Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:44, реферат
В своем реферате я постараюсь рассмотреть, в чем состоит сущность местного самоуправления и раскрыть его основные принципы.
Конституция Российской Федерации, гарантируя экономическую и финансовую самостоятельность местного самоуправления, признает и защищает наравне с другими формами собственности и муниципальную собственность. В муниципальной собственности находятся имущество органов местного самоуправления, включая средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы, муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной и социальной инфраструктуры, предприятия, земельные участки и другое движимое и недвижимое имущество.
Конституция Российской Федерации предоставляет органам местного самоуправления право самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные налоги и сборы.
Согласно
Федеральному закону «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» неотъемлемым
атрибутом каждого
Федеральный
закон закрепляет гарантии обеспечения
минимальных местных бюджетов, которые
должны формироваться на основе нормативов
минимальной бюджетной
Важной гарантией реализации данного принципа являются конституционные положения о финансировании осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом органы местного самоуправления и о компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
2.5.
Ответственность
органов и должностных
лиц местного самоуправления
перед населением
Население решает вопросы местного значения непосредственно или через органы местного самоуправления. Причем наличие у муниципальных образований выборных органов согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.
Данный
принцип ответственности
а)
эффективность осуществления
б) учет и защиту интересов населения муниципальных образований в деятельности органов местного самоуправления;
в) тесную связь населения с органами и должностными лицами местного самоуправления.
Решение
вопросов непосредственного обеспечения
жизнедеятельности населения
Реализация данного принципа предполагает использование населением муниципальных образований различных форм контроля за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, которые находят свое закрепление в уставах муниципальных образований. Деятельность муниципальных органов должна исходить из интересов населения, его исторических и иных традиций.
Население вправе выразить свое отношение к выборным органам местного самоуправления и выборным должностным лицам на местном референдуме, а так же используя другие формы прямого волеизъявления, например отзыв выборного должностного лица.
2.6. Многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления
Для Российской Федерации характерно многообразие форм организации и осуществления местного самоуправления, что обусловлено рядом причин.
Во-первых, на организацию местного самоуправления в Российской Федерации оказывает влияние федеративное устройство нашего государства. К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится установление общих принципов организации местного самоуправления. В этих рамках субъекты Российской Федерации самостоятельно осуществляют более детальную регламентацию организации местного самоуправления.
Во-вторых, Российская Федерация ¾ многонациональная страна, многие регионы которой отличаются самобытностью, особенностью исторических и иных местных традиций. Все это не может не накладывать отпечаток на формы и организации и осуществления местного самоуправления.
Федеральный
закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» относит
к полномочиям органов
Особенности
организации местного самоуправления
в Российской Федерации обусловлены
и разнообразием основных типов
поселений, которых можно выделить
9, и 80 специальных типов. Наконец, многообразие
форм организации и осуществления местного
самоуправления связано с возможностью
самого населения избрать ту или иную
организационную модель местного самоуправления.
Федеральный закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации» предусматривает
право муниципального образования самостоятельно
разрабатывать и принимать свой устав,
в котором закрепляются конкретные формы
организации местного самоуправления:
структура и порядок формирования органов
местного самоуправления; формы, порядок
и гарантии непосредственного участия
населения в решении вопросов местного
значения; наименования и полномочия выборных,
других органов местного самоуправления,
а так же вопросы организации местного
самоуправления, обусловленные проживанием
на территории муниципального образования
национальных групп и общностей, коренных
народов, казачества с учетом исторических
и иных местных традиций, и другие вопросы
организации местного самоуправления.
2.7.
Соблюдение прав и свобод
человека и гражданина
Значение принципа соблюдения прав и свобод человека в муниципальной деятельности обусловлено тем, что Конституция Российской Федерации признает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание деятельности не только органов государственной власти, но и местного самоуправления.
Права и свободы гражданина реализуются, прежде всего, на местном уровне, там, где он живет, осуществляя трудовую, политическую и иную деятельность. Поэтому их реализация во многом зависит от деятельности органов местного самоуправления.
Осуществление принципа соблюдения прав и свобод человека обеспечивается:
2.8.
Законность в организации
и деятельности местного
самоуправления
Принципа законности ¾ один из основных конституционных принципов российской государственности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединение обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Законность выступает важнейшей гарантией местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации устанавливает запрет на ограничение прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Принципа законности требует, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Государство, призывая и гарантируя местное самоуправление, обеспечивает вместе с тем соблюдение законности в системе местного самоуправления. Речь идет о контроле за соблюдением органами местного самоуправления правовых норм, а не о целесообразности и качестве принимаемых муниципальными органами решений по вопросам местной жизни.
Европейская Хартия о местном самоуправлении устанавливает основные критерии, предъявляемые к государственному контролю за деятельностью органов местного самоуправления:
« 1. Любой административный контроль над органами местного самоуправления может осуществляться только в формах и в случаях, предусмотренных конституцией или законом.
2.
Любой административный
Соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления обеспечивается, прежде всего, с помощью прокурорского надзора.
В соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, за соблюдением ими прав и свобод человека и гражданина. В целях осуществления своих функций прокурор, его заместители вправе присутствовать на заседаниях органов местного самоуправления, участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов.