Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:17, курсовая работа
Целью данной работы является исследование систем управления на примере ОАО «Газпром автоматизация». Главными задачами этой работы являются:
- анализ существующей ситуации на предприятии с целью выявления существующих проблем;
- выяснения причин возникающих в процессе управления организации;
- системный анализ возникающих проблем с целью их понимания и структурирования;
- предложения по ликвидации существующих проблемы, а в случае невозможности ее устранения сведение к минимальным негативным последствиям существующих комплексных противоречий;
- осуществление сравнительного анализа с целью выбора оптимального алгоритма действия при решении существующих проблем.
Введение_________________________________________________ 3
1. Теоретическая часть _______________________________________ 5
1.1. Характеристика объекта исследования ________________________ 5
1.2. Анализ эффективности деятельности управленческих
кадров ___________________________________________________15
2. Проектная часть___________________________________________ 18
2.1. Мероприятия по совершенствованию системы управления ______________18
2.2. Экономических расчет эффективности предлагаемых
мероприятий _____________________________________________19
Заключение_______________________________________________ 25
Литература_______________________________________________ 26
Выручка (доходы) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) в 2009 году выросла более чем на 119,2 % по сравнению с прошлым годом. Производительность труда выросла по сравнению с 2008 годом на 38,9 % при увеличении в 2009 году средней численности работников, включая работников по совместительству и по договорам ГПХ на 57,8 %.
Среднемесячная заработная плата уменьшилась по сравнению с предыдущим годом на 5 %. Снижение этого показателя связано с тем, что основное увеличение численности произошло за счет работников филиала Общества - «Югорсгазавтоматика», где средняя заработная плата значительно ниже, чем в Москве.
Пропорционально объему выполненных Обществом работ в 2009 году выросли и затраты на производство продукции. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в отчетном периоде увеличилась на 118,9%.
Чистая прибыль выросла по сравнению с прошлым годом на 3,3 %.
Анализ затрат на производство продукции
Наименование показателей | 2008 год | 2009 год | 2009/2008, % |
Затраты всего, тыс. руб. в том числе: | 3 844 359 | 7 425 005 | 193,1 |
Сырье и материалы, тыс. руб. | 1 373 828 | 693 090 | 50,4 |
Работы и услуги сторонних организаций, тыс. руб. | 1 899 332 | 5 737 846 | 302,1 |
Затраты на оплату труда, тыс. руб. | 289 033 | 428 850 | 148,4 |
Единый социальный налог, тыс. руб. | 36 752 | 67 458 | 183,5 |
Амортизация основных фондов, тыс. руб. | 23 580 | 29 256 | 124,1 |
Прочие затраты, тыс. руб. | 221834 | 468505 | 211,2 |
Анализ затрат на производство продукции показывает, что затраты в 2009 году увеличились на 93,1 % по отношению к предыдущему году. Увеличение затрат произошло за счет увеличения объемов и роста доли оборудования (комплектующих).
Рост фонда заработной платы в отчетном периоде обусловлен реструктуризацией Общества и ростом средней численности по сравнению с 2008 годом.
Рост амортизационных отчислений в большей степени связан с обновлением парка оргтехники.
Сведения о дебиторской задолженности (тыс.руб.)
Показатель | По состоянию на | Изменение, +/- | ||||
| 01.01.2009 | 31.12.2009 |
| |||
Дебиторская задолженность * | 3 328 174 | 7 922 663 | 4 594 489 | |||
в том числе | ||||||
Основная деятельность | 3 328 174 | 7 922 663 | 4 594 489 | |||
в том числе | ||||||
Дебиторская задолженность сторонних покупателей и заказчиков | 3 032 815 | 6 908 566 | 3 875 751 | |||
Крупные дебиторы – дочерние общества ОАО «Газпром» | ||||||
в том числе: | ||||||
ООО «Газпром комплектация» | 1713683 | 4071744 | 2 358 061 | |||
ООО «Газпром центрремонт» | - | 1383957 | 1 383 957 | |||
ООО «Газпром информ» | 138427 | 229707 | 15 032 | |||
Крупные дебиторы – дочерние общества ОАО «Газавтоматика» ОАО «Газпром», | ||||||
в том числе: | ||||||
ООО Завод «Саратовгазавтоматика» | 129859 | 153317 | 23458 | |||
ООО Фирма «Сервисгазавтоматика» | 109671 | 80875 | (28796) | |||
ООО Фирма «Газпромавтоматика» | 31890 | 65629 | 33739 | |||
Иные дебиторы | 223161 | 589686 | 366525 | |||
Авансы выданные | 80 478 | 752 428 | 671 950 | |||
Крупные дебиторы – дочерние общества ОАО «Газавтоматика» ОАО «Газпром» | ||||||
в том числе: | ||||||
ООО «Инвестгазавтоматика» | - | 585 863 | 585 863 | |||
Прочая задолженность | 214 881 | 261 669 | 46 788 |
Основными дебиторами Общества являются дочерние общества ОАО «Газпром»:
ООО «Газпром комплектация» - 51,6 % от общей дебиторской задолженности,
ООО «Газпром центрремонт» - 17,5 % от общей дебиторской задолженности,
ООО «Газпром информ» - 2,9 % от общей дебиторской задолженности.
