Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:22, курсовая работа
Цель данной работы является анализ процессного подхода к менеджменту, особое внимание уделено рассмотрению функциям управления.
В рамках цели были поставлены следующие задачи:
изучить основы процессного подхода;
раскрыть сущность процессного подхода к менеджменту;
охарактеризовать основные функции менеджмента;
Введение.…………………………………………………………………….
Глава 1. Основы процессного подхода…………………………………...
1.1. Сущность процессного подхода к менеджменту………………
1.2. Основные функции менеджмента………………………………
Глава 2. Основные теории процессного подхода………………………..
2.1. Процессный подход, Файоль о менеджменте………………….
2.2. Процессный подход к мотивации……………………………….
Заключение………………………………………………………………......
Список используемой литературы…………………………………………
Планирование как основная функция менеджмента представляет виды деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих единое направление усилий всех членов организации к достижению общих целей. Планирование как процесс управления включает разработку и реализацию средств воздействия: концепцию, прогноз, программу, план. Каждое понятие имеет свое назначение в системе планирования. Так, концепция, это идея, теоретические и методологические ос новы ее разработки, обоснование, методы и условия реализации. Любая управленческая проблема для ее воплощения в практику проходит стадию концепции. Прогноз, научное предвидение возможного состояния экономики; общества, конкретной организации в будущем. Прогнозы в бизнесе разрабатываются, как правило, на достаточно долгий период времени. Программа, законченный комплекс заданий, мероприятий, работ, объединенных единой целью и конкретным конечным результатом. В современных условиях формирование целевых комплексных программ в бизнесе и их реализация играют все возрастающую роль в процессах управления. Их преимущество связано с более четкой ориентацией на конечный результат, с формированием более эффективной системы контроля и мотивации деятельности персонала, с сокращением бюрократических процедур и повышением оперативности управления, с более четкой системой ответственности, координации и регулирования деятельности. В условиях России, особенно в период реформирования, программное управление становится распространенным видом управления6.
Регулирование, вид деятельности по поддержанию режимов функционирования организации в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций. В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации по взаимодействию государственных и рыночных регуляторов. Данная основная функция выполняет роль адаптации менеджмента к устанавливаемым государством параметрам, таким как налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс, и реагирования на изменение макроэкономических параметров: уровня занятости, уровня инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта (ВВП).
Организация как основная функция менеджмента представляет
собой вид деятельности по упорядочению
совместной деятельности людей для достижения
целей. При реализации данной функции
оперируют категориями «процесс», «система»,
«коммуникации», «организационно-
Координация как основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по согласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностью людей в производственно-хозяйственных организациях. Координация рассматривается как дополнение и расширение функции организации. В процессе данной функции осуществляется координация преимущественно внешних связей руководителями высших уровней отраслевого, регионального, муниципального управления.
Мотивация как основная функция менеджмента связана с процессом побуждения себя и других людей к деятельности через формирование мотивов поведения для достижения личных целей и целей организации. В процессе мотивации предполагается использование следующей последовательности взаимозависимых категорий: потребности людей, интересы людей, мотивы деятельности, действия людей. Мотивационный подход к управленческой деятельности рассматривается как центральная функция менеджмента.
Стимулирование, основная функция менеджмента, связанная с процессом активизации деятельности людей и коллективов путем использования стимулов, рычагов, методов как способов формирования интересов и мотивов деятельности. Отсюда следует, что функция стимулирования основывается на процессах мотивации, преобразуя их в стимулы, воздействующие на поведение и деятельность преимущественно коллективов и организаций. Так, по отношению к организации стимулами, активизирующими ее деятельность, могут стать льготные кредиты, снижение пошлин и акцизов, налоговые льготы, повышение штрафных санкций8.
Наиболее действенными по отношению к работникам являются формы материального и морального стимулирования. О недейственности экономических стимулов в условиях спада производства и кризиса, переживаемого экономикой России в период реформирования, свидетельствует значительный разрыв в доходах между богатыми и бедными.
Гуманизация как основная функция менеджмента отражает социальный характер менеджмента и роль человеческого фактора как субъекта и объекта менеджмента. Человек в системе менеджмента, не только фактор производства и средство достижения цели, но и цель менеджмента. Поэтому функция гуманизации управленческих отношений и всей системы общественных Отношений в условиях переориентации кадров российской экономики на рыночное мышление становится важной функцией менеджмента. Гуманизация отношений касается этики деятельности, природы и механизмов воздействия морали как одной из сторон социальной деятельности человека, особой формы общественных отношений и сознания.
Этика менеджмента проявляется в этике деятельности фирм, предприятий, организаций, а также в деятельности менеджеров, специалистов и всего их персонала. Этика как отрасль знаний рассматривает человеческие отношения и поведение людей с точки зрения их соответствия общепринятым, разумным нормам.
