Проблемы и перспективы кредитования физических в ЗАО «ВТБ-24»

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:21, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в исследовании системы кредитования физических лиц и разработке направлений ее совершенствования.

Задачи дипломной работы:

рассмотреть теоретические аспекты построение системы кредитования физических лиц в Российской Федерации;
определить особенности кредитования физических лиц на современном этапе;
провести анализ кредитования физических лиц в банке ЗАО «ВТБ-24»;
разработать рекомендации по совершенствованию системы кредитования физических лиц в банке ЗАО «ВТБ-24».

Оглавление

Введение

1. Теоретические основы кредитования физических лиц

1.1 Понятие системы кредитования, основные элементы

1.2 Особенности кредитования физических лиц на современном этапе

1.3 Способы оценки кредитоспособности физических лиц

2. Анализ кредитования физических лиц в ЗАО «ВТБ-24»

2.1 Краткая характеристика банка

2.2 Кредитная политика коммерческого банка ЗАО «ВТБ-24»

2.3 Анализ кредитования физических лиц в ЗАО «ВТБ-24»

3. Проблемы и перспективы кредитования физических в ЗАО «ВТБ-24»

3.1 Проблемы развития кредитования потребительских нужд граждан

3.2 Совершенствование кредитной политики ЗАО «ВТБ-24» в области кредитования физических лиц

Заключение

Список литературы

Приложения



3.1 Проблемы развития кредитования потребительских нужд граждан

3.2 Совершенствование кредитной политики ЗАО «ВТБ-24» в области кредитования физических лиц

Заключение

Список литературы

Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая потреб кредит втб-24.doc

— 903.50 Кб (Скачать)

     Автоматизация является одним из основных направлений  совершенствования механизмов потребительского кредитования, позволяющая облегчить трудоемкость данного процесса, ускорить продолжительность принятия решения и снизить риски банков. Это очень важно в условиях конкуренции, когда банки уже не имеют возможности устанавливать высокие процентные ставки для покрытия своих рисков.

     Скоринг представляет собой математическую или статистическую модель, с помощью  которой на основе кредитной истории  «прошлых» клиентов банк пытается определить, насколько велика вероятность, что  конкретный потенциальный заемщик  вернет кредит в срок.

     В самом упрощенном виде скоринговая модель представляет собой взвешенную сумму определенных характеристик. В результате получается интегральный показатель (score); чем он выше, тем выше надежность клиента, и банк может упорядочить своих клиентов по степени возрастания кредитоспособности.

     Ключевые  преимущества от внедрения скоринговой  системы

  • Сокращение сроков принятия решения о предоставлении кредита. Увеличение числа и скорости обработки заявок за счет минимизации документооборота при выдаче кредита частным клиентам, как важнейший способ обеспечения доходности ритейлового кредитования.
  • Эффективная оценка и постоянный контроль уровня рисков конкретного заемщика.
  • Снижение влияния субъективных факторов при принятии решения о предоставлении кредита. Обеспечение объективности в оценке заявок кредитными инспекторами во всех филиалах и отделениях банка.
  • Оценка и управление риском портфеля кредитов частным лицам банка в целом, включая его отделения. Учет, при определении параметров новых кредитов, уровня доходности и риска кредитного портфеля.
  • Реализация единого подхода при оценке заемщиков для различных типов кредитных продуктов банка (экспресс-кредиты, кредитные карты, потребительские кредиты, автокредитование, ипотечные кредиты).
  • Адаптация параметров кредита под возможности конкретного заемщика (кастомизация кредитного продукта).
  • Резкое расширение, за счет кастомизации кредитных продуктов, состава и численности кредитуемых лиц.
  • Сокращение численности банковского персонала, экономия за счет использования персонала более низкой квалификации.
  • Контроль всех шагов рассмотрения заявки.
  • Возможность вносить коррективы в методологию оценки централизованно и немедленно вводить их в действие во всех отделениях банка.

     Расчет  экономического эффекта от внедрения  системы кредитного скоринга показал, что банк может получить 234,63 тыс. руб. в год.

     В целях минимизации рисков ЗАО «ВТБ-24» можно рекомендовать совершенствование программ обеспеченного кредитования (автокредитования и ипотечного кредитования).

     Предлагаются  следующие направления:

     - автокредитование с обратным  выкупом «buy-back»;

     - ипотечное кредитование без первоначального  взноса.

     Кредитование  с обратным выкупом автомобиля уже  давно используется в Европе и  США, и сейчас данная схема является одном из самых популярных способов покупки автомобилей. Ее преимущество состоит в том, что применение данной схемы позволяет на 20-30 процентов снизить ежемесячный платеж по сравнению с обычным кредитом. Сама же схема работает следующим образом: покупатель вносит первоначальный платеж в размере 20 процентов от стоимости автомобиля, часть стоимости автомобиля затем выплачивается в кредит, а последний платеж (обычно это порядка 35 процентов от стоимости автомобиля), погашается одним из выбранных покупателем способов после окончания срока кредитования. Также есть возможность выкупа автомобиля автосалоном.

     Экономический эффект от внедрения данного мероприятия  предположительно будет составлять 14999, 406 тыс. руб. в год.

     Внедрение данных мероприятий позволят банку  более эффективно функционировать на рынке потребительского кредитования.

 

      Список  литературы

 
  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ГроссМедиа, 2006. – 384 с.
  2. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 г. №395-1 (в ред. от 06.02.06 г.) // Бизнес и банки. 2006. - № 6. – С. 12-16.
  3. Акулова Т.А. Сравнительный анализ развития основных моделей ипотечного кредитования в России // Финансы и кредит. - 2005.- № 12. - С. 52-57.
  4. Антонова Е.C. Розничная банковская система BANCS — современные технологии на службе кредитования // Банковское кредитование. – 2005. - № 3. – С. 12-14.
  5. Бакунц А.Б., Макаев А.М. Современные технологии на рынке розничных банковских услуг: опыт Сбербанка России // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2005. - № 4. – С. 28.
  6. Белоглазова Г.Н. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 2005. – С. 88.
  7. Белоглазова Г.Н. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 362 с.
  8. Боброва О.В. Правовые основы государственного регулирования банковского кредитования //Дисс. канд.юр. наук. - Саратов, 2005. С. 132.
  9. Бычков В.П. О банковских резервах / В. П. Бычков, А. В. Бердышев // Банковское дело. - 2005.- № 4. - С. 21-25.
  10. Воронин А.С. Актуальность потребительского кредитования // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2004. - № 4. – С. 20-26.
  11. Ворошилова И.В., Сурина И.В. К вопросу о совершенствовании механизма оценки кредитоспособности индивидуальных заемщиков. – Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2005/08/03/
  12. Глушкова Н.Б. Банковское дело. – М.: Академ. Проект, 2005. – 324 с.
  13. Горшков Г. Потребительское кредитование. Тенденции и практика // Банковское дело в Москве. - 2005.- № 1. - С.27-29.
  14. Гребенюк С.Г. Использование современных технологий банковских операций в розничном бизнесе// Финансы и кредит. - 2005.- № 8. - С. 25-30.
  15. Гусева И.Л. Автокредит: кому это выгодно // Банковское кредитование. – 2005. - № 3. – С. 55.
  16. Долан Э. Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р. Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. Перевод с англ. – СПб., 2005.
  17. Екатеринославская О.С. Принципы и цели предпринимательской деятельности на рынке потребительского кредитования // Актуальные проблемы экономики, политики и права. // Сб. науч. тр., Вып. 16. - Мурманск: Мурманский институт экономики и права, 2006. – С. 13.
  18. Еремина Н. Банки заманивают вкладчиков и отваживают заемщиков. - http://www.gazeta.ru/financial/2008/10/08/2851648.shtml
  19. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. / Под ред. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – С. 115.
  20. Зыбковец К. Внедрение и оптимизация системы кредитного скоринга: пять подводных камней / К. Зыбковец, Н. Дубинина // Банковские технологии. - 2005.- № 5. - С. 36-40.
  21. Инюшин С.В. Подходы к оценке риска кредитных услуг и возможности его освоения на территории обслуживания коммерческого банка // Финансы и кредит. - 2005.- № 10. - С. 15-20.
  22. Каурова Н.Н. Рынок розничных продуктов: тенденции, перспективы, риски // Банковский ритейл. – 2007. - № 1. – с. 20-24.
  23. Ковтун Р.С. Особенности потребительского кредитования в зарубежной практике. Демография - общество – человек в условиях формирования новой экономики / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007.- С. 22.
  24. Ковтун Р.С. Теоретические основы и экономическая сущность потребительского кредитования. Известия УрГЭУ. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008.-№1
