Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:44, контрольная работа
Целью данной курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о процессе формирования и проектирования организационной системы управления.
Задачами изучения, вытекающими из сформулированной цели, являются следующие:
1) обобщение основных теоретико-методологических подходов к организационному проектированию;
2) изучение принципов и задач методов организационного проектирования;
Введение …………………………………………………………………………….………..3
Глава1. Теоретические аспекты организационного проектирования……………….…… 5
1.1. Понятие системы. Классификация организационной системы ………………….…..5
1.2. Основные понятия и составляющие процесса проектирования организационных систем……………………………………………………………………………………….… 9
1.3. Принципы и задачи методов организационного проектирования ………………..….13
Глава 2 Этапы и методы проектирования организационных систем …………………….16
2.1.Этапы организационного проектирования ………………………………………….....16
2.2. Методы организационного проектирования ………………………………………..….17
2.3. Проектирование организационной системы управления (классический пример)….. 21
Заключение ………………………………………………………………………………..…..26
Список использованной литературы 28
Приложения…………………………...………………………………………………….……30
Метод структуризации целей содержит в себе выработку системы целей организации (в т.ч. количественную и качественную формулировки) - его можно отнести к бюрократическому типу. Здесь используются следующие этапы:
- «разработка системы
(дерева) целей (см. рис 1), представляющей
собой структурную основу для
увязки всех видов
- экспертный анализ
- составление как прав
и ответственности за
Метод организационного моделирования относится к организациям органического типа, в частности, к матричным структурам (см. прилож. 1, рис. 8). Он включает в себя разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации. Можно назвать несколько основных типов организационных моделей:
- математико - кибернетические
модели иерархических
- графоаналитические модели
организационных систем, представляющие
собой сетевые, матричные и
другие табличные и
- натурные модели организационных структур и процессов, заключающиеся в оценке их функционирования в реальных организационных условиях. К ним относиться организационные эксперименты, т.е. заранее спланированные и контролируемые перестройки структур и процессов в реальных организациях; лабораторные эксперименты, то есть искусственно созданные ситуации принятия решений и организационного поведения; управленческие игры - действия практических работников;
- математико-статистические
модели зависимостей между
Экспертно-аналитический метод, суть которого (по мнению Мильнера) «состоит в обследовании и аналитическом изучении организации силами квалифицированных специалистов с привлечением её руководителей и других работников для того, чтобы выявить специфические особенности, проблемы, в работе аппарата управления, а также выработать рациональные рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности оргструктуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов». Сюда относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами. Примеры формирования организационных структур управления: построение организационной структуры исходя из системы целей, отделение стратегических и координационных функций от оперативного управления, сочетание функционального и программно-целевого управления и целый ряд других. Исходя из того, что экспертно-аналитический метод можно отнести к любому типу организаций, на основе этого разрабатываются графические и табличные описания организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации.
Процесс проектирования организационной
структуры управления должен быть основан
на совместном использовании
«Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов или плановых мероприятий. Она проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться в том числе на стадии проектирования. Критерием эффективности при сравнении различных вариантов организационной структуры служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на её функционирование».
Для оценки эффективности
управления важно, что она имеет
определение соответствия системы
управления и её организационной
структуры объекту управления (определяется
в сбалансированности состава функций
и целей управления, соответствии
численности состава работников
объёму и сложности работ и
т.п.). При оценке эффективности отдельных
мероприятий по совершенствованию
системы управления допускается
использование основных требований
к их выбору - максимальное соответствие
каждого показателя целевой ориентации
проводимого мероприятия и
2.3. Проектирование
Проектирование
1. Миссия фирмы. Выбор
миссии является первым и
В менеджменте под миссией организации понимают основную общую цель, четко выраженную причину существования организации. Основная общая цель организации (миссия) образует фундамент для установления ключевых общеорганизационных целей, на достижение которых должно ориентироваться высшее руководство.
2. Характеристика основных
целей фирмы. Цели
3. Построение дерева целей.
Количество и разнообразие
4. Управление по целям.
Менеджмент, как целостная система
управления, ориентируется на достижение
всей совокупности целей,
Для доведения целей до
конкретного исполнителя
Постановка целей. После выработки высшим руководством общеорганизационных целей, эти цели формулируются для работников следующего уровня посредством проведения совещаний с начальниками отделов, проводимых раз в квартал. Таким образом, для каждого подчиненного разрабатываются цели, с которыми он согласился и за выполнение которых несет персональную ответственность.
Планирование работы подчиненного. На данном этапе каждое подразделение организации, для которого определены цели в рамках общеорганизационных целей, решает, сможет ли оно достичь этих целей имеющимися ресурсами. В начале руководитель каждого подразделения определяет те действия и меры, которые необходимы для достижения поставленных целей. В качестве метода структуризации проблемы может использоваться построение дерева целей. Определение методов и средств достижения целей может также осуществляться на основе консультаций с сотрудниками своего подразделения.
Контроль и анализ выполнения целей. Поскольку цели каждого подчиненного определены, они выполнимы, и подчиненный несет персональную ответственность за их достижение, то он должен осуществлять систематический контроль за работой своих подчиненных.
Корректирующие действия. Принимая, что цели не были или не будут достигнуты, и убедившись, что руководство точно установило причину, необходимо решить, какие следует принять меры для корректировки отклонения. В этом случае предложения по корректировке целей и планов подразделения согласуются с руководителем более высокого уровня.
5. Оценка и анализ внешних
факторов. После установления миссии
и целей переходят к
6. Управленческое обследование
внутренних сильных и слабых
сторон компании. Следующим этапом
проектирования является
7. Анализ стратегических
альтернатив. После
8. Выбор стратегии для
фирмы. Знание всех возможных
альтернатив развития
- ассортимент выпускаемой продукции, оказываемых услуг;
- анализ рынка и отрасли;
- анализ положения фирмы в отрасли.
9. Реализация стратегического
плана. Стратегическое
К этим инструментам относятся тактика, политика руководства, правила, процедуры, стимулирование деятельности работников, управление по целям и бюджеты.
10. Оценка стратегического
плана. Оценка стратегии
Является ли стратегия
внутренне совместимой с
Предполагает ли стратегия допустимую степень риска?
Обладает ли организация достаточными ресурсами для реализации стратегии?
Учитывает ли стратегия внешние опасности и возможности?
Является ли эта стратегия лучшим способом применения ресурсов?
Организация взаимодействий и полномочия рассматривается в 2-х аспектах:
1) структурная организация
- процесс создания структуры
предприятия, которая дает
Информация о работе Проектирование системы управления организации