Считается, что коллектив ведет себя этично и социально ответственно, если следует закону и отвечает принятой системе ценностей. Этика бизнеса затрагивает различные аспекты поведения управленцев, менеджеров, касающиеся как целей, так и средств их достижения. Помимо высших руководителей, допускающих неэтичное поведение, любое лицо в коллективе может действовать неэтично. Наиболее распространенные случаи неэтичного поведения, взятки, подделка документов, недостоверные финансовые отчеты, искусственное завышение цен, тайные сговоры о ценах. Неэтичное поведение служащих может быть причиной неблаговидного поведения их руководителей.
Важное место в составе функции гуманизации занимают виды деятельности по формированию и развитию культуры фирмы, культуры управления. При этом исследуется влияние культуры общества на менеджмент и воздействие менеджмента на формирование корпоративной культуры управления (деятельности, поведения, общения). Под культурой понимаются вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой людей ценности, социальные нормы, установки, ритуалы, нормы поведения, заставляющие человека вести себя соответствующим образом. Культура общества проявляется в уровне культуры отдельных сфер социальной и хозяйственной деятельности.
Корпоративность как основная функция менеджмента заключает виды деятельности по формированию корпоративной системы целевой ориентации и целевой направленности, что обеспечивается через воспитание и убеждение, через осознание общности идей и интересов по формированию корпоративной культуры фирмы, ее социально-психологического климата. Данная функция предполагает деятельность как способ организации управления, при котором имеет место широкое участи персонала в творческих процессах разработки и принятия управленческих решений. Результатом данного вида деятельности должна стать социальная, экономическая и организационная общность коллектива, коллективный дух. Коммуникабельность и патриотизм, склонность к взаимопомощи и поддержке можно рассматривать как традиционно свойственные российскому менеджменту. В новых рыночных условиях эта функция, как и другие, будет активно развиваться.
Контроль как основная функция менеджмента объединяет виды управленческой деятельности, связанные с формированием информации о состоянии и функционировании объекта управления (учет), с анализом информации о процессах в производственно-хозяйственных системах и результатах деятельности (анализ), с работой по диагностике и оценке процессов развития и достижения целей, эффективности стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления9.
Функцию контроля, исходя из ее роли в процессе управления, называют функцией обратной связи менеджмента с объектом управления.
Таким образом, процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
Представители классической,
административной школы
управления, основатель Анри Файоль, раскрыли
содержание управленческой деятельности.
Изучение функций управления, одна из главных задач управления, так как любое их изменение приводит к изменению структуры управления.
Функция управления, это обособленный вид деятельности, которая объективно необходима для реализации целей функционирования. Это обособленный однородный вид деятельности, реализуемый путем принятия решений. При таком понимании функций управления они являются определяющими и при формировании структуры управления.
Глава 2. Основные теории процессного подхода
2.1. Процессный подход, Файоль о менеджменте
Процессуальный подход довольно часто называют классической, или административной, школой управления. Это, очевидно, можно объяснить следующим. Основоположником школы считают Анри Файоля, изложившего ее основные постулаты в книге «Основные черты промышленной администрации, предвидение, организация, распорядительство, координация, контроль». Ключевым в названии книги является слово администрация. Отсюда, возможно, и первоначальное название, административная школа в управлении. Но поскольку в своей работе Файоль рассматривал управление, как непрерывный процесс, состоящий из нескольких функций, его последователи стали называть все направление процессуальным подходом10.
В отличие от представителей школы научного менеджмента, занимавшихся повышением эффективности на уровне ниже управленческого, представители административной школы стали связывать эффективность с совершенствованием управления организацией в целом. Разделяя похожие цели, представители этих двух школ вместе с тем имели в виду различные объекты внимания для своего направленного воздействия на повышение эффективности предприятий. Это можно объяснить тем, что Тейлор и Ф. Гилбрет свою трудовую деятельность начинали в качестве рабочих, что, естественно, не могло не повлиять на их представления об управлении предприятиями. Представители же административной школы (процессного подхода), Файоль и его последователи, были руководителями больших предприятий или консультантами по управлению. Причины низкой эффективности они видели не столько в трудовых действиях и приемах рабочих, организации их труда и его стимулирования, сколько в структуре и содержании управления предприятием в целом.
Главный вклад Файоля в теорию управления заключается в том, что он представил управление как универсальный процесс, состоящий из пяти функций, и сформулировал принципы эффективного управления. Он, в частности, утверждал, что вся деятельность предприятия, направленная на повышение эффективности, на успех, может быть подразделена на следующие шесть групп, или сфер11:
В любом предпринимательстве, в большом или малом, как утверждает А. Файоль, всегда присутствуют эти шесть сфер деятельности. Не последнее место среди них занимает шестая группа, собственно управление. Именно для нее он и сформулировал свои принципы и функции.
Принципы управления А. Файоля: