Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:00, курсовая работа
На сегодняшний день интерес к вопросам управления человеческими ресурсами в условиях рыночной экономики достаточно высок. Успешную деятельность организации определяют люди, которые в ней работают, и вследствие этого в современной системе управления организацией отдельно рассматривается та сфера деятельности, которая связана с управлением человеческими ресурсами или персоналом.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Сущность и виды отбора персонала………………………………………...6
1.1 Собеседование (интервьюирование)………………………………....7
1.2 Результаты собеседования……………………………………………11
1.3 Работа с рекомендациями………………………………………...…..13
2. Основные методы отбора персонала в туристической фирме …………...15
2.1. Особенности туристских организаций…………………………..….15
2.2 Анализ анкет…………………………………………………………..15
2.3 Психологическое тестирование…………………………………..….17
2.4 Тестирование на полиграфе……………………………………….…19
2.5 Ролевые игры……………………………………………………….....21
2.6 Центр оценки (Assessment-Center)……………………………..….…21
2.7 Домашнее эссе…………………………………………………….…..24
3. Проблемы профессионального отбора персонала ……………………..…26
3.1 Критерии отбора персонала в туристской фирме «Жираф»…...…..26
3.2 Услуги консалтинговой компании…………………………………..29
Заключение……………………………………………………………………....35
Список использованной литературы……………………………………
2. Информирование его о фирме и преимуществах работы в ней,
обязанностях, возможных трудностях.
3. Выяснение интересов и ожиданий обеих сторон, возможности
нахождения согласия между ними.
4. Предоставление претенденту возможности самому оценить,
действительно ли он хочет получить данную работу.
Результаты ознакомительного собеседования с кандидатами в «Жираф» обычно позволяют отсеять сразу же до 80 - 90% этих лиц, а для оставшихся выбрать наиболее подходящие способы дальнейшей проверки и изучения психологических и профессиональных качеств, их пригодности выполнять соответствующую работу. Целевые собеседования дают возможность оценить интеллект, профессионализм, эрудицию, сообразительность, прилежание, реакцию, открытость новому, наблюдательность, любознательность, инициативность, энтузиазм, благоразумие, честность, причины оставления прежнего места, сноровистость. В общем, кроме собеседований, которые практикуются в туристской фирме «Жираф», информацию о претенденте так же можно получить при помощи специального анализа и проверки автобиографий, характеристик, рекомендаций с последнего места работы. Но в целом их достоверность весьма невысока (как свидетельствует западный опыт, 25% характеристик и рекомендательных писем - ложные). Поэтому часто их содержание мало кого интересует: главное - общий вывод, а то и просто сам факт наличия. Кроме того, они содержат формацию преимущественно о прошлом кандидата, а не о его настоящих и перспективных возможностях. Некоторые возможные методы отбора персонала представлены Приложении 3.
Как видно в Приложении 3, далеко не все методы отбора персонала являются эффективными. Тем не менее, нужно отметить, что достаточно надежным способом проверки является тестирование, которое предназначается как для отбора лучших кандидатов, так и для отсева слабых. С помощью тестов можно оценить: скорость и точность выполнения работы, устойчивость внимания, аналитичность мышления, аккуратность, зрительную память, умение быстро ориентироваться, усидчивость, исполнительность, интерес к работе, умение общаться с людьми, личные склонности. Преимущества тестирования заключаются в оценке современного состояния кандидата с учетом особенностей организации и его будущей деятельности Завершающим этапом процесса отбора является собеседование с линейным руководителем, который с помощью специалиста по персоналу на основе сопоставления различных кандидатов выбирает наиболее подходящего из них. Такое собеседование проводится обычно с группой лучших претендентов (2-3 человека на каждую должность), направляемых кадровыми службами. Здесь и происходит окончательное решение судьбы претендента. Конечно, вряд ли можно найти идеального кандидата. Поэтому требования к должности должны быть реалистичными и допускать определенную степень гибкости.
В современном мире многие руководители в вопросах отбора персонала предпочитают обращаться за помощью в консалтинговые фирмы.
Круг проблем, решаемых консалтингом, весьма широк, кроме того, специализация компаний, предоставляющих консалтинговые услуги, может быть различной: от узкой, ограничивающейся каким-либо одним направлением консалтинговых услуг (например, стратегия, экология, организация труда, инвестиции, кадровая политика, финансы, налоги), до самой широкой, охватывающей полный спектр услуг в этой области. Соответственно, каждый поставщик консалтинговых услуг вкладывает в понятие консалтинга собственный смысл.
