Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 14:57, контрольная работа
Несмотря на наличие почти сотни различных подходов к проблеме мотивации и более, чем 100-летнюю историю ее разработки решение всех вопросов еще не найдено. Основные же устоявшиеся и проверенные не только теорией и экспериментами, но и самой жизнью, подходы определились. И хотя общепризнанно, что допущения, заложенные в первоначальных концепциях мотивации, не совсем верны, понять их очень важно.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..………….....…...3
1. Понятие и роль функции мотивации в менеджменте……………….….4
2. Формирование мотивационного механизма управления………………7
3. Эффективность стимулирования работы на предприятии……………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...18
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..……
1. Понятие и роль
функции мотивации в
2. Формирование мотивационного механизма управления………………7
3. Эффективность стимулирования работы на предприятии……………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Попытки объяснить поведение людей и обеспечить эффективную мотивацию
предпринимались давно. Под тем или иным названием с разных позиций
обсуждалось то, что сегодня называется проблемой мотивации — активизация,
стимулирование, управление и реализация целенаправленного поведения.
Несмотря на наличие почти сотни различных подходов к проблеме
мотивации и более, чем 100-летнюю историю ее разработки решение всех
вопросов еще не найдено. Основные же устоявшиеся и проверенные не только
теорией и экспериментами, но и самой жизнью, подходы определились. И хотя
общепризнанно, что допущения, заложенные в первоначальных концепциях
мотивации, не совсем верны, понять их очень важно. Ведь и в давние времена
люди, часто неверно понимая свое поведение и поведение других, выработали
множество эффективных приемов воздействия, которые и сегодня успешно
используются в менеджменте. Многие из них укоренились в нашей культуре, и
безусловно, встречаются практически каждому из нас.
Люди, являющиеся подчиненными в современных организациях, обычно
гораздо более образованы и обеспечены, чем в прошлом. Поэтому их мотивы
трудовой деятельности окажутся более сложными и трудными для воздействия,
если не понять хотя бы что-то в природе мотивации.
если не понять хотя бы что-то в природе мотивации.
Мотивация, в свою очередь, играет очень важное значение в системе
управления производством, персоналом и способствует повышению эффективности
деятельности кадрового персонала, что непосредственно сказывается и на
конечных результатах
Таким образом, цель данного реферата состоит в обосновании сущности и
содержания функции мотивации и исследовании ее влияния на эффективность
управления.
1. Понятие и роль функции мотивации в менеджменте
Доминирующая функция менеджмента включает влияние на других для того,
чтобы побудить исполнителей осуществлять работу в направлении достижения
намеченных целей. Важным аспектом этой функции есть мотивация, большой
интерес к которой вызван повышением роли субъективных факторов в
общественном производстве, осложнением условий трудовой и позатрудовой
деятельности, обогащением и развитием самой личности.
Мотивация — это процесс побуждения человека или группы людей к
достижению целей организации, включающий в себя мотивы, интересы,
потребности, увлечение, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и
т.п. В широком понимании мотивация иногда определяется как детерминация
поведения вообще.
В процессе у людей целеустремленно формируется заинтересованное
отношение к работе и ее результатам, поскольку мотивация усиливает
желательное поведение человека, дает направление поведения и основывается
на внутренних и внешних факторах или на мотивах и стимулах.
Мотив — это
осознанная побуждающая
то действию или поступку. Мотив есть субъективным явлением, осознанием
поступков, которые в конечном итоге превращаются в постановку цели, что
побуждает человека к действию вследствие трансформации внешнего
побуждающего фактора (стимула) и его осознание индивидом.
К мотивам относится комплекс побуждений, которые действуют с полной
силой на протяжении продолжительного периода времени, а также обязанность,
стремление выполнить порученную задачу, предоставлять помощь коллеге и
т.п..
Большую группу мотивов составляют побуждения, которые стимулируются
самым содержанием трудового процесса: чувство удовлетворения от творческого
напряжения сил, эстетичное удовлетворение от хорошо сделанной вещи и др.—
то есть содержательные мотивы работы. Механизм действия подобных факторов,
раскрывается в теории "В" Мак-Грегора.
Стимул также рассматривается как побуждение к действию, побуждающая
причина поведения. Но, в отличие от мотива, побуждение вызывается внешними
факторами, которые делятся на материальные (вознаграждения за работу) и
моральные стимулы: Признание заслуг индивида, справедливое отношение к
нему, создание у человека чувства личной причастности к успехам
организации, творческие, психологические и др.
Следует отметить, что моральные стимулы могут вызвать и отрицательные
следствия: карьеризм, корыстолюбие и т.п. В то же время материальные
стимулы могут порождать высоконравственные побуждения, желание работать
больше, качественнее, предоставлять помощь другим.
Дело в том, что у разных людей в разном соотношении находятся
подвижные силы и регуляторы поведения: 1) инстинкт; 2) интересы; 3)
потребности.
Инстинкт представляет собой первую, низшую форму побуждения человека к
действию.
Интересы — это выборочное отношение личности к определенному объекту,
целенаправленное стремление, потребность, которые вызваны совокупностью
социально-экономических
Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. При
углублении и утверждении интересов, они могут стать стойкими потребностями.