Общая дебиторская задолженность дочерних обществ ОАО «Газпром» за период с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. выросла на 203 %. 61
Значительная доля дебиторской задолженности Общества образовалась в 4 квартале 2009 года, т.к. на этот период приходится 57,3 % выручки за 2009 год.
По состоянию на 31.12.2009 г. сумма краткосрочных финансовых вложений составила 2800 тыс.руб. в связи с выбытием в течение 2009 года краткосрочных финансовых вложений на сумму 3700 тыс. руб., в том числе векселей, полученных Обществом от векселедателя – дочернего общества ООО Фирма «Газпромавтоматика» под 17 % годовых.
1.2. Анализ эффективности деятельности управленческих кадров
Структура управления предприятием
На основании представленной выше структуры управления предприятием видно что используется линейно-функциональная - структура управления, в которой сочетаются как линейные, так и функциональные принципы организации между производственными управленческими элементами системы.
Важно отметить, что линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные звенья – консультировать помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, планов.
Линейно-функциональная структура управления основана на шахтном принципе в соответствии, с которым на каждую из функций – линейную или штабную формируется иерархия служб (шахта) пронизывающая сверху до низу всю организацию. Та как предприятие является небольшим и выполняет функции как производственных подразделений так и исполнительного органа общества выбрана именно линейно-функциональная структура.
Особенностями линейно-функциональной структуры являются:
- устойчивая работа структуры;
- удовлетворительная работа в условиях устойчивого производства;
- ориентирование на ценовую конкуренцию;
Недостатками линейно-функциональной структуры управления являются:
- различие целей у структурных единиц;
- слабая увязка и ответственность за решения комплекса задачи достижения целей фирмы;
Она не пригодна для условий, в которых постоянно меняются внутренние и внешние параметры деятельности организации. В этих условиях ее использование приводит к нерациональному распределению информационных потоков, превышению норм управляемости, особенно у руководителей высшего звена.
Линейно-функциональная структура позволяет в значительной степени устранить недостатки как линейного, так и функционального управления. При этой структуре назначение функциональных служб - подготовка данных для линейных руководителей в целях принятия компетентных решений или возникающих производственных и управленческих задач. Роль функциональных органов (служб) является сложной и неоднозначной, так как эти службы работают и взаимодействуют не только внутри самой организации но и взаимодействуют с филиалами. В этой связи остро стоит вопрос координации деятельности функциональных служб.
2. Проектная часть
2.1. Мероприятия по совершенствованию системы управления
Учитывая тот факт, что организация занимается хозяйственной деятельностью в рамках деятельности холдинга, изменение штатной структуры не приведет к улучшению финансовых показателей Общества.
Указанная точка зрения основывается на том, что основным потребителем продукции и поставщиком материально-технических ресурсов для нужд организации является сам холдинг.
Таким образом, для увеличения доли рынка необходимы существенные изменения структуры в холдинге в целом.
Для решения поставленной задачи предлагается :
- увеличить численность отдела маркетинга для реализации продукции вне газовой отрасли;
-увеличить численность отдела перспективного развития для изучения состояния рынка и выработки предложений по выпуску перспективной продукции аналогичной импортной обеспечивающей соответствующие технические характеристики в климатических условиях, где оборудование планируется эксплуатировать.
Увеличение численности отдела и бюджета общества на рекламные нужды позволит расширить круг потенциальных клиентов.
- увеличить объем финансирования НИОКР для улучшения конкурентоспособности продукции;
- увеличить численность отдела информационных технологий для внедрения современных систем электронного документооборота для улучшения связей между структурными подразделениями. Указанные затраты позволят минимизировать задержки документооборота и исключить человеческий фактор, который может оказать негативные последствия как в процессе производственной деятельности Общества.
- увеличить численность административного отдела для улучшения контроля исполнения бизнес-плана Общества.
2.2. Экономический расчет эффективности предлагаемых мероприятий
Динамика изменения прибыли от продаж ОАО «Газпром автоматизация»
(тыс. руб.)
Показатели | 2007г. | 2008 г. | ∆ (+,-)% | 2009 г. | ∆ (+,-)% |
Объем сбыта, руб. | 4 135 641 | 5 004 126 | 121,3 | 10 970 392 | 219,2 |
Себестоимость проданных товаров, руб. | 4 099 241 | 4 919 089 | 120,9 | 10 766 786 | 218,9 |
Прибыль до налогообложения, руб. | 36 400 | 115 848 | 318,3 | 122 372 | 105,6 |