Разнообразие моделей менеджмента: американский и японский

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 10:59, курсовая работа

Краткое описание

Важным фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации, что позволяет говорить о разнообразии моделей менеджмента.
Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Для него характерно стремление к формализации управленческих отношений, представление о персональной ответственности работника. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены.
Главная задача – овладеть способностью адаптироваться к неопределенности и повышающейся сложности во внешней среде при сохранении эффективности производства.
Особенности: инициативность, высокий профессионализм, организованность и деловитость, оплата труда строго по сложности и продолжительности, количественный учет любой работы.

Оглавление

Введение
Основная часть

Американская модель менеджмента.
Принципы американского управления.
Особенности корпоративного управления
Особенности управления персоналом
Японская модель менеджмента.
Принципы японского управления.
Особенности корпоративного управления
Особенности управления персоналом

Файлы: 1 файл

Голубева_Курсовая_Разнообразие моделей менеджмента амер и японская.docx

— 89.69 Кб (Скачать)

     Во-первых, каждый из участников организации получает более глубокое понимание сути своей  организации, знание различных сторон ее жизни. Он получает более обширную и объективную информацию о ее деятельности, чем раньше. В целом  процесс обмена внутрифирменной  информацией облегчается.

     Во-вторых, личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе управления приводит к  тому, что планы организации становятся личными планами работающих, а  участие в достижении целей организации  приносит удовлетворение собственных  потребностей работников. У каждого  из работников появляются новые, ярко выраженные мотивы к эффективному труду, укрепляется командный дух в  организации.

     В-третьих, применение принципа участия способствует тому, что работники организации, занимаясь управлением, развивают  себя как личность. У них появляются новые навыки, новые знания, расширяется  горизонт их личных возможностей, а  значит, организация приобретает  дополнительные ресурсы для решения  своих будущих задач.

     В-четвертых, партисипативное управление объединяет две функции4 менеджмента, которые часто вступают в противоречие друг с другом, — оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей. Руководители сами привлекаются к их составлению.

     В 60-е гг. XX в. все настойчивее стали  требования работников корпораций по улучшению их социально-экономического положения. Параллельно с этим многие теоретики менеджмента пришли к убеждению, что целый ряд организаций не достигает своих целей по причине игнорирования противоречий быстро меняющейся социальной среды. Следствием сложившегося положения было появление доктрины «производственной демократии» («демократии на рабочих местах»), связанной с вовлечением в управление непрофессионалов, как самого предприятия, так и потребителей товаров и услуг, посредник ков и т.д., т.е. внешней по отношению к предприятию среды. Некоторые американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению «третьей революцией» в управлении.  

     Первая  революция, по их мнению, связана с  отделением управления от производства и с выделением его в особый вид управленческой деятельности. Вторая революция характеризуется появлением менеджеров, т.е. людей особой профессии. «Производственная демократия» (или  партисипативное управление) стала рассматриваться как форма соучастия всех работников организации в принятии решений, затрагивающих их интересы.

     Авторами  идеи «производственной демократии»  принято считать социологов Дж. Коула и А. Горца, которые предлагали управление корпорациями осуществлять посредством производственных советов, контролируемых рабочими. Благодаря участию в работе этих советов, рабочие постепенно научились бы контролировать весь процесс производства сначала в рамках одной корпорации, а затем и в целом по промышленности. Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации.   Партисипативное управление предполагает расширение привлечения работников к управлению по следующим направлениям5: предоставление работникам права самостоятельного принятия решений; привлечение работников к процессу принятия решений (сбор необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения принятого решения, организация работ и т. п.);

     Предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы; участие работников в совершенствовании деятельности как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений; предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного выполнения решений. В настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению: участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха;  создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих; разработка систем участия в прибыли; привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.

                  

3. Японская модель менеджмента

             

Менеджмент  в Японии, как и в любой другой стране, отражает её исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.

