Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:00, курсовая работа
Целью стратегического управления является достижение стратег, которые радикально и безвозвратно меняют ситуацию конкурирования в свою пользу.
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.
Введение 3
Глава 1. Предпосылки и этапы становления стратегического управления
1.1 Сущность, основные понятия стратегического управления 4
1.2 Этапы становления стратегического управления 7
1.3 Тенденции развития стратегического управления 10
Глава 2. История становления стратегического управления на ИУЧСТП «Белскинас»
2.1 Краткая характеристика предприятия 12
2.2 Этапы становления стратегического управления на предприятии 14
2.3 Рекомендации 20
Заключение 22
Список используемой литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Предпосылки и этапы становления стратегического управления
1.1 Сущность, основные понятия стратегического управления
1.2 Этапы становления стратегического управления
1.3 Тенденции развития стратегического управления
Глава 2. История становления стратегического управления на ИУЧСТП «Белскинас»
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Этапы становления стратегического управления на предприятии
2.3 Рекомендации
Заключение
Список используемой литературы
Лабораторные работы
Введение
Стратегическое управление – это такое управление, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Целью стратегического управления является достижение стратег, которые радикально и безвозвратно меняют ситуацию конкурирования в свою пользу.
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.
Предметом стратегического управления являются:
1. проблемы, которые прямо связанны с генеральными целями организации.
2. проблемы и решения, связанные с каким-либо элементом организации, если этот элемент необходим для достижения целей, но в настоящее время отсутствует или имеется в недостаточном объеме.
3. проблемы, связанные с внешними факторами, которые являются неконтролируемыми.
В процессе реализации стратегического решения формируются следующие задачи:
1. определения цели;
2. формирования программы или плана;
3. разработка алгоритма выполнения программы;
4. формирования организационной структуры, обеспечивающей выполнение программы;
5. определение и нахождение необходимых источников финансирования;
6. реализация стратегических программ, включая контроль за ходом реализации;
7. корректировки стратегии в зависимости от изменения ситуации.
Актуальность стратегического менеджмента подтверждается в работах Аристотеля, который отмечал: «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:
1) правильного установления конечных целей
2) отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели».
Глава 1. Предпосылки и этапы становления стратегического управления.
1.1 Сущность, основные понятия стратегического управления
Стратегический менеджмент представляет собой процесс определения цели, принятия стратегического решения в виде программы или плана, реализации этой программы и управления в процессе реализации.
Стратегический менеджмент (син. стратегическое управление) - это одна из функций управления, распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.
Стратегия - образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации.
Для того, чтобы понять предпосылки возникновения стратегического менеджмента (СМ) и его идеологию, рассмотрим основные эпохи экономического развития стран на примере экономики США, начиная с конца прошлого века.
Период с 80-х годов позапрошлого века по 30-е прошлого называют эпохой массового производства, характеризующегося процессом формирования инфраструктуры массового производства. Основная задача, стоявшая в этот период перед предприятиями - максимизация объемов производства слабо дифференцированного товара с минимальными издержками.
Период массового производства характеризовался четкой разграниченностью отраслей, стабильными и предсказуемыми перспективами роста, вследствие чего у предприятий, как правило, отсутствовала необходимость входить в другие отрасли; предпринимательский сектор функционировал достаточно автономно, с минимальным вмешательством со стороны государства и общества. В связи с этим идеология менеджмента основывалась на возможности экстраполяции текущих тенденций.
Период с 30-х по 50-е называют эпохой массового сбыта. Критической точкой перехода стал момент, когда предложение дешевой слабо дифференцированной серийно производимой продукции превысило спрос. Эта эпоха характеризуется прежде всего стремлением производителей оказывать влияние на потребителей, используя расширение номенклатуры производимой продукции, усовершенствования в предприятиях сбыта, интенсификацию рекламных усилий. На эту эпоху приходится зарождение маркетинга как философии бизнеса, во главу угла которой была поставлена необходимость выявления, предсказания, формирования и удовлетворения потребностей клиентов.
С середины 50-х годов начинается ''постиндустриальная эпоха'', охарактеризованная английским экономистом Питером Друкером как ''не имеющая закономерностей'', которая продолжается по настоящее время. Главными детерминантами новой эпохи явились ускорение темпов научно-технического прогресса и новый уровень благосостояния, достигнутый обществом, породнившие изменение структуры экономики и до некоторой степени ее идеологию (рост доли услуг, высокая степень дифференцированности продукции и т.д.), а также увеличение темпа протекания экономических процессов. Это значительно усложнило не только оперативное управление, но и управление с учетом будущих тенденций за счет снижения степени их определенности. Эта эпоха характеризуется усилением интенсивности конкурентности в целом и усложнением ее структуры, что, в совокупности с ростом стоимости рабочей силы и сырья, усилило интернационализацию предпринимательской деятельности.
Стратегический менеджмент играет роль методического, информационного и правового обеспечения системы, т.к. эти проблемы необходимо прогнозировать и решать на длительную перспективу, повышаются требования к обеспечению системы высококвалифицированными специалистами и менеджерами.