  25. Ковтун Р.С. Теоретическое обоснование потребительского кредитования. Конкурентоспособность территорий и предприятий в формирующейся новой экономике/ Материалы ΧΙ Всероссийского форума молодых ученых.- Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008.-
  26. Крупнов Ю.С. Проблемы развития ипотечного жилищного кредитования в России // Финансы и кредит. - 2005.- № 16. - С. 13-24.
  27. Лаврушин О.И. Банковское дело: современная система кредитования: учебное пособие / О.И. Лаврушин, О.Н. Афанасьева, С.Л. Корниенко; под ред. засл. деят. науки РФ, д-ра экон. наук, проф. О.И. Лаврушина. — 3-е изд., доп. - М.: КНОРУС, 2007. – С. 9.
  28. Немировская, Е.А. Актуальные вопросы в области потребительского кредитования в процессе преподавания дисциплин специальности "Финансы и кредит" [Текст] / Е.А. Немировская // «Воспитание студента-кооператора – активного участника кооперативного движения России». Сборник научных статей международной научно-практической конференции ППС, руководителей и специалистов кооперативных организаций РФ и стран СНГ г. Волгоград: Изд-во «Волгоградское научное издательство» .- 2008.
  29. Немировская, Е.А. Проблемы и перспективы кредитования населения в банковской практике России [Текст]/ Е.А. Немировская // Волгоградский кооперативный вестник Волгоградского кооперативного института (филиала) АНО ВПО ЦС РФ РУК. Научно-теоретический журнал – г. Волгоград Изд-во «Волгоградское научное издательство». – 2007. – № 1.
  30. Немировская, Е.А. Факторы формирования рынка потребительского кредитования [Текст]/ Е.А. Немировская // «Традиции и инновации в кооперативном секторе национальной экономики». Материалы международной научной конференции ППС, кооперативных вузов стран СНГ г. Москва Изд-во «Российский университет кооперации», 2008.
  31. Немировская, Е.А. Эффективность потребительского кредитования в российской банковской практике [Текст]/ Е.А. Немировская // Российское предпринимательство. – Москва: ООО Издательство "Креативная экономика". - 2007. - №9(1).
  32. Операции коммерческих банков и зарубежный опыт / Под ред. Е. Б. Ширинской - М.: Финансы и статистика, 2005. – 297 с.
  33. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. – Режим доступа: http://cbr.ruf
  34. Панова Г. С. Автореферат дисс. докт. экон. наук. – М., 2005.
  35. Печникова А.В. Банковские операции. – М.: Форум-Инфра, 2005. – С. 123.
  36. Полищук А.И. Новые банковские услуги и продукты. // Банковское дело. – 2005.- № 1. - С. 17-22.
  37. Сальников К. Кредитная политика банка // Банковское дело в Москве. - 2005.- № 6. - С. 40-43.
  38. Смирнов И. Технологические возможности для повышения конкурентоспособности банков // Международные банковские операции. – 2004. – № 2. – С. 25-30.
  39. Современный финансово-кредитный словарь /под общей ред. Лапусты М. Никольского П. М.: ИНФРА-М, 2005. – С. 618.
  40. Степанова С.В. Организация продаж банковских продуктов и развитие взаимоотношений с клиентами как основа роста банковского бизнеса // Сибирская финансовая школа: АВАЛЬ. - 2005. - № 4. - С. 106-109.
  41. Стребков Д. Основные типы и факторы кредитного поведения населения в современной России // Вопросы экономики. - 2005. - №2. - С. 28 – 29.
  42. Строев А.А. Внедрение системы кредитного скоринга в банке //Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2004. - № 6. – С. 28-33.
  43. Тавасиев А.М. Банковское дело. – М.: Юнити, 2006. – 723 с.
  44. Тавасиев А.М. Банковское дело. Дополнительные операции для клиентов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 155 с.
  45. Тавасиев А.М., Бычков В.П., Москвин В.А. Банковское дело: базовые операции для клиентов: Учебное пособие / Под ред. А.М. Тавасиева.- М.: Финансы и статистика, 2005.- С. 136.
  46. Тарасова Н. Залог как способ возвратности кредитов // Банковское дело в Москве. - 2005.- № 6. - С. 38-39.
  47. Торхов В.Л. Кредитные карты // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. – 2005. - № 2. – С. 23-26.
  48. Финансовое право: Учебник /Под ред. Горбуновой О.Н. – М., 2005. С. 29.
  49. Хагенмюллер К., Дипен Г. Банковское дело. – М.: Биржи и Банки, 2006. – 264 с.
  50. Халевинская Е.Д. Банковские кредиты // Аудит и финансовый анализ. – 2004. - № 4. - С. 20-25.
  51. Хандруев А.А. Управление рисками банков: научно-практический аспект // Деньги и кредит. – 2004. - № 6. - С. 17-21.
  52. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право: учебник /Отв.ред. проф. Химичева Н.И. – М., 2005. С. 379.
  53. Чибисов О.В. Механизм государственного регулирования и саморегулирования в системе функционирования коммерческих банков в Российской Федерации // Экономические науки. – 2008. -№ 5. – С. 28.
  54. Шаламов Г.А. Бюро кредитных историй как инструмент снижения банковских рисков // Банковское дело. - 2005.- № 4. - С. 26-27.
  55. www.cbr.ru

