Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2015 в 16:57, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть процесс организации проведения деловых совещаний.
В соответствии с поставленной целью задачами курсовой работы являются:
рассмотрение сущности и особенностей делового совещания;
изучение технологии проведения деловых совещаний;
рассмотрение отечественного и зарубежного опыта организации и проведения деловых совещаний;
Так же в США практикуется метод повышения эффективности совещаний, который заключается в том, что на совещание приходит серьезный человек в деловом костюме с портфелем. Он занимает одно из свободных мест и больше ничего не делает и не говорит. Никто не представляет его и не объясняет ситуацию. В течение некоторого времени молчат и окружающие, ожидая услышать стандартные речи о перспективах. В результате, через определенный период, сотрудники сами проявляют инициативу и начинают обсуждать свои насущные вопросы, но присутствие такого важного и загадочного человека мобилизует их и задает строгий, официальный тон [14].
Многие совещания занимают слишком много времени. В США, чтобы сократить время совещаний, на электронном табло показывается стоимость длительности совещания по минутам [9].
В США сейчас еще применяют телевизионные совещания, использующие внутриучрежденческие телевизионные сети. Качество решений, полученных на телесовещаниях, во много раз выше, чем на обычных, за счет предельной достоверности происходящего, общения «глаза в глаза» (крупные и средние планы позволяют детально анализировать психическое состояние участника), быстрoгo предъявления на экране нужных документов, материалов, а также видеокадров производственных предприятий [1, с. 36].
Анализируя отечественный и зарубежный опыт проведения делового совещания, мы выяснили, что в каждой стране существуют свои особенности в его проведении, что обусловлено традициями и обычаями делового общения.
2 ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОБЛЕМНОГО СОВЕЩАНИЙ
2.1 Модель подготовки
и проведения проблемного
Проблемные совещания относятся к тому типу встреч, на которых решение предстоит выработать. По этой причине они более всего располагают к применению техник, помогающих эффективно использовать дорогое «совещательное» время. Поговорим о данном типе совещаний подробнее.
Несмотря на то, что проблемные совещания часто созываются по «горящим» вопросам, требующим быстрого решения, руководителю не стоит игнорировать подготовку данного мероприятия. Времени должно быть достаточно для того, чтобы:
Приведем пример целей совещания. Так, при появлении у компании проблем с продажами продукции определенной торговой марки цели совещания могут быть сформулированы в двух вариантах:
1. Обсуждение мероприятий по
повышению привлекательности
2. Анализ причин падения спроса
на рассматриваемую категорию
продукции и принятие плана
мероприятий по повышению
Первый вариант предполагает, что по окончании совещания участники могут констатировать факт: обсудили проблему. Формально цель достигнута, но что делать дальше? Таким образом, цель совещания лучше формулировать в терминах результата. Обсуждение плана - процесс, а итог совещания - это принятие плана как комплекса определенных мероприятий, направленных на повышение привлекательности торговой марки (второй вариант).
После того как цель четко сформулирована в терминах результата, к которому сотрудники должны прийти в конце совещания, руководитель определяет состав участников, выбирая тех, чья квалификация, опыт и склад ума (созидательный) позволят решить проблему. Необходимость присутствия того или иного специалиста обусловливается целью совещания, и часто главным считается наличие у работников соответствующих знаний, творческой жилки, вариативности мышления. Однако в некоторых крупных компаниях на совещаниях не могут присутствовать сотрудники, чей уровень должности ниже ранга основных участников (менеджеров высшего звена). Выход из такой ситуации - приглашение нужных специалистов не на все время совещания, а на отдельные его части.
После определения состава участников совещания выбирается место его проведения и время. Обычно назначающий встречу, руководитель предпочитает в качестве места собственный кабинет, что позволяет ему быть хозяином положения. Если предполагается большое число участников, лучше зарезервировать переговорную комнату. Для проведения крупных совещаний с участием представителей филиалов иногда арендуются конференц-залы. Время выбирается с учетом бизнес-процессов организации, если только обсуждение не вызвано форс-мажорными обстоятельствами. Например, в московской компании, большинство клиентов которой - предприятия Западной Сибири, принято проводить внутренние мероприятия во второй половине дня, когда у клиентов рабочий день уже закончился. Иногда руководитель задает временные рамки и сообщает об этом секретарю, а тот согласовывает время начала совещания со всеми участниками и, конкретизировав его, докладывает начальнику. Так, в крупных компаниях «компромиссным» временем зачастую оказывается суббота.
