Пути улучшения государственной инвестиционной политику Кыргызской Республики в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 12:36, диссертация

Краткое описание

На современном этапе развития Кыргызстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным на¬правлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государст¬ва, нацеленной на обеспечение вы¬соких темпов экономического роста и повышение эффективности эконо¬мики.

Оглавление

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 5
1.1. Понятия и сущность инвестиционной политики как важнейшим элементом экономической развитии страны. 5
1.2 Международный опыт политику по привлечения инвестиции 11
1.3 Правовые основы государственной политики по привлечению инвестиции 14
Заключение 26
Список использованных литературы 27

Файлы: 1 файл

1НИР Борубеков.docx

— 58.66 Кб (Скачать)

Далее начальная и конечная цепочки замыкаются, образуя новую  взаимосвязь: доход-ресурсы и, таким  образом, процесс накопления повторяется.

В экономической теории классификация  источников инвестиций разнится в зависимости  от признаков, положенных в ее основу. Так, если исходить из основного назначения источников, укрупненно инвестиционные расходы можно разделить на амортизационные, направленные на замену изношенного  оборудования, здания и сооружений, и чистые инвестиции, расширяющие  физический капитал, т.е. способствующие экономическому росту.

Федоров В., Ширшов В., Бойко  С. в книге "Инвестиции и инфляция" разделяют источники по экономическим и организационно-финансовым признакам.

Экономическими источниками  инвестиций являются амортизационный  фонд, чистые накопления народного  хозяйства (прибыль предприятий, прямые доходы бюджета), сбережения населения, элементы национального богатства (резервные, страховые и другие аналогичные  фонды, выручка от реализации основных средств и товарно-материальных ценностей из запасов), эмиссия кредитных  денег и иностранный капитал.

В организационно-финансовом отношении источники капиталовложений подразделяются на собственные средства предприятий (амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего  имущества, мобилизация внутренних активов, нераспределенная прибыль  и другие денежные накопления), заемные  средства (кредиты банков, ссуды  финансово-инвестиционных структур, средства от размещения эмиссии ценных бумаг  предприятий, задолженность кредиторам), централизованные ресурсы (безвозвратные  бюджетные ассигнования и льготные инвестиционные государственные кредиты), иностранные инвестиции (вклады в  уставные фонды и покупка акций  предприятий, кредиты зарубежных банков и международных финансовых организаций) и средства отдельных граждан.

По мнению авторов, только на формирование внутренних источников инвестиций можно целенаправленно  влиять методами государственного экономического регулирования (бюджетно-налоговой  и амортизационной политикой, деятельностью  денежного и фондового рынков, кредитной и эмиссионной политикой  Национального Банка).

Естественно, что источники  финансирования инвестиций имеют производственное или непроизводственное происхождение. В первом случае они формируются  на основе создания валового внутреннего  продукта, во втором - вступают в хозяйственный  оборот страны, не будучи результатом  этого процесса. К инвестиционным ресурсам производственного

происхождения относятся  все экономические источники  капиталовложений, кроме эмиссии  кредитных денег и иностранного капитала. Образование этой совокупности финансовых средств связано с  перераспределением между фондом потребления  и фондом накопления денежной массы  уже имеющейся в экономике  в соответствии с произведенным  ВВП.

По мнению западных экспертов, инвестиционный климат в Кыргызстане  в целом благоприятный, но серьезные  преграды в виде бюрократических  препонов, финансовых рисков, недостатков  в налоговом законодательстве и  администрировании, недостаточно развитой правовой инфраструктуры в сфере  страхования, залогов и т.д. могут  начать сдерживать процесс притока  иностранного капитала и инвестиций. С другой стороны, Кыргызстан считается  для зарубежных инвесторов привлекательным  рынком по самым   базовым параметрам делового климата; республике свойственны  крупный рыночный потенциал, изобилие природных и трудовых ресурсов. Потенциальная  прибыльность инвестиций выступает  существенным фактором для инвесторов, ожидающих получить больше прибыли  от инвестиций в Кыргызстане.

Все это в определенной мере послужило тому, что зарубежный капитал стал сегодня серьезнейшим фактором в экономике. Практически  весь достигнутый незначительный рост в экономике связан с иностранным  капиталом, занявшим серьезную и  долгую нишу в экономическом развитии страны. Закупки товаров, строительство  крупных объектов на средства международных  кредитов, участие зарубежного капитала в прямой форме, при передаче в  управление и покупке контрольных пакетов акций предприятий, эти и другие события стали неотъемлемой частью экономической жизни республики.

1.2 Международный опыт политику  по привлечения инвестиции

 

Инвестиционная сфера  в экономике любой страны является основной и определяет экономический  рост страны, а инвестиционная политика является приоритетной сферой экономической политики.

Об этом свидетельствует  и мировая практика. Замечено, например, что на каждый процент прироста ВВП  страна, решающая задачи экономического роста, должна выделять на производственные инвестиции не менее 3% ВВП.

Если проанализировать этапы  экономического подъема таких промышленно  развитых стран, как США, ФРГ, Японии, Франция, Великобритания и др., нетрудно заметить, что в последние десятилетия  практически во всех случаях периодам наибольшей инвестиционной активности в этих странах соответствовали (естественно с определенным шагом) периоды самых высоких темпов подъема экономики.

Это ярко проявилось, в частности, в 60-ые годы, когда высокая инвестиционная активность в этих странах сопровождалась особенно значительными темпами роста такого интегрального показателя экономического развития, как валовой национальный продукт. К примеру, в Японии при удвоении объема инвестиций за 1966-1970гг. ВВП возрос по сравнению с предыдущим пятилетием более чем на 70%. В эти же годы в США, ФРГ, Франции достигались приросты ВВП на 25-30%.

При таких высоких темпах экономического роста многие развитые страны получили возможность создать  уже в 60-ые годы производственный потенциал, обеспечивающий материально-техническую  основу для устойчивого экономического и социального развития в последующий  период, для формирования экономики  постиндустриального общества и  перехода к новому этапу экономического роста. По существу именно этот период создал условия, при которых можно  было не только стабилизировать норму  производственного накопления, но и  допускать снижение ее, обеспечивая  даже при этом быструю замену физически  и морально устаревших средств на основе непрерывно прогрессирующей  техники.

С повышенной инвестиционной активностью связан и известный  экономический феномен последнего периода - появление "новых индустриальных стран" Азии: Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга. Благодаря инвестициям  в этих странах в короткий срок были созданы стабильные экономические  структуры с крупным динамичным экспортным потенциалом, способным быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре мирового рынка, осуществлен переход к широко фронтальному развитию современных наукоемких отраслей экономики.

Влияние инвестиций на экономику  обнаруживалось и в периоды существования  СССР. Так, в 19бб-1970г.г. при увеличении объемов капитальных вложений более  чем в 1,4 раза среднегодовой прирост ВВП в стране достиг довольно значительной величины - 7,6%. В последующие пятилетия по мере уменьшения приростов объема капитальных вложений в народное хозяйство и снижения качества их использования в условиях экстенсивного типа экономического развития устойчиво падали темпы среднегодовых приростов ВВП. Как известно, в конечном счете это привело к кризисному состоянию производственного аппарата, резкому увеличению незавершенного строительства и многим другим негативным  экономическим и социальным последствиям, усугубляющим сегодняшнюю ситуацию в экономике.

К сожалению, инвестиционный фактор не нашел достойного отражения  в программах стабилизации и экономического подъема Кыргызстана и многих других стран СНГ. Это объясняется  скорее недооценкой роли инвестиций в экономике и методологически  ошибочной точкой зрения о том, что  после достижения финансовой стабилизации в экономике, снижения инфляции инвестиционная активность предприятий будет возрождаться самопроизвольно. Так, в республике до сегодняшнего дня не принята программа  стимулирования отечественных и  иностранных инвестиций, в то время  как в России такая программа  принята еще в 1994г. (что в немалой  степени способствовало оживлению  инвестиционной активности, (начиная  с 1995г.)

В условиях кризиса, тем более  протекающего в ситуации практически  полного физического разрушения морально устаревшего производственного  аппарата, инвестиционные процессы не могут всецело быть предоставленными игре рыночных сил. Ведь в республике на протяжении ряда лет наблюдается  опережение снижения объемов капитальных  вложений над уменьшением объемов  ВВП. Такая ситуация в инвестиционной сфере усугубляет последствия общего кризиса и потребует в дальнейшем более значительных усилий, нежели при варианте поддержания инвестиционной активности.

Таким образом, полная экономическая  стабилизация и уж тем более переход  от стагнации и экономического коллапса отдельных отраслей к экономическому росту в значительной, а иногда в решающей мере зависят от кардинального  изменения инвестиционной политики, модификации функций инвесторов и стимулирования инвестиций. В Программах при этом должен всесторонне учитываться опыт стран, уже успешно преодолевших стадию экономической депрессии и перешедших в стадию роста.

Безусловно, связь инвестиционной активности и экономического роста не односторонняя. Налицо скорее взаимообусловленность, поскольку экономический рост, завися от инвестиционной активности, в свою очередь, предопределяет реальные возможности страны в инвестировании на каждом конкретном этапе развития. Иными словами, чем выше темпы приростов ВВП и национального дохода, тем больше возможностей для расширенного воспроизводства инвестиционных ресурсов и формирования на этой основе наиболее рациональной инвестиционной политики. Для этого, должна быть разработана концептуальная схема инвестиционного процесса, которая исходила бы, с одной стороны, из реальных экономических и социальных задач, которые может решить национальное хозяйство страны, а с другой - из использования столь же реальных возможностей инвестиционного комплекса. В целом же инвестиционному процессу следует придать не эпизодический характер, а характер непрерывного процесса.

Для придания инвестиционной деятельности характера целенаправленного  динамичного процесса главное значение имеет приведение его воспроизводственной  сущности в соответствие с целями экономических реформ и со всеми, без исключения, экономическими источниками  и регуляторами процесса воспроизводства, кредитно-денежной политики, нормами  амортизации, атрибутами рынка ценных бумаг, инструментами внешнеэкономической деятельности и др. Система этих регуляторов должна быть построена не на принципах их самодовлеющего значения каждой для себя, как сейчас, а служить именно целям обслуживания потребностей инвестиционной сферы.

Первым этапом этой работы и выработки инвестиционной политики выступает определение источников инвестиций и политики в отношении  каждого из них.

Каждая страна в мире выходит  из инвестиционного кризиса своим  собственным путем. Сформированная инвестиционная политика должна учитывать  конкретные финансово-промышленные возможности  той или иной страны.

Вместе с тем, теоретически при этом любая инвестиционная программа  должна на разных этапах проведения инвестиционной политики предусматривать в зависимости  от этих возможностей разный (но несомненно все более расширяющийся по мере экономического подъема) набор инструментов инвестирования. Полноценная же и развитая инвестиционная программа должна содержать "работу" практически всего набора источников инвестирования. Взаимосвязь эта между инвестиционными источниками и экономическим развитием схематически может быть показана в следующем виде (рис.1).

В то же время следует  отметить, что достигнутые результаты далеки от потенциальных. Роль и отношение к зарубежному капиталу и инвестициям до сих пор не осознаны на концептуальном, государственном и политическом уровне. Международный капитал привлекается и используется на интуитивной, зачастую хаотической основе по принципу "дают - бери".

Между тем, как показывает опыт других стран мира, зарубежный капитал может сыграть как  положительную (при его правильном использовании), так и отрицательную  роль, ввергнув экономику и страну в острейший долговой кризис. Привлечение  его в максимальных размерах - не самоцель (к сожалению, это иногда слабо понимают государственные  чиновники), хотя Кыргызстан и привлекает в сотни раз меньше, чем страны той же Латинской Америки, Восточной  Европы, Китая, стран Юго-Восточной  Азии. Проблема - в эффективном использовании  и придании положительного мультипликативного эффекта вложениям, который позволил бы соразмерно возросшему вследствие этого уровню экономического развития привлечь новый капитал, а затем  и перейти к самофинансированию инвестиций.

1.3 Правовые  основы государственной политики  по привлечению инвестиции

Государство должен гарантировать благоприятную и предсказуемую законодательную среду для внутренних и внешних инвестиций. Государственным органом, отвечающим за проведение инвестиционной политики страны, является Министерство финансов Кыргызской Республики. Сотрудничая с другими министерствами и госкомитетами, Министерство финансов КР определяет приоритетные сферы для иностранных инвестиций и разрабатывает политику привлечения прямых инвестиций в эти секторы.

Информация о работе Пути улучшения государственной инвестиционной политику Кыргызской Республики в современных условиях