 

      Приложения

     Приложение 1

     

     Рисунок 1.1 - Классификация потребительского кредита по виду заемщика, целевой  направленности, сроку кредитования, обеспеченности, методу погашения и взимания процентов33

 

      Приложение 2 

     

     Рисунок 1.2 - Классификация потребительского кредита по порядку и технологии предоставления, характеру оборота  средств, уровню кредитного риска, виду объекта потребления34

 

      Приложение 3

 

     

     Рисунок 1.3 - Динамика просроченной задолженности по кредитным операциям российских банков в 2006-2009 гг. (на начало года), %

 

      Приложение 4

 

     Таблица 1.1 Подразделения банка, осуществляющие кредитование населения, и их функции

Название  структурного подразделения Функции подразделения
Отдел кредитования населения - прием заявок  на кредит;

- сбор  документов;

- визуальная  оценка;

- расчет  платежеспособности заемщика;

- оформление  документов по ссуде.

Отдел авторизации - проверка информации  по информационным источникам;

- проверка  по телефону места работы и  места жительства клиента;

- проверка соответствия параметров оформляемой сделки. нормативным требованиям банка;

- принятие  решения о предоставлении кредита  до установленной регламентом  банка величины 

Кредитный комитет - принятие решения  о предоставлении кредит свыше  установленной величины
Отдел финансового контроля - проверка соответствия параметров оформляемой сделки нормативным требованиям банка свыше установленной величины
Отдел последующего контроля - проверка соответствия параметров оформленных кредитов требованиям нормативных документов банка;

- проверка правильности оформления документов по выданным кредитам;

- анализ  качества работы отдела авторизации  и кредитного отдела

Отдел последующего контроля - проверка соответствия параметров оформленных кредитов требованиям нормативных документов банка;

- проверка правильности оформления документов по выданным кредитам;