Структура системы стратегического менеджмента будет иметь вид, представленный на рисунке 1.
К компонентам «внешней среды» системы стратегического менеджмента, влияющим на эффективность и устойчивость ее функционирования, относятся макросреда, инфраструктура региона.
К компонентам «входа» системы относятся: законодательные акты, нормативно-методические документы по различным вопросам разработки стратегического управленческого решения, информация, необходимые ресурсы для разработки стратегии предприятия и контроля за ее реализацией.
К компонентам «обратной связи» системы стратегического менеджмента относятся новые требования потребителей, их рекламации, новая информация в связи с новыми достижениями научно – технического прогресса и другими факторами.
На «выходе» системы будет стратегия предприятия на определенный период (например, на 3 года) в форме комплексного стратегической программы или плана (программы) предприятия, стратегических планов по отдельным разделам и программы реализации стратегических планов.
Рис. 1. - Структура системы стратегического менеджмента
Условные обозначения к рис. 1.:
1.1. – стратегия повышения качества товаров;
1.2 – стратегия ресурсосбережения;
1.3 – стратегия расширения рынка сбыта;
1.4 – стратегия развития производства
2.1 – методическое обеспечение;
2.2 – ресурсное обеспечение;
2.3 – информационное обеспечение;
2.4 – правовое обеспечение;
3.1 – стратегический маркетинг;
3.2 – финансовая стратегия;
3.3 – ценовая стратегия;
3.4 – инновационная стратегия;
3.5 – инвестиционная стратегия;
3.6 – производственная стратегия;
3.7 – стратегия управления персоналом;
4.1 - разработка стратегических управленческих решений;
4.1.1 – управление НИОКР;
4.1.2 – управление подготовкой производства;
4.1.3 - управление производственной стратегией;
4.1.4 – управление финансовыми планами;
4.1.5 – управление планами сбыта;
4.2 – управление персоналом по разработке и реализации стратегических программ или планов.
1.2 Этапы становления стратегического управления
Цикл стратегического менеджмента состоит из шести этапов (рис. 2):
1. определение бизнеса и миссии предприятия;
2. представление о роли предприятия;
3. разработка его долгосрочных и краткосрочных целей;
4. разработка стратегии предприятия;
5. реализация стратегии;
6. оценка эффективности стратегии и коррекция предшествующих этапов.
Процесс СМ начинается с определения миссии и роли предприятия. Далее осуществляется постановка стратегических целей по четырем уровням управления на предприятии. Этап разработки стратегии состоит из нескольких подэтапов. Первый подэтап - анализ конкуренции. Второй подэтап – анализ внутренней среды предприятия. Третий подэтап - формирование портфеля стратегий. Этап реализации стратегии состоит из двух подэтапов. Первый подэтап – адаптация структуры предприятия к требованиям стратегической программы или плана. Второй – адаптация культуры к требованиям стратегической программы или плана. Так как процесс СМ является непрерывным, то цикл СМ является замкнутым. На последнем этапе осуществляется сравнение достигнутых результатов с запланированными и осуществляется коррекция предшествующих этапов.
Рис. 2 - Основные этапы цикла стратегического менеджмента
На каждом стратегическом уровне разработка стратегии заканчивается созданием стратегической программы или плана. В одних предприятиях он представлен в виде документа, в других – в виде единого видения и понимания менеджерами перспектив развития предприятия. Чем крупнее предприятие, тем выше вероятность, что план документирован.
Становление стратегического менеджмента как самостоятельной области исследования и управленческой практики прошло четыре этапа.
Бюджетирование и контроль. Эти управленческие функции активно разрабатывались и совершенствовались уже в первой четверти XX в. Значительный вклад в их развитие внесла школа научного менеджмента. Так, например, диаграммы Г. Гантта (полосовые диаграммы) и в наши дни являются одним из самых распространенных методов планирования. Основная посылка бюджетирования и контроля — представление о стабильной среде организации, как внутренней, так и внешней: существующие условия деятельности фирмы (например, технологии, конкуренция, степень доступности ресурсов, уровень квалификации персонала и т.п.) в будущем существенно не изменятся. Перемена начальных условий рассматривается как препятствие, преодолимое на основе прошлого опыта. Бюджетирование и контроль по-прежнему являются важнейшими методами управления, однако в настоящее время более точно определена область их успешного применения — это так называемые «жесткие» проблемы, которые характеризуются определенностью задач, средств для их решения, необходимым количеством ресурсов; применением известных методов достижения целей и определенными временными рамками. Позже, в 70-е гг., в методологии менеджмента широкое распространение получил взгляд, согласно которому «жесткие» проблемы не исчерпывают все проблемное поле менеджмента и должны быть дополнены «мягкими» проблемами, которые характеризуются неустранимыми (по крайней мере, без использования специальных процедур) неопределенностями в исходных параметрах ситуаций, рассматриваемых как управленческие задачи.
Информация о работе Предпосылки возникноыения стратегического менеджмента