Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 13:44, реферат
В своем реферате я постараюсь рассмотреть, в чем состоит сущность местного самоуправления и раскрыть его основные принципы.
Местное самоуправление – одна из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления. Одна из основных целей местного самоуправления – объединение людей, превращение их в общность с близкими каждому целями. Во всем мире вопросам местного самоуправления отводится значительная роль; оно рассматривается как нижний уровень управления, неотъемлемый признак демократического государства, школа политических лидеров. В нашей стране местному самоуправлению уделяют все большее внимание как одному из атрибутов российской государственности, необходимому элементу демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства.
В
своем реферате я постараюсь рассмотреть,
в чем состоит сущность местного самоуправления
и раскрыть его основные принципы.
Вопрос о сущности местного самоуправления теснейшим образом связан с политико-правовой природой этого явления. Впервые теория, объясняющая сущность местного самоуправления, возникла в середине XIX века в Бельгии и Франции. Это теория свободной (естественной) общины. Ее представители (Гербер, Аренс) считали, что право общины на заведование своими делами является таким же естественным и неотчуждаемым, как права человека, что община является первичной по отношению к государству, поэтому последнее должно уважать свободу общинного управления. «Община имеет право на самостоятельность и независимость от центральной власти по самой своей природе, причем государство не создает общину, а лишь признает ее». Наряду с исполнительной, законодательной и судебной властью признавалась четвертая власть ¾ местная (муниципальная, коммунальная, общинная).
Эту теорию сменила хозяйственная теория. Ее представители (Р. Моль, А. Васильчиков) сделали упор не только на признание самоуправляющейся общины в качестве самостоятельного субъекта права, но и на содержание коммунальной деятельности. Местное самоуправление считалось чуждым политике, но имеющим свою особую сферу хозяйственной деятельности.
Обе эти теории являются разновидностями общественной теории, которая видит сущность самоуправления в предоставлении местному обществу самому ведать свои общественные интересы и в сохранении за правительственными органами заведования одними только государственными делами. Общественная теория исходит, следовательно, из противоположения местного общества государству, общественных интересов – политическим, требуя, чтобы общество и государство, каждое ведало только свои собственные интересы. Наибольшая популярность данной теории в России относится к 60-м годам XIX века.
Большее распространение получила так называемая юридическая теория. По мнению ее представителей (Г. Еллинек, Е. Мейер, Н. Коркунов, Б. Чичерин), органы самоуправления не являются органами государства, но государство уступает им ряд правительственных прав в полном объеме, признавая тем самым их независимость и неприкосновенность.
Одновременно
появилась государственная
В
настоящее время практика показала,
что природа местного самоуправления
не может быть однозначно определена,
затруднительно четко выделить собственно
местные дела, отличные от общегосударственных;
функции местного самоуправления отражают
не только частноправовой, но и публичный
характер. Местное самоуправление одновременно
содержит в себе элементы как государственного,
так и общественного образования, что
нашло свое отражение в современной трактовке
этого понятия.
Принципы.
Принципы местного самоуправления ¾ это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.
В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно следующее:
Принципы местного самоуправления получили свое правовое закрепление в Европейской Хартии о местном самоуправлении, которая служит правовым фундаментом для муниципального законодательства стран ¾ членов Совета Европы.
Конституция
Российской Федерации, Федеральный
закон «Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Российской Федерации», основываясь
на положениях Европейской Хартии о
местном самоуправлении, закрепляют
общие принципы местного самоуправления,
присущие всей системе местного самоуправления
в Российской Федерации. В рамках данных
принципов осуществляется регулирование
особенностей организации местного самоуправления
в приграничных территориях, закрытых
административно-
Реализация принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах муниципальных образований, но и системой соответствующих данным принципам организационных форм и методов муниципальной работы.
К общим принципам местного самоуправления относятся: а) самостоятельность решения населением вопросов местного значения; б) организационное обособление местного самоуправления, его органов в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций; в) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его полномочиям; г) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением; д) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления; е) соблюдение прав и свобод человека и гражданина; ж) законность в организации и деятельности местного самоуправления; з) гласность деятельности местного самоуправления; и) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления; к) государственная гарантия местного самоуправления.
Рассмотрим
каждый из принципов в отдельности.
2.2.
Самостоятельность
решения населением
вопросов местного
значения
Нормы муниципального права, закрепляя принцип самостоятельности местного самоуправления, выделяют следующие основные черты, характеризующие его содержание:
2.3.
Организационное
обособление местного
самоуправления, его
органов в системе
управления государством
и взаимодействие
с органами государственной
власти в осуществлении
общих задач и функций
Согласно
Конституции Российской Федерации,
органы местного самоуправления не входят
в систему органов
Данный принцип призван, прежде всего, обеспечить возможность муниципальным образованиям, не нарушая более общих законодательных положений, самим определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
На основе данного принципа строятся взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления с государственными органами и государственными должностными лицами. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что:
а) образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается;
б) осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается;
в)
должностные лица местного самоуправления
не относятся к категории
г) решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
Вместе
с тем муниципальное
Органы
местного самоуправления вступают во
взаимодействие с органами государственной
власти, реализуя отдельные государственные
полномочия, которыми они могут наделяться
законом, а так же осуществляя решения,
принятые органами государственной власти,
оказывая в соответствии с законом содействие
государственным органам в выполнении
их задач и функций на местном уровне.
Государственные органы обеспечивают
соблюдение законности в деятельности
местного самоуправления.
2.4.
Соответствие материальных
и финансовых ресурсов
местного самоуправления
его полномочиям
Финансовые
средства органов местного самоуправления
должны быть соразмерны предоставленным
им конституцией или законом полномочиям.
Этот важнейший принцип местного
самоуправления получил свое правовое
закрепление в Конституции