Процессный подход к менеджменту

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:22, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы является анализ процессного подхода к менеджменту, особое внимание уделено рассмотрению функциям управления.
В рамках цели были поставлены следующие задачи:
 изучить основы процессного подхода;
 раскрыть сущность процессного подхода к менеджменту;
 охарактеризовать основные функции менеджмента;

Оглавление

Введение.…………………………………………………………………….
Глава 1. Основы процессного подхода…………………………………...
1.1. Сущность процессного подхода к менеджменту………………
1.2. Основные функции менеджмента………………………………
Глава 2. Основные теории процессного подхода………………………..
2.1. Процессный подход, Файоль о менеджменте………………….
2.2. Процессный подход к мотивации……………………………….
Заключение………………………………………………………………......
Список используемой литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

Процесный подход.doc

— 156.50 Кб (Скачать)


Тема: Процессный подход к менеджменту

 

Содержание

 

Введение.…………………………………………………………………….

3

Глава 1.

Основы процессного  подхода…………………………………...

5

1.1.

Сущность процессного  подхода к менеджменту………………

5

1.2.

Основные функции менеджмента………………………………

8

Глава 2.

Основные теории процессного подхода………………………..

15

2.1.

Процессный подход, Файоль о менеджменте………………….

15

2.2.

Процессный подход к  мотивации……………………………….

21

Заключение………………………………………………………………......

28

Список используемой литературы…………………………………………

30


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Менеджмент как наука  представляет собой весьма широкий  спектр разнообразных теорий, взглядов и суждений по поводу управления людьми в организациях, побуждения их к  эффективной и результативной деятельности по достижению их целей.

Начиная со второй половины XX века, значение управления усилилось многократно. Это объясняется многими причинами, в первую очередь невиданными темпами развития науки и техники, что привело к усложнению и увеличению масштабов производства. В итоге это не только усилило роль управления в координации производственных процессов, но и обусловило появление новых подходов к пониманию его сущности.

Широкое распространение  получил также процессный подход. Такой подход позволил придти к выводу, что управление следует рассматривать не в качестве какого-то единовременного действия, а как серию непрерывных, взаимосвязанных процессов, которые называются управленческими функциями. Они представляют собой внутреннюю содержательную организацию управления.

Процессный подход рассматривает функции управления взаимосвязанными. Управление представляется процессом. Работа по достижению целей с помощью других, не единственное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важным для успеха организации, называют управленческими функциями. Управленческая функция в отдельности представляет собой процесс потому, что состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является суммой всех функций.

Первоначальная разработка этой концепции принадлежит Анри Файолю, который утверждал, что существует пять исходных функций. По его словам «управлять означает предсказывать  и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».

В современной литературе выделяются следующие функции: планирование, организация, распорядительство или  командование, мотивация, руководство, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.

Мескон полагает, что  процесс управления состоит из функций  планирования, организации, мотивации, контроля. Эти четыре первичных функции  управления объединены связующими процессами коммуникаций и принятия решений.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что управление, рассматривается как процесс, как работа по достижению целей, как серия непрерывных и взаимосвязанных действий. Эти действия очень важны для успеха управления организацией. Процесс управления является общей суммой всех функций. Понимание процессного подхода очень важно для налаживания эффективных технологий управления.

Процессная модель организации  содержит совокупность процессов, участниками  которых являются все звенья и  элементы управления. Под процессом понимают совокупность различных видов деятельности, вместе создающих результат, имеющих ценность для самой организации.

Объектом курсовой работы является процесс управления.

Предмет: процессный подход к менеджменту.

Цель данной работы является анализ процессного подхода к менеджменту,  особое внимание уделено рассмотрению функциям управления.

В рамках цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить основы процессного подхода;
  • раскрыть сущность процессного подхода к менеджменту;
  • охарактеризовать основные функции менеджмента;
  • выделить основные теории процессного подхода.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, список используемой литературы.

Глава 1. Основы процессного подхода

 

1.1. Сущность процессного подхода к менеджменту

 

Известен ряд подходов к теории и практике управления. Выделяют четыре основных подхода. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

Раскрыть сущность и основные составляющие управленческой деятельности возможно основываясь на процессный методологический подход к менеджменту. 

Представители классической, административной школы  
управления, основатель  Анри Файоль, раскрыли содержание управленческой деятельности. Процесс управления ими был представлен как процесс реализации пяти функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль и руководство) и двух связующих процессов (принятие решений и коммуникации). Функции управления, представляющие обособленные виды управленческой деятельности, порождены разделением управленческого труда и объединяют однородные по характеру элементы управленческого воздействия1

Функция как категория  менеджмента характеризует существенный вид управленческой деятельности, или  объективно необходимый вид отношений между людьми, будучи проявлением сущности менеджмента. Как возможная область формирования управляющего воздействия функция менеджмента предполагает осуществление непрерывных взаимосвязанных между собой действий по выработке средств и методов воздействия и их реализации применительно к решению конкретной проблемы. Поэтому функция рассматривается как объективно необходимая область процесса управления, имеющего временную и пространственную определенность и конечного результативность.

Процесс управления, совокупность и непрерывная последовательность взаимосвязанных действий управленческих работников по реализации функций менеджмента, осуществляемых по особой технологии и направленных на достижение целей социально-экономической системы на основе применения управленческих принципов, методов и средств.

Изучение функций управления, одна из главных задач управления, так как любое их изменение приводит к изменению структуры управления. Выделение функций управления обусловлено многообразием управленческой деятельности и местом функций в цепочке: цель - функция - решение. Состав функций, следовательно, определяется реализуемыми целями, а состав решений, всей совокупностью функций управления. Таким образом, функция становится связанной с объектом управления и системой управления, являясь в то же время определенной стадией управления2.

Анализ современной  литературы и мировой практики менеджмента позволяет говорить о широком использовании функциональной концепции процесса управления. Несмотря на некоторое расхождение в названиях функций и в их составе, наблюдается устойчивая тенденция определять управленческий цикл через последовательность исходных функций менеджмента. Естественно, что содержание функций управления претерпело существенные изменения в сравнении и с работами А. Файоля и Г. Эмерсона в связи с кардинальными изменениями экономических отношений в рыночной экономике.

Концепция менеджмента  как процесса выполнения взаимосвязанных функций планирования, организации, мотивации, контроля, руководства объединила ряд теорий управления, в частности, школу научного управления, административную, классическую теорию, бихевиористскую школу, исследующую поведение людей исходя из развития потребностей и формирующую теорию мотивации. В дальнейшем развитии процессная модель менеджмента уточнялась и расширялась, углублялась вследствие применения к менеджменту методологии системного и ситуационного подходов, социологических исследований, экономико-математических методов и моделирования.

Как системообразующий  фактор функция менеджмента теснейшим образом связана с социально-экономическими условиями функционирования и развития организаций. Поэтому содержание функций менеджмента многогранно.

Современные условия формирования в России рыночных отношений в  экономике и менеджменте обусловливают потребность в классификации функций менеджмента, установление их связей и взаимозависимостей. Признаками выделения функций менеджмента, могут стать методологические, исследовательские критерии менеджмента: менеджмент как воздействие; как процесс выработки и реализации решения; как система управления; как управление воспроизводственным процессом и развитием; как профессиональная деятельность3.

Суть концепции классификации  функций, в содержании  взаимосвязей функций менеджмента и механизмов этой взаимосвязи, что позволяет не только представить весь функциональный спектр менеджмента, но и сделать важные методологические предложения.

Любое управленческое решение следует обосновывать с позиций системы менеджмента и с учетом всех его аспектов (воздействия, процесса управления, профессионализации, воспроизводства и развития). Поскольку содержание проблем обусловлено преимущественно объектом, при обосновании управленческих решений обычно описывается объект до и после реализации решения,  по мнению автора этого подхода, учитывая многоаспектность управленческой деятельности, при обосновании управленческих; решений моделируется и управленческая деятельность как процесс выработки и реализации решений с учетом влияния на другие аспекты управления. Например, если принимается решение, об изменении номенклатуры изделий, обоснование касается не, только всех аспектов производственной деятельности, но и изменения всех функций управления.

Существует несколько подходов к классификациям функций управления.

 

1.2. Основные функции менеджмента

 

Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры и масштаба категории, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общие результаты социально-экономической системы4.

Каждая из основных функций  выступает критерием выделения функционального менеджмента как самостоятельного процесса и системы управления. Можно говорить о целевом, стратегическом, мотивационном, корпоративном менеджменте. В то же время весь комплекс основных функций дает системное представление о процессах управления любой социальной и социально-экономической системой.

В рамках каждой основной функции можно определить приоритетные средства воздействия, которые наиболее часто используются менеджерами  в процессах управления. Состав приоритетных средств воздействия выбирается менеджером в зависимости от конкретной ситуации, поэтому в таблице приводится лишь основной их состав.   

Целеполагание как основная функция менеджмента ориентирует социально-экономическую систему во времени и в пространстве. Ее основное назначение заключается в постановке, определении и формулировании целей управления в соответствии с потребностью народного хозяйства и общества в производимой организацией продукции, в обосновании ресурсообеспеченности целей и реализуемости в соответствии с имеющимся потенциалом (персонала, технологии, организации, информации). Цели производственно-хозяйственной организации должны соответствовать реальной потребности в ее продукции. Также реальной должна быть и стратегия ее достижения.

Стратегополагание как основная функция менеджмента ориентирует производственно-хозяйственную систему на приоритеты в средствах и методах достижения ее миссии и целей5.

Так, стратегией перехода российской экономики на рыночные отношения хозяйствования выступает ее кардинальная перестройка, формирование многоукладной экономики, ориентированной на потребителя в лице населения страны, на его спрос и доходы, на обеспечение уровня жизни, соответствующего развитию производительных сил, а также обеспечение социальной и правовой защищенности населения страны.

Основная задача менеджеров, добиваться реальных конечных результатов деятельности организации в данной конкретной ситуации. Поэтому уяснение целей организации, ее персонала, а также своих целей и дает возможность менеджеру определить или уточнить исходные стратегические позиции, выявить сильные стороны организации и эффективно их использовать. Таким образом, цели и стратегии их достижение, тесным образом взаимосвязаны, корректировка или уточнение одной из данных категорий сразу же непосредственно отразится на другой. В процессе управления осуществляется постоянный процесс их согласования, определения их соответствия.

Стратегия управления рассматривается  в условиях рыночных отношений как  мощный управленческий инструмент, с помощью которого современная организация противостоит изменяющимся условиям внешней и внутренней среды организации. Различают стратегию предпринимательского типа, направленную на реализацию изменяющихся условий внешней среды, И стратегию рационализаторского типа, направленную на реализацию внутренних факторов. Стратегия бизнеса дает ответы наследующие вопросы: какие виды продукции изготовлять, куда и кому сбывать, какие технологии разрабатывать, каким образом добиться конкурентного преимущества. Стратегия управления вырабатывается, как правило, на длительный период. Для  менеджеров важно правильно провести анализ, оценку развития и выбрать приоритетные стратегии как по каждой из сфер: деятельности, так и в целом для производственно-хозяйственной системы.

Информация о работе Процессный подход к менеджменту