Пути улучшения использования производственной мощности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Под производственной мощностью предприятия понимается максимально возможный выпуск продукции при достигнутом и намеченном уровне техники, технологии, форм организации труда и производства с учетом прогрессивных норм трудовых затрат и в условиях наиболее эффективного использования всех средств производства. Таким образом, производственная мощность – максимально потенциальная возможность выпуска продукции данным предприятием за отчетный период.
В условиях перехода к рынку очень актуальны вопросы повышения использования производственной мощности, потому что это один из показателей эффективности работы предприятия.
Производственная мощность рассчитывается на основании:
номенклатуры;
структуры;
количества выпускаемой продукции;
количества выпускаемой продукции;
действительного фонда времени;

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….....4
1. Производственные мощности предприятия…………………………………....5
1.1. Производственная мощность и факторы, ее определяющие…………....5
1.2. Методика расчета производственной мощности………………...……....8
1.3. Показатели использования производственной мощности и их расчет...12
2. Анализ производственной мощности на примере ОАО «ТАиМ»……….….. 17
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия..……..17
2.2. Оценка использования производственной мощности на
предприятии………………………………………………………………………...24
2.3. Анализ использования производственной мощности на ОАО «ТАиМ»……………………………………………………………………………...30
3. Пути улучшения использования производственной мощности на предприятии………………………………………………………………………...34
3.1. Направления повышения эффективности использования
производственной мощности…………………………………….…………...34
Заключение….............................................................................................................36
Список использованных источников……………

Файлы: 1 файл

Курс по мнеджм. 4курс.doc

— 319.50 Кб (Скачать)

В 1987 году началось строительство завода «Сельхозагрегат» в связи с острой потребностью пневмотормозных систем к сельскохозяйственной технике. Проект был разработан Гомельским институтом «Гипросельмашем» по заданию Минживмаша СССР.

С 1978 года заводом прекращено производство транспортеров-корнеклубнеплодов, но начат выпуск деталей и сборочных единиц крупнотоннажных удобрений. В этот период завод вошел в состав ПО «Бобруйскферммаш». До пуска 1-ой очереди завода на старых производственных площадях выпускалась продукция на комплектацию ПО «Бобруйскферммаш». Это комплекты узлов к разбрасывателям удобрений и запчасти к сельскохозяйственным машинам. И с 1987 года завод специализируется на выпуске трех типоразмеров тормозных систем (330х70, 380х120, 350х100). 1 января 1988 года завод «Сельхозагрегат» вышел из состава производственного объединения «Бобруйскферммаш».

1 января 1991 года было создано  арендное предприятие «Сельхозагрегат». С 1992 года потребность в комплектации сельхозмашин значительно уменьшилась заводами-потребителями и началась работа с Минским автозаводом по производству узлов и деталей для автотехники и с Минским тракторным заводом по освоению пневмоаппаратуры. С этими заводами предприятие работает и по сегодняшний день в тесном контакте.

21 июня 1994 года Бобруйским Городским  Советом, исполнительным комитетом  зарегистрировано образование на  базе АП «Сельхозагрегат» открытого  акционерного общества «ТАиМ» (Бобруйский  завод тормозной аппаратуры и механизмов).

ОАО «ТАиМ» – крупнейший в СНГ производитель пневмотормозных механизмов и аппаратов. В настоящее время предприятие выпускает изделия пневмотормазных систем автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных машин, а также комплектующих к ним.

Основным предметом деятельности завода является изготовление пневмотормозных систем для грузовой автотехники МАЗ, КРАЗ, КАМАЗ, МЗКТ, «Могилевтрансмаш», БелАЗ, (передние тормоза в сборе, тормозные колодки, рычаги регулировочные, виброизоляционные подушки для установки двигателей Д-245, ЯМЗ-238, ТМЗ-8421, кронштейны, пружины). До 70% продукции завода поставляется на сборочный конвейер Минского автозавода. Пневмотормозные системы выпускаются также для сельскохозяйственных машин, в том числе прицепов и комбайнов ПО «Гомсельмаш» .  

Маркетинг рынка и достигнутые договоренности позволяют рассчитывать на поставки продукции ряду предприятий автомобиле- и сельхозмашиностроения Российской Федерации и Украины (Уральский автозавод, Кременчугский автозавод, Липецкий тракторный завод, Владимирский тракторный завод, завод «ТОНАР», Сызраньсельмаш, Волоконовский РМЗ, Саранский РМЗ, завод «Орсельмаш» Славянский РМЗ и др.)

В настоящее время в России работают 14 дилерских центров, осуществляющих техническое обслуживание, а также ремонт продукции ПО «Минский тракторный завод» (на Украине - 7). В 2004-2005 гг. было создано еще 4 представительств в России, 1 -на Украине, по одному представительству в Туркмении и Эстонии. Учитывая, что ОАО «ТАиМ» поставляет пневмоаппараты на конвейер ПО «МТЗ», имеется реальная возможность реализовать поставки указанных пневмоаппаратов в адрес сервисных центров МТЗ .

В настоящее время на заводе освоен выпуск более 60 наименований товаров повседневного спроса. Наиболее перспективной группой ТИП являются шланги для присоединения бытовых газовых приборов и подачи хозяйственно-питьевой воды. Наличие сертификатов соответствия, в том числе Российской Федерации, изготовление этих видов продукции в строгом соответствии с ТУ и КД жесткий контроль за качеством позволили создать устойчивую сеть из числа потребителей. На рынке Республики Беларусь ОАО «ТАиМ» контролирует до 90 % продаж газовых рукавов и шлангов для подачи хозяйственно-питьевой воды. Целенаправленный маркетинг позволил занять определенный сегмент рынка этой продукции в Российской Федерации.

В настоящее время ОАО «ТАиМ» контролирует на внутреннем рынке до 90 % продаж товаров, являющихся основными изделиями завода (пневмотормозные системы и тормозные механизмы); до 8 % тормозных шлангов к автотехники МАЗ, КАМАЗ, до 28 % тормозных шлангов КРАЗ. Доля внутреннего рынка по реализации тележек садовых, стапельных, хозяйственных и багажных составляет около 30 %, газовых шлангов и шлангов для подключения хозяйственно-питьевой воды - до 90 %.

Учитывая сложившуюся ситуацию на внутреннем рынке республики, в ближайшее время не предполагается острой конкуренции по перечисленным видам товаров, т.е. колодка тормозная, рычаги регулировочные, клапан контрольного вывода, кран ручного управления, кран разобщительный, фильтр магистральный, воздухораспределитель и др. Конкуренция носит в большей степени межгосударственный характер и принятые правительством меры по защите отечественных потребителей не позволяют прогнозировать в ближайшем будущем изменение данной ситуации: конкуренты-производители товаров аналогичных основным заводским изделиям расположены в Российской Федерации и на Украине. Пневмоаппараты выпускают Полтавский автоагрегатный завод, Винницкий машиностроительный завод, Рославльский машиностроительный завод, тормозную колодку для автотехники МАЗ  выпускает Днепропетровский машиностроительный завод, регулировочный рычаг Калининградский машиностроительный завод. Товары конкурентов не сильно отличаются по качеству и в цене.

На рынке тормозных шлангов имеется острая конкурентная борьба из-за наличия нескольких производителей одинаковых видов продукции: УПП БелОГ, Барановический автоагрегатный завод, ремонтные мастерские Белавтотранса. При аналогичном качестве цена продукции конкурентов на 45-60 проц. ниже заводской. На рынке России безусловным лидером в производстве тормозных шлангов является Зеленодольский машиностроительный завод (Татарстан), стоимость продукции которого ниже аналогичных товаров белорусских производителей.

Поскольку комплектующие для заводской продукции являются специфичными, производство их освоено на специализирующихся в данных технологиях предприятиях; также находящихся за пределами Беларуси - завод «АТИ» г. Белая Церковь (Украина), завод «АТИ» г. Барнаул, завод БРТИ г. Балаково (Россия). Специальный инструмент и отдельные комплектующие ОАО «ТАиМ» вынуждено также приобретать за пределами республики.

Динамика основных показателей финансовой деятельности завода за        2004, 2005, 2006 и 2007 (частично) годы приведена в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1. Технико-экономические показатели деятельности ОАО «ТАиМ»

 

Показатели

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

Выручка от реализации в сопоставимых ценах, млн. руб.

15764,1

18439

22007,6

42127

Прибыль отчетного периода, млн. руб.

788,5

219

295

998

Прибыль от реализации, млн. руб.

771,9

192

259

997

Полная себестоимость в действительных ценах, млн. руб.

12492,4

14490

17264,6

34461,6


Готовая продукция на складе, млн. руб.

911,6

1336,3

1260

1148

Удельный вес в общем объеме выручки:

       

денежные средства, %

25,8

24,6

31,3

34

товарообменные операции, %

74,2

75,4

63,7

64

Рентабельность реализованной продукции, %

6,2

1,3

1,4

3,0

Среднесписочная численность работающих, чел.

1143

1132

1088

1214

Темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах, %

118,6

101,3

104,5

146,7

Товарная продукция, млн. руб.

22705,9

22978,4

24150,3

35428,4

Среднесписочная численность ППП, чел.

1069

1061

1018

1146

Производительность труда в сопоставимых ценах, млн. руб.

21,24

21,66

23,72

30,91

Темп роста производительности производства, %

113,5

102

109,5

130,3

Средняя зарплата 1 работающего (руб.)

167345

224264

256720

459820




 

П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка

 

Как показывает таблица, за последний 2007 год увеличился объем производства,  снизились остатки готовой продукции на складе, однако при этом не уменьшилось соотношение между кредиторской и дебиторской задолженностью,   значительно увеличилась рентабельность реализованной продукции и производительность труда.

 

 

2.2 Оценка использования производственной мощности на предприятии

 

 

 

ОАО "ТАиМ" выпускает изделия пневмопривода тормозов автомобилей, тракторов, прицепов и прицепных с/хмашин. Заказчиками пневмоаппаратов и тормозных механизмов являются РУП «БелавтоМАЗ», Минский тракторный завод, Могилевтрансмаш, МЗКТ, БелАЗ, авторемонтные и автомобильные заводы нашей и других республик, автопарки, центры автосервиса и заводы сельхозмашиностроения (РУП" Гомсельмаш", РУП "Бобруйскагромаш" и др.).

Выпускается следующая номенклатура пневмоаппаратов тормозных систем:

- регулятор давления, с  помощью которого задается величина  давления воздуха в тормозных системах и частично удаляется влага;

- кран тормозной, с помощью которого осуществляется управление торможением;

  • фильтр магистральный, служащий для дополнительной очистки воздуха в тормозных системах;
  • воздухораспределитель - для управления приводом колесных тормозов прицепов и прицепных машин;
  • кран разобщительный - для открывания или закрывания пневмомагистрали;

-  кран ручного управления тормозами прицепа;

- клапан контрольного вывода, служащий для отбора воздуха, например, для накачки шин и контроля давления воздуха;

- клапан слива конденсата, служащий для выпуска конденсата из ресиверов и магистралей;

- головки соединительные типов А и В для тракторов и прицепов;

- ресиверы диаметром 220 мм и 280 мм различной емкости(длины), с бобышками различного расположения по согласованию с заказчиками, всего более 20 исполнений;

- шланги с различными резьбовыми присоединениями, различной длины с защитными металлическими оплетками и без них с учетом требований заказчика и по согласованию с ними, всего более 40 исполнений для различных условий эксплуатации.

Комплект узлов - кран тормозной, регулятор давления, головка соединительная, тяга входит в пневмотормозную систему РУП Минского тракторного завода и является импортозаменяющей продукцией.

Из тормозных механизмов завод выпускает:

- тормоз передний для автомобилей  МАЗ, КРАЗ, троллейбусов и прицепов;

  • колодки тормозные с накладками и без накладок для колесных тормозов диаметром 420мм, шириной 160мм, используемых на автомобилях и прицепах МАЗ и других заводов;
  • колодки переднего тормоза с накладками в сборе и без них для колесных тормозов диаметром 420мм, шириной колодки 183мм и 223мм, используемые в автобусах;

- колодки тормозные с накладками и без накладок для колесных тормозов диаметром 410мм, шириной 160мм, используемых на автомобилях и прицепах МАЗ и других заводов;

-  колодки тормозные с накладками  и без накладок для колесных  тормозов диаметром 325мм, шириной 120мм и 150мм, используемых на автомобилях МАЗ грузоподъемностью до 5 тонн;

- тормоза колесные диаметром 330мм, 350мм, 380мм, 410мм, 420мм шириной колодки 70мм,  100мм для сельхозмашин, тракторных  и сельхозприцепов.

- рычаги регулировочные.

 

В таблице 2.2. приведены объемы промышленной продукции по основным видам. 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.2. Объем промышленной продукции по основным видам.

 

Основные виды продукции

Доля продукции в общем объеме произвед.

2005 г.

2006 г.

2007г.

кол-во

млн.руб.

кол-во

млн.руб

кол-во

млн.руб.

1. Колодки

22,5

200375

6404,3

209100

6692,5

151100

4958,7

2.Подушки

11,3

58040

1577,9

68900

1726,4

114000

2495,7

З. Тормоза

17,2

18293

2376,1

19108

2900,7

26300

3799,3

4.Пневмоаппаратура

4,6

61952

965,3

26738

319,9

42216

1019,2

5. Рычаги

9,2

175507

267,31

143200

2228,3

144000

2027,8

6. Пр-во потребит. товаров

5,5

-

1106,7

-

1184,2

-

1279

7. Прочие виды

29,7

-

3459,9

-

3735,1

-

6484,3

Итого

-

-

1863,3

-

18787,1

-

22064

Темп роста     

-

-

101,3

-

104,5

-

106

Информация о работе Пути улучшения использования производственной мощности на предприятии