Японский  менеджмент, основанный на коллективизме, использовал все морально-психологические  рычаги воздействия на личность. Прежде всего, это чувство долга перед  коллективом, что в японском менталитете  почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система  работает на усреднение доходов и  материального состояния населения  своим подчеркнуто прогрессивно- фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно.

Чем отличается японский метод управления от методов, используемых в большинстве стран  Европы и Америки? Прежде всего, своей  направленностью: основным предметом  управления в Японии являются трудовые ресурсы. Цель, которую ставит перед  собой японский управляющий - повысить эффективность работы предприятия  в основном за счет повышения производительности труда работников. Между тем в  европейском и американском менеджменте  основной целью является максимизация прибыли, то есть получение наибольшей выгоды с наименьшими усилиями. 

По мнению японского специалиста по менеджменту  Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.

1.      Гарантия занятости и создание обстановки доверительности.

Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть  кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она  укрепляет чувство корпоративной  общности, гармонизирует отношения  рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность  для продвижения по вертикали, рабочие  получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений  между работниками управленческого  уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного  увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного  направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание  дисциплины. Гарантии занятости в  Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли. 

2.      Гласность и ценности корпорации.

Когда все      уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которые принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.  

3.     Управление, основанное на информации.

Сбору      данных и их систематическому использованию для повышения экономической      эффективности производства и качественных характеристик продукции      придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры,      применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда      телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного      узла. Таким образом, выявляются не только виновные за неисправность, но,      главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения      подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов,      объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть,      достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности      на ранних этапах их возникновения.  

4.        Управление, ориентированное на качество.     

Президенты  фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего      говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным      процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная      гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за      качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с      наивысшим качеством.    

5.        Постоянное присутствие руководства на производстве.

Чтобы      быстро справится с затруднениями  и для содействия решению проблем по мере      их возникновения японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в      производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся      небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств.      В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется      система новаторских предложений и кружки качества.    

6.        Поддержание чистоты и порядка.

Одним из      существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота      и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются      установить такой порядок, который может служить гарантией качества      продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и      порядку.

 

В целом  японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими. 

3.1. Принципы японского управления.                   

Современные методы управления сложились в Японии в условиях послевоенной разрухи, которая поставила перед руководителями задачу восстановления социальной, политической и экономической жизни. Под влиянием американской оккупационной администрации, будущие японские менеджеры познакомились с американской идеологией и методами управления бизнесом. Именно в этот период лидеры японского бизнеса начали постигать социальную ответственность за последствия своей деятельности. Это не означает, что до 1945 года в Японии не было эффективной системы управления производством. Просто послевоенный кризис дал стимулы для поиска модели национальной экономики, благо она уже была готова. Ещё 5 мая 1932 года К. Мацусита, основатель компании “Мацусита Денки”, которого в Японии называют “всесильным волшебником менеджмента” и “основателем вероучения об управлении”, произнёс перед почти двумястами своих служащих пламенную речь. Именно в этот день он постиг предназначение производителя: “Роль производителя в том, чтобы преодолеть бедность”.

Руководители  японских предприятий осуществляли свои задачи, сначала применяя традиционные методы управления к новым условиям, а затем с помощью усвоенных ими теории и методов американского управления. Они пытались не только творчески применить предвоенный опыт к новым условиям, но и извлечь полезные уроки, воспринять новые идеи и таким образом найти новый, японский путь развития. В результате основные черты японской системы управления определяет ряд концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений. Японское общество однородно и пронизано духом коллективизма. Японцы всегда мыслят от имени групп. Личность осознает себя прежде всего как члена группы, а свою индивидуальность - как индивидуальность части целого. Руководящий принцип японского менеджмента находится в согласии с исследованиями Э. Майо, который показал, что работа есть групповая деятельность. Вопрос о том, какие черты человека окажутся достаточно прочными для того, чтобы на них можно было опереться в условиях быстрого изменения общественной психологии и этических ценностей, для Японии, как и для других стран,

Информация о работе Разнообразие моделей менеджмента: американский и японский