной, четко сформировавшейся модели, не совсем корректно.11

     Европейская модель определяет три необходимых  условия эффективного менеджмента. Условия показаны в табл. 1.4. 
 
 
 

     Таблица 1.4

     Условия эффективного менеджмента в Европе

Условие Описание
Положительный настрой руководителя Это определяет доверие к подчиненным и интерес к делу как установка на успех. Располагает работников обращаться к руководителю за консультациями или делать предложения по усовершенствованию производства или других аспектов деятельности организации.
Верно выбранный тон Основное условие  коммуникации в организации.
Выбор правильной частотности влияния Так как для  успешной мотивации необходима оптимальная частота влияния на долговременную (более двух суток) память в ассоциативном состоянии человека, когда он наиболее расположен чувствовать, желать, формировать впечатление.

     Западноевропейские  компании имеют общие с американскими фирмами черты в использовании принципа децентрализации управления. Как и американские, западноевропейские фирмы охвачены процессами концентрации и централизации под влиянием научно-технического прогресса. По оборотам западноевропейские фирмы приближаются к американским.

     В последние десятилетия западноевропейские фирмы произвели реорганизацию управления с использованием американского опыта. Они отошли от узкой специализации производства. В рамках компаний создаются производственные отделения или группы подразделений по различным сферам деятельности. Однако в них все же сохраняются свои особенности.

     В частности, производственные отделения  в западноевропейских компаниях играют большую роль, чем в американских. В децентрализованной форме управления они координируют деятельность входящих в них дочерних компаний, которые наделены оперативно-хозяйственной, финансовой и юридической самостоятельностью. Дочерние же компании выступают одновременно и центрами прибыли, и центрами ответственности. В рамках закрепленной за ними товарной номенклатуры они сами ведут научные исследования, находят потребителей продукции, осуществляют ее производство и сбыт, используя экономические методы управления. Производственные отделения контролируют и координируют деятельность закрепленных за ними дочерних компаний по научным исследованиям, производству, сбыту, финансам.

     Между отдельными компаниями устанавливаются  производственные связи, и тогда западноевропейские концерны (германские, французские, шведские) называются "промышленными группами".

     В составе большинства германских концернов имеется большое количество юридически независимых дочерних компаний. Они обладают большой оперативной самостоятельностью.

     Территориальная разобщенность и узкая специализация  этих компаний требуют координации  деятельности через централизованное управление. Благодаря ему обеспечивается единство производственных целей.12

     Особый  тип отношений между предпринимателями  и работниками составляет социальное партнерство, при котором достигается между ними социальный мир, а возникающие конфликты разрешаются цивилизованными методами. Социальное партнерство не исключает возможности требований наемных работников о повышении заработной платы, изменений режима работы и условий труда, снижения налогов и т. п. В европейских странах с рыночной экономикой отношения социального партнерства складывались естественным путем на протяжении длительного периода времени.

     Большинство исследователей считают, что в США  теория и практика управления достигли значительно более высокого уровня развития, чем в других странах мира. По их мнению, высокая производительность труда в США обеспечивается за счет лучшей организации производства. Отставанием в области образования, организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США и Европой.13

      1.1.4 Российская модель менеджмента

     Первые  ростки научного отношения к организации  труда и управления появились  в России на рубеже 19-20 веков, но особенно стали заметными  в первые десятилетия 20 века, когда в США и Европе приобрели широкую популярность тейлоризм, фордизм, файолизм и др. попытки реализовать принципы НОТ (научная организация труда) предпринимались на ряде заводов накануне и в годы Первой мировой войны, но они носили скорее стихийный, нежели систематический характер. Причины, сдерживающие широкомасштабные инновации в российской промышленности, заключались в экономической отсталости страны.

     В России слово "менеджмент" как  управление в условиях рыночной экономики  является новым термином, сущность которого отличается от традиционного управления централизованной командно-административной системы, которая функционировала в России весь советский период.14

     Старая  парадигма управления в России в  течение 70 лет базировалась на марксистской идеологии экономического развития, а следовательно на закрытости рынка. Новая парадигма управления в российском менеджменте ориентирована на открытые рыночные отношения.

     Я покажу различия между старой и новой  парадигмой в таблице:

     Таблица 1.5

       Различия между старой и новой парадигмой управления в России

Старая  парадигма управления Новая парадигма управления
  1. Закрытость хозяйственного комплекса страны и ориентацией на народнохозяйственную эффективность
  1. Интеграция хозяйства России в мировую экономику
 
 
 

Продолжение табл. 1.5

  1. Критерии  управления направлены на социальную ориентацию, на общественную собственность и справедливое разделение по результатам труда
2)  Формирование и функционирование рыночных хозяйственных субъектов как открытых систем
  1. Крайняя политизация, вызывающая монополизацию и концентрацию производства
3)  Гибкое сочетание методов государственного управления и рыночного регулирования
  1. Централизация и бюрократизация управления
4)  Использование рыночных и административных методов управления предприятиями различных направлений деятельности и форм собственности
 

     Российское  предприятие, становясь самостоятельным  объектом товарно-денежных отношений, полностью отвечающим за результаты своей хозяйственной деятельности, должно сформировать у себя систему эффективного управления (менеджмента), который смог бы позволить предприятию добиться конкурентоспособного и устойчивого положения на рынке.

     По  сравнению со старой системой управления, существовавшей много лет на российских предприятиях, в новых условиях появляются новые функции: разработки стратегии и политики развития, поиск необходимых материальных и трудовых ресурсов, совершенствование производственной и организационной структур управления предприятием.

     В этих условиях резко возросли требования к российским менеджерам за своевременность и качество принимаемых решений. Усилилась роль научно-технического прогресса, дающего возможность путем нововведений удовлетворять потребности рынка. В российском бизнесе появилась острая необходимость проведения маркетинговых исследований, позволяющих изучить эти потребности. Для осуществления производства конкурентоспособной продукции в условиях минимизации издержек производства все большее значение приобретают вопросы, связанные с управлением персонала, который в новых российских реалиях становится основным ресурсом.

     Менеджмент  на российских предприятиях предъявляет  высокие требования к профессионализму управленческого персонала и стилю управления. В условиях дефицита денежных ресурсов появилась необходимость использовать наработанные мировой практикой менеджмента методы мотивации. Российский опыт в области делового управления сводится только к использованию методов планирования и контроля за исполнением планов.

     Российские  так называемые "новые коммерческие структуры" - пока не деловые, а чисто  спекулятивные предприятия. Производственные предприятия, пытающиеся работать в условиях рынка, встречают множество проблем и ограничений в области окружающей среды их хозяйственной деятельности. Поэтому для российских менеджеров важно изучить зарубежный опыт управления и творчески использовать его в новых российских условиях в целях строительства организации нового для нашей страны типа, включающего современные методы корпоративного и антикризисного управления, ориентированных на диверсификацию, конкурентоспособность и финансовую устойчивость.15

     Подход  с позиций человеческого фактора  для России, имеющей многолетний опыт административно - бюрократического, излишне формализованного управления, сегодня очень важен.

Информация о работе Разнообразие моделей менеджмента