Содержание
Введение………………………………………………………………………3
1.Законодательные основы
местного самоуправления…………………….4
2.Понятие и формы местного
(муниципального) самоуправления………..5
3.Основные принципы самоуправления……………………………………10
4.Функции самоуправления………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………15
Список литературы………………………………………………..………….17
Введение
Самоуправлять - значит самим
устанавливать, корректировать, изменять
правила и нормы функционирования и развития
общества и отдельных его структур: предприятий,
организаций, поселений и т.д.
Самоуправление с внешней
стороны характеризуется обособленностью,
автономией по отношению к
воздействию извне.
Самоуправление с внутренней
стороны понимается как самоуправление,
соучастие, взаимодействие в управлении,
совместная деятельность по управлению.
Участвуя в управлении, человек
наиболее полно может проявить
свою инициативу, творческую активность,
политическую и гражданскую зрелость,
социальную ответственность.
Несмотря на срок действия
Конституции Российской Федерации
тема становления местного самоуправления
не утратила своей актуальности. Об
этом из года в год в своих посланиях
Федеральному Собранию Российской Федерации
говорит Президент России. Например,
в послании 2006 года Президент России
В.В. Путин подчеркивает, что «в течение
длительного времени федеральная
власть практически не уделяла внимания
проблемам местного самоуправления».
Для организации местного самоуправления
должны быть «единые правила, поскольку
Россия - единая страна», отметил президент.
Вместе с тем, глава государства
подчеркнул, что «должно быть учтено
«все многообразие» регионов и территорий».
Целью данной работы
является раскрытие темы: «Местное
самоуправление: понятие, принципы,
функции ». Поставленная цель
потребовала решения следующих
задач:
Проанализировать суть
и понятие местного самоуправления.
Изучить принципы и
функции самоуправления.
1.Законодательные основы
местного самоуправления
Конституция Российской Федерации (ст.
12) закрепляет один из важнейших элементов
основ конституционного строя - местное самоуправление, которое
выступает самостоятельной формой осуществления
народом принадлежащей ему власти.
В соответствии с Конституцией Российской
Федерации (п. 2 ст. 3) народ вправе осуществлять
свою власть не только через органы государственной
власти непосредственно, но и через органы
местного самоуправления. Тем самым
на конституционном уровне впервые закреплено
существование независимой от государства
системы власти народа для решения вопросов
местного значения. Именно такой подход
к содержанию властных полномочий органов
местного самоуправления отражает ст.
130 (п. 1) Конституции Российской Федерации:
«Местное самоуправление в Российской
Федерации обеспечивает самостоятельное
решение населением вопросов местного
значения, владение, пользование и распоряжение
муниципальной собственностью». Федеральный
закон №131 «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации», определяет местное самоуправление
как признаваемую и гарантируемую Конституцией
России форму осуществления народом своей
власти, обеспечивающую в пределах, установленных
конституцией Р. Ф., федеральными законами,
а в случаях, установленных федеральными
законами, - законами субъектов Р. Ф., самостоятельное
и под свою ответственность решение населением
непосредственно и (или) через органы местного
самоуправления вопросов местного значения
исходя из интересов населения с учетом
исторических и иных местных традиций.
2.Понятие и формы местного
(муниципального) самоуправления
Местное самоуправление
является объективной основой
формирования муниципального права.
В связи с этим
важно уяснить, что представляет
собой местное самоуправление, в
чем его специфика.
Согласно ст. 130 Конституции
РФ местное самоуправление обеспечивает
самостоятельное решение населением
вопросов местного значения, владение,
пользование и распоряжение муниципальной
собственностью. Местное самоуправление
осуществляется населением путем
референдума, выборов, с помощью
других форм прямого волеизъявления,
через выборные и другие органы
местного самоуправления.
Местное самоуправление
осуществляется на всей территории
Российской Федерации в городских,
сельских поселениях и в других
муниципальных образованиях, создаваемых
в порядке, установленном законодательством.
Каждое муниципальное образование
имеет необходимые для решения
вопросов местного значения муниципальную
собственность, местный бюджет
и выборные органы самоуправления.
Деятельность населения
муниципальных образований, формируемых
им органов местного самоуправления,
по самостоятельному решению
вопросов местного значения носит
публично-властный характер, ибо
местное самоуправление — это
форма осуществления народом
своей власти.