Потребности — это необходимость (нужда), которую ощущает человек в
определенных условиях жизни и развития. Осознаваясь, они проявляются в
форме мотивов поведения человеческой личности, социальной группы, общества
в целом.
Эффективно управлять можно лишь при таких условиях, если являются
четкие представления о
его позицию, ценностную ориентацию и т.п. Но следует иметь в виду, что
человек не всегда сознает свои побуждения (целые, потребности, идеалы,
направленность своей личности и т.п.). Человек не всегда хорошо знает себя
Человек не всегда хорошо знает себя
и не в возможности давать себе точную самооценку.
Фактором мотивации прежде всего выступает система стимулирования
работы, насколько используются принципы социальной справедливости и
эквивалентности вознаграждений трудовому вкладу, также обязательность
компенсации материальных затрат, допущенных работником по небрежности.
Высокая роль индивидуальных мер материального и морального стимулирования к
высокопроизводительной работе: установление уровня денежного
вознаграждения, тарифных ставок, доплат, премий, повышение
профессионального разряда, поручение сложных и ответственных задач,
командировка на обучение за счет предприятия и др.
В условиях экономического кризиса и нестабильности, в особенности,
важное значение приобретает организационный фактор мотивации: обеспечение
порядка, дисциплины работы и ответственности, четкости рабочего ритма, а
также эргономичность, гигиеничность, эстетичность и экологичность трудовых
процессов.
Ныне мотивация играет решающую роль в обеспечении высокоэффективной
деятельности человека в любой сфере. Так, исследование американских
экономистов не обнаружили важной связи между способностью ученых и их
достижениями. Разницу между
зарекомендовали себя выдающимися успехами, авторы относят, прежде всего, на
счет мотивации, а не на фактор особой умственной одаренности.
Это утверждение заслуживает внимания потому, что в условиях научно-
технической революции деятельность многих работников и, прежде всего,
менеджеров за многими характеристиками близкая к работе ученого. Поэтому
создание и внедрение научно-обоснованной системы мотивации может
рассматриваться как важное условие активизации человеческого фактора.
2. Формирование мотивационного
В процессе мотивирования приходится считаться с объективными
факторами, (которые образовывают независимые от субъекта предпосылки его
деятельности) и субъективными (которые связаны с идеальной переработкой
внешних условий в сознании и психике людей). Факторы объективного характера
рассматриваются как сфера внешних побуждений к деятельности (стимулы), а
объективные — как основа внутренних побуждений (мотивов).
Мотивирование включает в себя материальные и нематериальные
побуждения, которые основываются как на целенаправленном формировании
мотивов работы, так и на использовании уже имеющихся мотивов. В процессе
мотивирования должно регулироваться много экономических, организационно-
правовых, социально-психологических, технологических и других факторов с
таким расчетом, чтобы деятельность работников осуществлялась в желательном
направлении. При условии правильных действий со стороны руководства можно
активизировать личность, ее интеллектуальную, эмоциональную и волевую
сферы, обеспечить реализацию потенциальных интеллектуально-творческих и
психофизиологических
мотивации состоит не в том, что тяжело с достаточной полнотой учесть
побудительные мотивы человеческой деятельности, а в том, что структура
потребностей есть неодинаковой у разных людей, и к тому же, они изменяются
с течением времени и в определенной ситуации.
Мотивационный механизм должен опираться прежде всего на действующую
систему материального и
1. Материальное стимулирование: 1) основная оплата работы: сдельная
(прямая, сдельно-премиальная, аккордная), повременная, аккордно-
премиальная, аккордно-премиальная с почасовым авансированием,
стимулирование по методу бригадного (семейного) подряда; 2) дополнительная
оплата за перевыполнение плана производства и реализации продукции, оплата
за перевыполнение плана производства и реализации продукции, оплата за
качество работы и продукции, оплата за сохранение продукции; 3)
премирование: по конечным результатам работы, по итогам выполнения
хозрасчетных задач, наиболее важных видов работ, высокое качество работ,
внедрение достижений науки и передового опыта, за рационализаторскую работу
и изобретательство, экономию сырья и материалов.
2. Нематериальное стимулирование: 1) объявление благодарности с
занесением (без занесения) на доску почета; 2) награждение почетными
грамотами, ценными подарками; 3) присвоение почетных званий; 4)
представление к правительственным наградам.
Спектр потребностей
населения нашей страны
нельзя ограничиться лишь определенной суммой материальных благ, созданием
нельзя ограничиться лишь определенной суммой материальных благ, созданием
некоторых бытовых удобств и т.п. Ныне большие надежды возлагают на
приватизацию как
многих ученых и практических работников, частная собственность вызовет у
человека инстинктивное
она стимулирует хозяйственное предпринимательство и личную инициативу.
Действенными факторами мотивации выступают: организация
производственного процесса, система стимулирования работы, индивидуальные
меры материального и
личный пример и деловые поручения.
Важным элементом общего морального и психологического состояния
человека есть фактор удовлетворенности работой. Его значение, нельзя
сводить только к производственному эффекту, степени отдачи работника.
Установлено, что удовлетворенность работой создает доброе расположение