Консалтинг решает вопросы управленческой, экономической, финансовой, инвестиционной деятельности организаций, стратегического планирования, оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса, исследования и прогнозирования рынков сбыта, движения цен. Иными словами, консалтинг — это любая помощь в решении той или иной проблемы, оказываемая внешними консультантами.
Основная цель консалтинга заключается в улучшении качества руководства, повышении эффективности деятельности компании в целом и увеличении индивидуальной производительности труда каждого работника[25].
В последнее время, наиболее востребованной услугой консалтинговых компаний является построение грамотной системы отбора персонала в организации.
Цель этого вида кадрового консалтинга состоит в совершенствовании используемых в организации методов и механизмов подбора - отбора при поиске и найме сотрудников. В результате строится наиболее эффективная для данной компании системы подбора - отбора персонала при поиске и найме сотрудников и увеличивается продолжительность среднего времени работы сотрудника в компании[26].
В результате проведенного консалтинга:
оптимизируется стоимость подбора и найма персонала;
сокращается время поиска персонала;
улучшается качество отбора кандидатов;
повышается стабильность бизнеса за счет отбора лояльных ценностям компании сотрудников;
уменьшаются расходы на обучение персонала за счет увеличения среднего срока работы сотрудника в организации;
повышается уровень, профессионализм и компетентность персонала компании в целом за счет увеличения стажа работы сотрудника в организации.
В процессе осуществления консалтинга на первом этапе:
определяются цели набора персонала;
изучаются используемые методы и инструменты, процедуры тестирования;
изучается ситуация на кадровом рынке с учетом специфики деятельности компании.
На втором этапе консалтинга:
оптимизируются существующие или вырабатываются новые технологии (методы и инструменты) подбора - отбора персонала при поиске и найме сотрудников;
описывается процедура и общие правила системы подбора - отбора персонала;
проводится анализ существующих должностей в компании;
описываются должности для HR-специалистов (модели компетенций для конкретной должности);
формулируются требования к кандидатам: должностные обязанности, личностные характеристики и т.д.;
формируются принципы расстановки и движения персонала, создается система кадрового резерва;
определяются принципы индивидуального планирования карьеры;
формируется пакет документов для эффективного функционирования системы подбора - отбора персонала и HR-департамента как структуры.
Третий этап:
сопровождение процесса внедрения системы подбора - отбора персонала;
изучение результатов, анализ и оценка результатов.
Общий результат проведенного консультирования состоит в создании системы подбора, отбора, поиска и найма персонала, соответствующей задачам компании, особенностям отрасли и специфике ситуации на кадровом рынке.
Однако, услуги консалтинговой компании стоят дорого. Сегодня, в условиях кризиса, многие руководители деловых организаций, отказываются от такого рода услуг. В ноябре-декабре 2008 года спрос на услуги рекрутинга упал на 60-70%. Заказчики значительно сократили либо вообще заморозили расходы на подбор персонала. Некоторый всплеск на рынке был во второй половине января. Бизнес-сектор перешел в следующий календарный год, у компаний запланированы бюджеты на рекрутинг, хотя и значительно меньшие, чем в прошлом году. В феврале ситуация не изменилась. В марте опять ухудшилась.
Затраты на персонал — естественная и наиболее значимая затратная статья любой организации. Являясь, по сути, постоянными расходами, они могут составлять от 10 % (для высокотехнологичных производств) до 90 % (у консалтинговых и сервисных компаний) от общих затрат предприятия. Именно поэтому, не только во время финансового кризиса, но и в благоприятных экономических условиях, одной из первостепенных задач, стоящих перед высшим руководством компании является оптимизация затрат на персонал.
Сегодня в распоряжении топ-менеджера есть широкий арсенал инструментария, позволяющий выстроить кадровое обеспечение деятельности компании наиболее оптимальным с точки зрения качества, стоимости, контроля и существующих рисков образом. К самым распространенным сегодня можно отнести: наем в штат (рекрутмент), лизинг персонала, и передача отдельных бизнес-функций в аутсорсинг. Главным отличием перечисленных способов кадрового обеспечения является перечень функций, которые приходится осуществлять непосредственному работодателю.
В случае найма — задача по поиску, оценке и отбору может лежать как на самом работодателе, так и быть передана специализированному кадровому (рекрутинговому) агентству. При этом работодатель оформляет подобранных специалистов к себе в штат, выполняет всю связанную с таким оформлением административную работу, осуществляет управление персоналом, контролирует качество выполняемой им работы.
При оформлении работника в лизинг (также может упоминаться как аутстаффинг или вывод персонала за штат организации) — услуга предоставляемая специализированными агентствами — поиск и подбор специалиста ложится на плечи лизинговой компании. Она же нанимает его, оформляя в свой штат и предоставляет работодателю для выполнения его задач. В этом случае работодатель сохраняет за собой функцию управления и контроля над качеством выполняемой работы, но лизинговая компания берет на себя всю административную работу в отношении переданного в лизинг специалиста. По прошествии времени, у работодателя есть возможность перевести понравившегося сотрудника в свой штат, выплатив лизинговой компании согласованное вознаграждение, как правило, эквивалентное стоимости услуги поиска и подбора такого специалиста через кадровое агентство.
Услуга по предоставлению временного персонала очень схожа с услугой лизинга персонала и характеризуется главным образом краткосрочным характером ее предоставления. Наиболее распространенным случаем ее применения является временная замена заболевшего или ушедшего в отпуск штатного секретаря, бухгалтера, ит-специалиста и др.
И, наконец, аутсорсинг — услуга при которой аутсорсинговая компания не только предоставляет своего работника для выполнения необходимой вам функции, но и принимает на себя всю ответственность за поиск, подбор, оценку и профессиональное развитие специалиста, а также за контроль над качеством выполняемой им работы. Она же нанимает его в штат и выполняет в отношении него всю административную работу.
Аутсорсинг — процесс передачи существующих бизнес-функций внешнему исполнителю[27].
К числу наиболее популярных услуг аутсорсинга администрирования бизнеса сегодня можно отнести: аутсорсинг бухгалтерского и налогового учета, подготовка управленческой и финансовой отчетности по международным стандартам (МСФО), аутсорсинг расчета и выплаты заработной платы, аутсорсинг кадрового учета и делопроизводства, аутсорсинг юридической поддержки, сопровождения, а также ряд других задач, для выполнения которых компаниям традиционно приходилось и приходится создавать собственные внутренние службы, набирать собственных работников в штат, не редко осуществляя значительные инвестиции в их профессиональное развитие и управление.
Являясь достаточно новой заимствованной у запада технологией, наибольшее распространение аутсорсинг бизнес-процессов приобрел прежде всего в крупных городах, в Москве и Санкт Петербурге. Но уже сегодня он приобретает все большую популярность и развитие в других городах и регионах России.
Рассмотрев тему «Проблемы профессионального отбора персонала» можно сделать следующие выводы.
Отбор персонала - это процесс изучения психологических и профессиональных качеств работника с целью установления его пригодности для выполнения обязанностей на определенном рабочем месте или должности и выбора из совокупности претендентов наиболее подходящего с учетом соответствия его квалификации, специальности, личных качеств и способностей характеру деятельности, интересам организации и его самого.
Отбор персонала необходимо отличать от подбора персонала. В процессе отбора происходит поиск людей на определенные должности с учетом установленных требований социального института, видов деятельности. При подборе - осуществляется поиск, идентификация требований различных должностей, видов деятельности под известные возможности человека, накопленный им профессиональный опыт, стаж и способности.
Процесс отбора является многоэтапным. Основные этапы - это: предварительная отборочная беседа; заполнение заявлений и анкеты; собеседование с менеджером по найму; тестирование; проверка рекомендаций и послужного списка; медицинский осмотр.
Управление персоналом - неотъемлемая часть работы каждого менеджера. Является ли он генеральным руководителем, менеджером среднего звена или президентом, является ли он начальником производства, коммерческим менеджером, офис - менеджером, администратором больницы или начальником отдела кадров, получать результаты от людей - вот главная цель.
В отбор входит часть процесса найма персонала, которая выделяет одного или нескольких кандидатов из общего числа. В пример можно привести поступление юношей и девушек в высшие учебные заведения. С ними проводят отбор и по результатам молодые люди, показавшие себя с лучшей стороны и набравшие высокие баллы на конкурсном отборе становятся студентами.
Таким образом, можно сделать вывод:
1. В условиях рыночной конкуренции качество персонала стало главнейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение российских предприятий и организаций.
Информация о работе Проблемы профессионального отбора персонала