Своеобразие местного самоуправления
как формы осуществления власти
народа (публичной власти) обусловлено
также тем, что органы местного самоуправления
согласно ст. 12 Конституции РФ не входят
в систему органов государственной
власти. Однако они могут согласно
ст. 132 Конституции РФ наделяться законом
отдельными государственными полномочиями.
Таким образом, местное
самоуправление (муниципальная власть)
и государственная власть —
формы единой публичной власти
(власти народа) в государстве.
Именно на местном,
муниципальном уровне право граждан
участвовать в управлении может
быть осуществлено наиболее непосредственно.
Поэтому одной из особенностей
власти местного самоуправления
является то, что она согласно
Европейской хартии местного
самоуправления обеспечивает одновременно
эффективное и приближенное к
гражданам управление.
Новый Закон, сохраняя
в принципе прежний подход
к определению местного самоуправления
(который нашел отражение в
Федеральном законе от 28 августа
1995г . № 154-ФЗ «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации»), вносит
некоторые уточнения и дополнения
в определение местного самоуправления.
Он определяет местное самоуправление
как форму осуществления народом
своей власти, которая согласно
Конституции РФ осуществляется
посредством двух основных ее
форм: государственной власти и
власти местного самоуправления.
При этом учитывается специфика местного
самоуправления, его органов, которые
не входят в систему государственной власти,
являясь муниципальными органами власти,
а не государственными органами.
Определяя понятие
местного самоуправления, Закон
прямо указывает, что пределы
самостоятельного и под свою
ответственность решения населением
вопросов местного значения устанавливаются
федеральным законодательством,
и лишь в случаях, прямо предусмотренных
федеральным законом, данные ограничения
могут быть установлены и законами
субъектов Федерации. Таким образом,
пределы самостоятельного осуществления
населением местного самоуправления
не могут устанавливаться по
собственному усмотрению субъектов Федерации,
что является важной гарантией конституционного
права населения на самостоятельное решение
вопросов местного значения.
Местное самоуправление
создается и осуществляется, прежде
всего, в целях решения населением
непосредственно и (или) через
органы местного самоуправления
вопросов местного значения.
Вопросы местного значения
— это вопросы непосредственного
обеспечения жизнедеятельности
населения муниципального образования,
решение которых в соответствии
с Конституцией РФ и Федеральным
законом осуществляется муниципальными
образованиями самостоятельно.
Закон от 6 октября
2003г. допускает, что органы
местного самоуправления могут
решать и иные вопросы (не
отнесенные к ведению других
органов публичной власти и
не исключенные из их компетенции),
но только при наличии в
этом случае собственных (муниципальных)
материальных и финансовых ресурсов.
Кроме того, Закон 2003 г. устанавливает
для каждого вида муниципального
образования с учетом его статуса
свой перечень вопросов местного
значения (для городских и сельских
поселений, муниципальных районов,
городских округов). Перечень вопросов
местного значения для внутригородских
муниципальных образований городов
федерального значения устанавливается
законом указанного субъекта
Федерации.
Особенностями организации
и осуществления местного самоуправления,
муниципальной публичной власти
обусловлена специфика муниципальных
отношений, составляющих предмет
муниципального права.
Можно выделить следующие
отличительные признаки отношений,
составляющих предмет муниципально
- правового регулирования.
Во-первых, данные отношения
имеют локально-территориальный
характер. Они возникают в основном
на местном (муниципальном) территориальном
уровне в процессе осуществления
местного самоуправления населением
городских, сельских поселений
и других муниципальных образований,
территории которых устанавливаются
в соответствии с законодательством
с учетом исторических и иных
местных традиций.
Законодательство о
местном самоуправлении не устанавливает
соподчиненность одних муниципальных
образований и их органов другим
муниципальным образованиям и
их органам: свои полномочия
они реализуют самостоятельно. Поэтому,
строго говоря, отсутствует вертикаль
отношений власти и подчинения
в системе местного самоуправления.
Каждое муниципальное образование
в идеале должно представлять
собой самоуправляющий территориальный
коллектив, самостоятельно решающий
отнесенные к его ведению вопросы
местного значения. Однако это,
конечно, не означает, что муниципальное
образование полностью автономно:
оно находится в системе многообразных
отношений и взаимосвязей с
другими муниципальными образованиями,
субъектами Федерации, федеральными
органами государственной власти
и даже с международными партнерами.