Чтобы совещание не превратилось в долгий неконтролируемый процесс, необходимо продумать его структуру и задать временные рамки для основных докладов и обсуждений. При этом стоит учесть, что даже при наличии четкого регламента такие мероприятия обычно затягиваются, и встреча, рассчитанная на час, может длиться полтора.
Оповестить участников и разослать необходимые материалы лучше заранее, что позволит сотрудникам не только подготовиться к встрече и быть «в теме», но и набросать свой вариант решения проблемы. Обязательно нужно сообщить людям о необходимости быть готовыми активно высказывать свои идеи и участвовать в формировании решения. Это позволит существенно сократить время совещания. Оповестить персонал можно разными способами: по электронной почте, в бумажном виде через секретариат под роспись, по телефону, в виде телефонограммы и даже по ICQ. Но основная информативная часть обычно выглядит одинаково. (Примерный формат повестки приведен в прил. Б)
Следующий шаг - выбор человека, который следил бы за последовательностью и продолжительностью выступлений и обсуждений, не позволяя серьезному мeроприятию превратиться в «базар» или, что еще хуже, стать поводом для плетения интриг или решения личных проблем очередного «говоруна». Руководитель может делегировать эту обязанность секретарю совещания или модератору.
Совещание, так же, как и его подготовку, можно разделить на несколько этапов:
В России встречи часто начинаются с терпеливого ожидания опаздывающих, которых собравшиеся пытаются поторопить дополнительными телефонными звонками. Такая ситуация, конечно, не способствует решению вопроса, поэтому ее по возможности следует исправить. Чтобы люди стали более дисциплинированными, и уже на следующей встрече опоздавших стало в разы меньше, достаточно лишь один раз никого не ждать и начать обсуждение вовремя. Грозный взгляд руководителя на очередного опоздавшего и показательное прерывание докладчика – хороший стимул для того, чтобы в следующий раз не создавать самому себе неловкой ситуации.
Ещe при подготовке совещания начальник
выбирает методы его проведения: доклад,
дискуссия, мозговой штурм, групповое
интервью, обмен мнениями. Послe приветствий
и краткого напоминания темы встречи одному
из присутствующих (чаще всего секретарю)
поручается вести протокол. Даже если
нет возможности строго соблюдать формальности
в этом отношении, кто-либо из присутствующих
обязательно должен фиксировать все значимые
моменты (кем и какие предложения выдвинуты,
принятые решения, фамилии ответственных,
сроки). Эти записи в дальнейшем будут
оформлены в протокол и приказ для контроля
исполнения принятых решений. Пoрядок
ведения протокола определен ГОСТом Р
6.30-2003 «Унифицированные системы документации.
Унифицированная система организационно-
Центральное место на встрече уделяется основному докладу. От него зависит, «проснутся» ли участники для активной работы на совещании или, наоборот, «заснут». Хорошим можно считать того докладчика, который сумеет сделать свое сообщение ярким, логичным, заостряющим внимание на основных аспектах темы, по которой должно быть принято решение. Оптимальная длительность выступления -7-10 минут, далее внимание слушателей начинает рассеиваться.
Если собрание хорошо подготовлено и участники заранее просмотрели разосланные материалы, то основной доклад сводится к двухминутному вступительному слову, а само мероприятие посвящается обсуждению проблемы и выработке вариантов решения. Обычно это самая емкая по времени и насыщенная в эмоциональном плане часть совещания. Зная особенность данного процесса, важно строго следить за тем, чтобы он не вышел из-под контроля.
Именно во время выработки решения руководителю или ведущему предоставляется возможность блеснуть знанием современных технологий менеджмента. Процесс требует высокой активности всех участников, однако не секрет, что некоторые люди опасаются высказывать свое мнение из-за боязни негативной оценки коллег. Oдин из методов, позволяющий добиться независимых суждений сотрудников, - мозговой штурм. Он дaет возможность выслушать всe предложения, даже самые невероятные, стимулировать и «поймать» инновационную идею. Подъем творческой активности происходит благодаря тому, что свои мысли высказывает каждый участник, что не дaeт «зациклиться» на предложениях одного-двух человек. И тем, кто привык отмалчиваться, в этот раз не удастся уйти от ответа, придется включаться в процесс генерирования идей. Следовательно, руководитель или ведущий вовлекает в работу и обеспечивает активность всех присутствующих на встрече.
Приведем краткое описание метода:
1. Каждому участнику совещания дается время на подготовку предложения (5-7 мин).
2. Сотрудники по очереди выдвигают по одной своей идее (без деталей и обоснования).
3. Если у участника несколько предложений, то озвучить следующее он может, только когда до него дойдет очередь по второму кругу.
4. Критика запрещена! За этим строго следит ведущий.
5. Приветствуются даже абсурдные идеи.
6. Ведущий фиксирует все
После продуктивного обсуждения наступает время принять решение. Данный этап во многом определяется стилем руководителя и тем, как в компании распределяется ответственность. Начальник может сделать это авторитарно за несколько минут или же «демократично» объявить голосование. В любом случае необходимо помнить простую истину: компромиссное решение, устраивающее всех, редко бывает правильным. И после его озвучивания могут остаться люди, недовольные им. Профессиональный менеджер обязательно почувствует этот момент и постарается нейтрализовать возникшее недовольство.
Чтoбы совещание не оказалось встречей по принципу «поговорили и разошлись», неoбходимо организовать исполнение принятых решений. Для этого в заключительной части встречи их еще раз проговаривают, назначают ответственных за исполнение и сроки, в которые работа должна быть закончена. Все это фиксируется в протоколе.
Руководителю свойственно прибегать к маленьким хитростям в управлении людьми. Одна из них - оставлять раздачу самых неприятных поручений на заключительные минуты совещания. Такой подход имеет объяснение: люди устали, хотят разойтись и готовы согласиться на любое задание.
Заканчивать совещание лучше благодарностью коллегам за участие и легкой шуткой. Это снимает напряжение и заряжает участников оптимизмом, создает у них ощущение причастности к происходящему, чувство согласия с решениями, принятыми на совещании.
После завершения встречи нужно, не откладывая, подготовить и разослать всем участникам протокол, в котором описаны решения, ответственные и сроки исполнения. На основании этого документа секретарь готовит соответствующий приказ или распоряжение, после чего знакомит всех с ним под роспись. Если период исполнения решения достаточно продолжителен, скажем, 1-2 месяца, следует расставить промежуточные точки контроля. Например, поручить ответственным лицам в указанные дни и часы направлять руководителю отчеты о состоянии дел. По истечении срока необходимо подвести итоги, собрав совещание, желательно в том же составе, продумав поощрение или, наоборот, наказание - в зависимости от успехов или провалов [13].
2.2 Методика оценки
эффективности деловых
Желательным финалом совещания является общая оценка эффективности этой деловой встречи. Ведь очень важно для руководителя создавать у своих сотрудников оптимистической настрой на будущее, хорошее видение перспектив совместной деятельности.
В целях самокорректировки своих действий и повышения мастерства управленческого общения руководителю имеет смысл определять «цену совещания» по слeедующей формуле:
,
где С – стоимость совещания, руб.;
N – число участников;
Т – длительность совещания, ч;
Зср – среднемесячная зарплата участников;
Тр.ср. – среднее число рабочих часов в месяц;
1 – коэффициент скрытых потерь,
связанных с участием в
Весьма несложные расчеты позволяют получить искомую величину, которая своим значением часто неприятно удивляет руководителя.
В целом, необходимо руководствоваться мудрым законом Оулда и Кана: «Эффективность совещания обратно пропорциональна числу участников и затраченному времени» [8, с. 103-104].
Информация о работе Процесс организации проведения деловых совещаний