Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 09:44, контрольная работа
Целью данной курсовой работы является систематизация, накопление и закрепление знаний о процессе формирования и проектирования организационной системы управления.
Задачами изучения, вытекающими из сформулированной цели, являются следующие:
1) обобщение основных теоретико-методологических подходов к организационному проектированию;
2) изучение принципов и задач методов организационного проектирования;
Введение …………………………………………………………………………….………..3
Глава1. Теоретические аспекты организационного проектирования……………….…… 5
1.1. Понятие системы. Классификация организационной системы ………………….…..5
1.2. Основные понятия и составляющие процесса проектирования организационных систем……………………………………………………………………………………….… 9
1.3. Принципы и задачи методов организационного проектирования ………………..….13
Глава 2 Этапы и методы проектирования организационных систем …………………….16
2.1.Этапы организационного проектирования ………………………………………….....16
2.2. Методы организационного проектирования ………………………………………..….17
2.3. Проектирование организационной системы управления (классический пример)….. 21
Заключение ………………………………………………………………………………..…..26
Список использованной литературы 28
Приложения…………………………...………………………………………………….……30
Основная особенность
второй стадии процесса проектирования
организационной структуры
Третья стадия - регламентация организационной структуры - предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп и должностей); определение проектной численности подразделении, трудоемкости основных видов работ и квалификационного состава исполнителей; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях (в том числе на основе автоматизированной обработки информации); разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных комплексов работ; расчеты затрат на управление и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры.
Совокупность документов, разработанных на всех стадиях организационного проектирования, образуют проект организационной структуры управления.
Кроме того, при проектировании
организационной системы
1. Этап предпринимательства.
Организация находится в
2. Этап коллективности. Развиваются
инновационные процессы
3. Этап формализации и
управления. Структура организации
стабилизируется, вводятся
4. Этап выработки структуры.
Организация увеличивает
5. Этап упадка. В результате
конкуренции, сокращающегося
На стадии зарождения организации
управление нередко осуществляется
самим предпринимателем. На стадии
роста происходит функциональное разделение
труда менеджеров. На стадии зрелости
в структуре управления чаще всего
реализуется тенденция к
1.3. Принципы и задачи
методов организационного
«Специфика проблемы проектирования
организационной структуры
«Без развития методов
проектирования структур управления затрудняется
совершенствование управления и
повышение эффективности
1) в новых условиях
в целом ряде случаев нельзя
оперировать старыми
2)•комплексный подход
к совершенствованию
3)•создание структуры
должно опираться не только
на опыт, аналогию, привычные схемы
и интуицию, но и на научные
методы организационного
4)•проектирование сложнейшего
механизма - механизма управления
- должно возлагаться на
При этом организация рассматривается как многоцелевая система, поскольку ориентация на одну цель не отражает ее многообразную роль в развитии экономики».
Главные принципы проектирования организационных систем таковы:
- организационная структура
управления должна, прежде всего,
отражать цели и задачи
- следует предусматривать
оптимальное разделение труда
между органами управления и
отдельными работниками,
- формирование структуры
управления надлежит связывать
с определением полномочий и
ответственности каждого
- между функциями и
обязанностями, с одной
- организационная структура
управления призвана быть
- устойчивость - это свойство
процесса управления сохранять
и восстанавливать свое
- оперативность - это свойство
процесса управления
- гибкость - это способность
изменять формы и методы
- непрерывность - это свойство
процесса управления не
Отметим, что реальные результаты процесса управления требуют эффективности организационного управления. Но чтобы процесс управления стал достаточно эффективным, он должен быть целесообразным. И только требования эффективности организационных систем управления является необходимым условием эффективности.
Глава 2 Этапы и методы проектирования организационных систем
2.1.Этапы организационного
Согласно классической теории организации, с выводами которой по данному вопросу согласно большинство менеджеров, структура организации должна разрабатываться сверху вниз. Нет ничего удивительного, что последовательность разработки организационной структуры схожа с последовательностью элементов процесса планирования. Вначале руководители должны осуществить разделение организации на широкие сферы, затем поставить конкретные задачи - подобно тому, как в планировании сначала формулируются общие задачи, а потом составить конкретные правила.
Таким образом, последовательность действий следующая:
1. Осуществите деление
организации по горизонтали на
широкие блоки,
2. Установите соотношения
полномочий различных
3. Определите должностные
обязанности как совокупность
определенных задач и функций
и поручите их выполнение
Поскольку организационные
структуры основываются на планах,
то существенные изменения в планах
могут потребовать
2.2. Методы организационного проектирования
Для проектирования организационных систем управления используются методы, которые можно отнести либо к организациям бюрократического (метод аналогий, метод структуризации целей), либо к органическому(метод организационного моделирования) типам, либо к тому и другому (экспертно-аналитический метод).
Метод аналогий, относящийся к бюрократическому типу, по мнению экономиста Б.З. Мильнера, «состоит в применении организационных форм и механизмов управления, по отношению к проектируемой организации»: выработка типовых структур управления производственно-хозяйственных организаций и определение границ и условий их применения .
«Использование метода аналогий основано на двух взаимодополняющих подходах. Первый из них заключается в выявлении для каждого типа производственно - хозяйственных организаций и для различных отраслей значений и тенденций изменения, главных организационных характеристик и соответствующих им организационных форм и механизмов управления. Второй подход представляет типизацию наиболее общих принципиальных решений о характере и взаимоотношений звеньев аппарата управления и отдельных должностей в чётко определённых условиях работы организаций данного типа в конкретных отраслях, а также разработку отдельных нормативных характеристик аппарата управления для этих организаций и отраслей».
Информация о работе Проектирование системы управления организации