Поэтому в систему муниципальных отношений
входят и межмуниципальные отношения,
возникающие в процессе межмуниципального
сотрудничества, и отношения с органами
государственной власти (например, когда
представительный орган местного самоуправления,
реализуя свое право законодательной
инициативы, вносит проект закона в законодательный
орган субъекта Федерации, и т. д.), и отношения,
связанные с осуществлением международных
и внешнеэкономических связей в соответствии
с федеральным законом.
Федеральный закон
2003г. «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» устанавливает правовые
основы тесного взаимодействия
органов местного самоуправления
муниципального района и расположенных
в границах его территории городских и
сельских поселений. При этом не допускается
подчиненность органа местного самоуправления
или должностного лица местного самоуправления
одного муниципального образования органу
или должностному лицу местного самоуправления
другого муниципального образования.
Однако, несмотря на
указанные особенности системы
муниципальных отношений, надо
признать, что основной массив
муниципальных отношений ограничен
границами муниципального образования,
обеспечивающего жизнедеятельность
населения, решение вопросов местного
значения на своей территории.
Во-вторых, отношения,
составляющие предмет муниципально - правового
регулирования, имеют комплексный характер,
так как связаны с реализацией задач и
функций местного самоуправления во всех
сферах местной жизни: экономической,
бюджетно-финансовой, социально-культурной,
охраны общественного порядка и др. Общность
данных отношений, обусловливающая их
объединение в рамках предмета муниципального
права, определяется природой местного
самоуправления. Суть местного самоуправления
— в самостоятельном решении населением
вопросов местного значения.
Конституция РФ, гарантируя
местное самоуправление, не раскрывает,
какие вопросы следует относить
к числу местных. Ответ на
этот вопрос имеет принципиальное
значение, ибо самостоятельность
населения муниципальных образований
она связывает именно с решением
вопросов местного значения. Круг
данных вопросов определяется
законодательством о местном
самоуправлении и находит свое
выражение в уставах муниципальных
образований. Вопросы местного
значения согласно законодательству
о местном самоуправлении затрагивают
все основные области жизнедеятельности
населения городских, сельских
поселений и других муниципальных
образований.
В-третьих, обязательным
субъектом муниципально - правовых
отношений выступает либо население муниципального
образования, которое непосредственно,
т. е. путем референдума, других форм прямого
волеизъявления, решает вопросы местного
значения, либо орган или должностное
лицо местного самоуправления, наделенные
полномочиями по решению данных вопросов.
3.Основные принципы местного
самоуправления
Принципы местного
самоуправления — это обусловленные
природой местного самоуправления
коренные начала и идеи, лежащие
в основе организации и деятельности
населения, формируемых им органов,
самостоятельно осуществляющих
управление местными делами.
В принципах местного
самоуправления находят отражение
требования объективных закономерностей
и тенденций развития местной
власти. Для них характерно следующее:
1. Принципы предопределяют
построение и функционирование
муниципальной власти.
2. Выступая теоретической
основой муниципального строительства,
принципы помогают уяснить сущность
местного самоуправления, его отличительные
черты и признаки.
3. Принципы выступают
в качестве критерия оценки
действующей системы местного
самоуправления: насколько она отвечает
началам и идеям, выраженным
в принципах местного самоуправления.
4. Принципы местного самоуправления,
отражая сущностные признаки
и черты местного самоуправления,
способствуют сохранению преемственности
в развитии институтов местного
самоуправления.
Принципы местного
самоуправления получили свое
правовое закрепление в Европейской
Хартии о местном самоуправлении,
которая служит правовым фундаментом
для муниципального законодательства
стран—членов Совета Европы.
Конституция Российской
Федерации, Федеральный закон
“Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации”, основываясь на положениях
Европейской Хартии о местном
самоуправлении, закрепляют общие
принципы местного самоуправления,
присущие всей системе местного
самоуправления в Российской
Федерации. В рамках данных
принципов осуществляется регулирование
особенностей организации местного
самоуправления в приграничных
территориях, закрытых административно-территориальных
образованиях, правовое регулирование
местного самоуправления в субъектах
Российской Федерации с учетом
исторических и иных местных
традиций.