Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:00, курсовая работа
Целью стратегического управления является достижение стратег, которые радикально и безвозвратно меняют ситуацию конкурирования в свою пользу.
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.
Введение 3
Глава 1. Предпосылки и этапы становления стратегического управления
1.1 Сущность, основные понятия стратегического управления 4
1.2 Этапы становления стратегического управления 7
1.3 Тенденции развития стратегического управления 10
Глава 2. История становления стратегического управления на ИУЧСТП «Белскинас»
2.1 Краткая характеристика предприятия 12
2.2 Этапы становления стратегического управления на предприятии 14
2.3 Рекомендации 20
Заключение 22
Список используемой литературы
Чтобы наиболее корректно сформулировать предназначение организации надо посмотреть на неё глазами людей, чьи интересы оказывают на её деятельность. Так, например, собственники видят предназначение фирмы в том, чтобы их капитал преумножался, и был бы защищен от любых посягательств. Ценностные ориентиры руководителей предприятия имеют экономический характер, основной критерий при решении стоящих задач это практичность и надежность, фирма должна расти и приносить прибыль. Сотрудники считают, что фирма предназначена для того, чтобы они могли реализовать свои человеческие и личностные качества в дружественной обстановке за адекватное вознаграждение. С точки зрения клиентов, фирма предназначена для удовлетворения их потребности приобрести и употребить качественный, но не дорогой продукт. Деловые партнёры хотят быть уверенными в том, что фирма добросовестно выполнит свои обязательства. Местное сообщество считает, что на предприятии должна обеспечиваться экологическая безопасность. Общество в целом предполагает, что предприятие должно быть добросовестным налогоплательщиком, заботящимся о результатах своей деятельности, своих сотрудниках, окружающем мире.
Наиболее сильное влияние на миссию организации оказывают интересы собственников, сотрудников и клиентов. Отсюда вытекают следующие основополагающие принципы:
1. Поддерживать минимальный уровень рентабельности.
2. Формирование коллектива профессионалов и поддержание в нем здорового микроклимата.
3. Повышенное качество (в сравнении с прямыми конкурентами) и широкий спектр услуг.
В связи с этим, миссию предприятия можно сформулировать как: «Добросовестно удовлетворять потребность человека: приобретать и употреблять качественный, но не дорогой продукт».
Для того, чтобы чётко следовать выбранной миссии организации необходимо установить определённую иерархию целей, на достижение которых должна быть направлена вся её деятельность.
Общий характер целей предприятия направлен на постепенный рост, что подразумевает развитие фирмы большими темпами, чем отрасль в целом, то есть проявляется экспансия, завоевание рынка. Для движения в этом направлении необходимо глубокое знание рынка, изучение поведения конкурентов, предпочтений и потребностей клиента.
Долгосрочные цели, на которые ИУЧСТП «Белскинас» будет постоянно ориентироваться представлены ниже:
Таблица 2. Долгосрочные цели ИУЧСТП «Белскинас»
1. Обеспечение рентабельности на уровне 15% годовых, учитывая инфляцию. |
2. Стать официальным продавцом других популярных марок. |
3. Поддерживать имидж надёжной и стабильной фирмы. |
4. Стоимость продукции па уровне доступном обычному потребителю. |
Краткосрочные цели устанавливаются для отдельных подразделений. Такие цели носят характер конкретных задач, решая которые в соответствии с выбранной миссией па предприятии достигаются более глобальные долгосрочные цели.
При определении стратегии фирмы руководство ИУЧСТП «Белскинас» сталкивается с тремя основными вопросами, связанными с положением фирмы на рынке:
какой бизнес прекратить;
какой бизнес продолжить;
в какой бизнес перейти.
Это значит, что стратегия концентрирует внимание и связана с тем:
что организация делает и чего не делает;
что более важно и что менее важно в осуществляемой организацией деятельности.
Из существующих в мировой практике «эталонных» стратегий предприятию наиболее подходит стратегия концентрированного роста, связанная с расширением номенклатуры товаров на освоенном рынке без переориентации на другого клиента, то есть стратегия развития продукта. Но, как и любая стратегия, она должна учитывать возможные изменение состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология.
Кроме того, стратегия должна предусматривать минимизацию издержек производства и концентрацию усилий на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма не стремится работать на всем рынке, а работает на его четко определенном сегменте, досконально выясняя потребности рынка в определенного типа услугах и товарах. В данном случае фирма должна стремиться к снижению издержек. Совершенно обязательным для проведения такой стратегии является то, что фирма должна строить свою деятельность, прежде всего на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка, т.е. должна в своих намерениях исходить не из потребностей рынка вообще, а из потребностей вполне определенных или даже конкретных клиентов.
Выработка стратегии ИУЧСТП «Белскинас» осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении выше описанных задач. На этой стадии принятия решения руководителю необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей.
На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и их контроль.
Стратегический менеджмент предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей.
Перед ИУЧСТП «Белскинас» стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих стратегий.
Стратегия роста предполагает ежегодный рост основных показателей организации, ее чаще всего применяют предприятия в динамично развивающихся отраслях народного хозяйства, с быстро меняющимися технологиями, а также предприятия, стремящиеся к диверсификации (широкому проникновению в новые сферы деятельности). Бывает, что фирмы не выдерживают быстрый и краткосрочный рост, и разоряются, поэтому большинство фирм придерживаются стратегии ограниченного роста, расширяя свою деятельность с учетом реальных возможностей достигнутого уровня и внешних усилий. Это наименее рискованный способ действия.
Стратегическое сокращение выражается в том, что результаты работ фирмы в планируемом периоде предполагаются ниже чем в предыдущем периоде. Данная стратегия применяется, когда речь идет о коренной перестройке организации. И если недальновидные руководители пытаются перестроить деятельность организации, сохраняя прежний рост, то результаты, как правило, отрицательные.
Сокращение осуществляется разными путями:
- полная ликвидация фирмы и создание на ее месте новой;
- избавление от лишних элементов;
- сужение масштабов фирмы, ее деятельности с одновременной переориентацией (данную стратегию избирают фирмы, если дела идут плохо или необходимо сокрыть доходы).
Сочетание трех типов стратегии практикуют фирмы, действующие одновременно в разных отраслях с весьма различными технологическими и экономическими условиями.
Успешная реализация стратегии требует надежных обратных связей и соответствующих инструментов. Один из инструментов, это тактика, когда формы и методы действий, ориентированы на достижение ближайших целей. Ее разрабатывают на уровне среднего звена руководства, и на короткий срок. Для достижения стратегических и тактических целей руководство фирмы разрабатывает текущую политику, которая включает в себя дискриминацию при поступлении на работу, увеличение прибыли за счет завышения цен, использование низких цен для вытеснения конкурентов и т.д.
Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство ИУЧСТП «Белскинас» должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель - выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Приверженность к какому-либо конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке. На стратегический выбор влияют разнообразные факторы: риск (фактор жизни фирмы); знание прошлых стратегий; реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководств при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора нужного момента.
Принятие решений по стратегическим вопросам может осуществляться по разным направлениям: "снизу вверх", "сверху вниз", во взаимодействии двух вышеназванных направлений (стратегия разрабатывается в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и оперативными подразделениями).
Таким образом, формирование стратегии ИУЧСТП «Белскинас» в целом приобретает все большее значение. Это касается приоритетности решаемых проблем, определения структуры фирмы, обоснованности капиталовложений, координации и интеграции стратегий.
2.3 Рекомендации
Проведённый анализ внутренней среды показал, что на предприятии нет системы стратегического планирования, нет соответственно и стратегических целей, принципов управления, слабый маркетинг. Анализ внешней среды выявил перспективные направления, в которых фирма может добиться успеха, и угрозы, которые могут существенно ухудшить работу организации.
Стратегия на ИУЧСТП «Белскинас» надо сформулировать как: «Работа с клиентом среднего класса, постоянно расширяя номенклатуру товара и продвижение на рынке». То есть стратегическое планирование будет направлено на реализацию стратегии концентрированного роста.
Реализацию такой стратегии можно выполнять в следующей последовательности:
- довести до сведения начальников отделов стратегию предприятия.
- сформировать в течение двух месяцев новую организационную структуру в следующем порядке: сформировать отдел маркетинга, сформировать отдел обеспечения, отдел безопасности.
- предупредить реализацию угрозы, связанную с изменением условий аренды, действуя в двух направлениях: улучшение отношений с арендодателем и поиск новых помещений.
- готовиться и постепенно проводить расширение торгового отдела, увеличивая номенклатуру товара.
Например, для выполнения стратегии перед подразделениями необходимо поставить конкретные задачи.
Отделу финансов:
- создать систему контроля движения денежных и материальных средств, с целью наиболее рационального управления ресурсами - в срок: 4 месяца.
- разработать систему поощрения и оценки вклада каждого члена трудового коллектива в общем объёме работ.
- выявлять резервы, просчеты, удачные направления. Представлять ежемесячный отчёт о результатах работы и причинах отклонения.
Отделу маркетинга:
- разработать рекламную стратегию, описать стиль и образ фирмы.
- изучить структуру цен у конкурентов - крупных и небольших фирм, мелких организаций.
- постоянно изучать проблемы потребителей, выявлять наиболее выгодные виды товара.
- следить за развитием мирового производства, знакомиться с возможностями новых товаров.
Торговому отделу:
- обеспечить загрузку рабочих мест на 90% в 3-х месячный срок.
- исключить жалобы и нарекания клиентов на качество работ.
Отделу безопасности:
- исключить доступ в помещения посторонних лиц.
- урегулировать вопросы с криминальными структурами.
- обеспечить полную сохранность товарно-материальных ценностей.
- проверять достоверность сведений о поступающих на работу новых сотрудниках, деловых партнёрах.
Долгосрочными целями планирования деятельности предприятия будут:
- обеспечение рентабельности на уровне 15% годовых, учитывая инфляцию.
- поддерживать имидж надёжной и стабильной фирмы.
- стоимость продукции па уровне доступном обычному потребителю.
Заключение
За последние пятнадцать лет экономические условия работы российских предприятий сильно изменились. Отход от централизованного планирования деятельности предприятий, прошедшая приватизация и весь ход экономических преобразований в России заставляют руководителей предприятий самих заботиться о судьбе своего дела. Это означает, что они должны уметь формулировать цели, оценивать преимущества и недостатки своих предприятий, предвидеть возможные внешние угрозы и опасности и осуществлять управление предприятием соответственно изменениям внешней среды, т.е. непосредственно использовать идеи стратегического менеджмента, что свидетельствует об актуальности предмета.
В реализации стратегического решения какой-либо проблемы прослеживается следующая цепочка:
1) формулирование цели инвестора или социально-экономической системы, например, - получение прибыли;
2) определение набора идей по достижению цели или направлений вложения инвестиций;
3) сегментация рынка, определение потребностей и нахождение ниши, где возможно реализовать идею;
Информация о работе Предпосылки возникноыения стратегического менеджмента