- анализ  качества работы отдела авторизации  и кредитного отдела

Отдел урегулирования рисков по потребительским кредитам -создание, внедрение  и сопровождение модели скоринга;

-управление  кредитными рисками в потребительском  кредитовании

 

      Приложение 5

 

     Таблица 1.2 Методики определения кредитоспособности заемщика – физического лица

Показатели Скоринг Методика определения  платежеспособности Андеррайтинг
Виды  кредита Экспресс-кредитование, кредитные карты Кредит на неотложные нужны Ипотечный кредит
Документы, предоставляемые заемщиком для  оценки Паспорт, заявление, анкета Паспорт, заявление-анкета, справка о доходах с места работы, документы по объекту залога и другие документы по требованию банка  
Время рассмотрения 15-30 минут 1-14 дней 15-30 дней
Подразделения банка, участвующие в анализе  клиента Кредитный инспектор Кредитный департамент, служба безопасности, юридический департамент Кредитный департамент, служба безопасности, юридический департамент, отдел ценных бумаг, отдел оценки, отдел жилищного строительства
Показатели, характеристики Качественные  характеристики Количественные  показатели Качественные  и количественные показатели, оценка недвижимости
Степень автоматизации 100 70 60

 

      Приложение 6

     

 

      Приложение 7

 

     Таблица 2.1 Основные показатели деятельности банка за 2006-2008 гг.

    2006 2007 2008 Изменение 2008 к 2006, тыс. руб. Темп роста, %
1 2 3 4 5 6
Собственный капитал, тыс. рублей 12729000 17 051 183 19 105 713 6 376 713 150,09
Отношение капитала к активам, % 9,8 8,6 6,8 -3 69,38
Активы, тыс. рублей 129077000 198 830 836 282 361 831 153 284 831 218,75
Коммерческие  кредиты, тыс. рублей 58570000 97 484 572 156 232 976 97 662 976 266,74
Портфель  ценных бумаг, тыс. рублей 13894000 15 230 019 14 961 430 1 067 430 107,68
Средства  клиентов, тыс. рублей 72393000 151 764 593 210 153 416 137 760 416 290,29
Средства  банков, тыс. рублей 12729000 7 927 251 20 032 006 7 303 006 157,37
Прибыль, тыс. руб. 2 572 345 2 823 925 5 875 011 3 302 666 228,39

 

      Приложение 8

 

     Заявление – анкета 

     1. Запрашиваемый кредит

Сумма Срок (мес.) Вид кредитования Способ  погашения кредита

Аннуитетные платежи

Дифференцированные  платежи

Цель  кредитования
В качестве обеспечения предлагаю:
Поручительства  физических лиц

Поручительство  юридического лица

Гарантия субъекта Российской Федерации

Гарантия  муниципального образования

Залог недвижимого имущества

Залог транспортных средств

Залог мерных слитков драгоценных металлов

Залог ценных бумаг

Залог иного имущества

Начальный капитал, направляемый Заемщиком в  качестве оплаты части стоимости  приобретаемого за счет кредита имущества:  
 

     2. Сведения о Заемщике

Ф.И.О. Дата  рождения

|__|__||__|__||__|__|

Место рождения
Менялись  ли Ф.И.О.

Да

Нет

В случае их изменения указать предыдущие Ф.И.О. с указанием причины и  даты изменения:
Паспорт

серия |______|-|___|

№ |__|__|__|__|__|__|

кем выдан когда выдан

|__|__||__|__||__|__|

Адрес регистрации

|__|__|__|__|__|__|

телефон (вкл. код)
Семейное положение

Холост / не замужем

В разводе

Женат / замужем

Вдовец / Вдова

Брачный контракт

Да

Нет

Иждивенцы

кол-во

их возраст

Из них детей

кол-во

их возраст

Адрес проживания:

|__|__|__|__|__|__|

Собственное

По найму

У родственников

|____________|

телефон (вкл. код)
Место работы: Должность:

Информация о работе Проблемы и перспективы кредитования физических в ЗАО «ВТБ-24»