Предпосылки возникноыения стратегического менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью стратегического управления является достижение стратег, которые радикально и безвозвратно меняют ситуацию конкурирования в свою пользу.
Объектами стратегического управления являются организации, стратегические хозяйственные подразделения и функциональные зоны организации.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Предпосылки и этапы становления стратегического управления
1.1 Сущность, основные понятия стратегического управления 4
1.2 Этапы становления стратегического управления 7
1.3 Тенденции развития стратегического управления 10
Глава 2. История становления стратегического управления на ИУЧСТП «Белскинас»
2.1 Краткая характеристика предприятия 12
2.2 Этапы становления стратегического управления на предприятии 14
2.3 Рекомендации 20
Заключение 22
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

РГР Предпосылки возникновения страт-ого упр-ия.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

Долгосрочное планирование. Этот метод сформировался в 1950-е гг. Он основывается на выявлении текущих изменений определенных экономических показателей деятельности организации и экстраполяции выявленных тенденций (или трендов) в будущее. Этот подход оказался наиболее полезным для планирования использования ресурсов в долгосрочной перспективе с учетом как потенциального роста компании, так и запланированного сокращения производства того или иного вида продукции или услуг.

Стратегическое планирование. Его широкое применение в практике бизнеса начинается с конца 1960-х — начала 1970-х гг. Этот подход основывается на выявлении трендов не только экономического развития корпорации, но и среды ее существования. Среда понимается как сложная, структурированная система факторов, воздействующая на организацию и ее конкурентов. Нестабильность среды при этом рассматривается как решающий фактор планирования. Такое планирование с учетом существующих тенденций в изменении конкурентного окружения опирается на выявленные сильные и слабые стороны организации, благоприятные возможности, предоставляемые переменами в окружении и угрозами со стороны конкурентов и социальных, политических, технологических и экономических факторов окружения.

Стратегический менеджмент. Как самостоятельная дисциплина он появляется в середине 1970-х гг. Подобно стратегическому планированию, стратегический менеджмент основывается на изучении изменений во внешней среде организации. Однако этот подход не сводится к восприятию окружения как фактора, ограничивающего процесс организационного планирования, а предполагает установление ясно определенных целей и разработку путей их достижения на основе использования сильных сторон организации и благоприятных возможностей среды, а также компенсации слабых сторон и методов избежание угроз.

Таким образом, можно констатировать, что стратегический менеджмент появился как реакция на повышение степени изменчивости среды бизнеса, и вопрос «долгосрочности» стал определяющим в конкурентном поведении фирм на рынке. Априорная непредсказуемость среды явилась тем краеугольным камнем, вокруг которого стали строиться новые подходы к управлению организацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Тенденции развития стратегического управления

 

Можно выделить основные принципы и тенденции стратегического управления предприятиями в современных российских условиях.

1. Разделение управления имуществом (функция собственника) и производством (компетенция директора, правления, менеджера). Согласно российскому законодательству в акционерном обществе только собрание акционеров-собственников может принимать решения об изменении уставного капитала, продаже, покупке, сдаче в аренду дорогостоящего (более 10% общих активов) имущества, распределении прибыли (после уплаты налогов), эмиссии ценных бумаг, реорганизации предприятий, открытии и закрытии филиалов и т.д. В то же время собственник (в том числе фонд государственного имущества) не вправе вмешиваться в управление производством (выбор поставщиков, сбыт продукции, набор и увольнение работников и т.д.). Арендодатель следит за изменением стоимости своего имущества, соотношением активов и пассивов, прибылей и убытков, внесением арендной платы, но не может указывать арендатору условия реализации продукции и распределения доходов.

2. Основой стратегии предприятия становится планирование доходов и расходов, внимание руководителей перемещается из снабженческо-производственной в финансово-сбытовую сферу. В условиях кризиса средства можно вкладывать лишь в наиболее надежные и перспективные проекты, которые не только обеспечат заданный уровень доходности, но и укрепят рыночные позиции фирмы. Высокий уровень риска (зависимость ожидаемой выручки от изменения цен на ресурсы, ссудного процента, темпов инфляции, валютного курса и других, независящих от предприятия факторов) может быть компенсирован повышенной эффективностью вложений.

Оценка эффективности производства, в конечном счете, характеризует результативность конкретных проектов и управления предприятием в целом.

Она включает четыре основных этапа:

1) исчисление производственных расходов;

2) определение требуемых инвестиций (капиталовложений);

3) прогнозирование ежегодных доходов с учетом износа активов;

4) определение срока окупаемости капиталовложений и его соответствия нормативу.

3. Разделение функций стратегического и оперативного управления производством. Первые осуществляет руководитель (совет директоров) и штаб (консультативный совет, не имеющий права давать прямые указания исполнителям), вторые - правление, директора по производству, маркетингу и сбыту и т.д., подчиненные им отделы управления. К числу обязанностей руководителя относится определение общих целей на основе анализа и прогнозирования рыночных позиций фирмы, утверждение соответствующих планов и программ, структуры управления, концепции маркетинга, основных направлений НИОКР, разработка кадровой, социальной, финансовой, инвестиционной, закупочной и производственной (что и как выпускать) политики, координация работы структурных единиц и служб управления, подбор непосредственно подчиненных сотрудников. Вмешательство генерального директора в оперативное управление поставками, запасами, календарное планирование и т.д. неприемлемо в рыночной экономике.

4. Многообразие стратегий управления в зависимости от рыночных позиций фирмы и сфер деятельности, где она может рассчитывать на успех.

5. Организация сотрудничества крупного и малого бизнеса. 80-е годы XX века стали во всем мире периодом возрождения малого бизнеса. Стратегический менеджмент учитывает развивающиеся в настоящее время виды кооперации, малого и крупного бизнеса. Во-первых, это предпринимательская сеть, то есть объединение большого числа малых предприятий для производства определенной конечной продукции, которую не под силу произвести одному малому предприятию. Заключается соглашение, разделяются функции между участниками, каждый специализируется на том виде деятельности, который может выполнить наиболее эффективно. Во-вторых, следует выделить франчайзинг - систему сотрудничества крупного и малого бизнеса, при которой крупная фирма имеет договоры с большим количеством (до 3 тысяч) малых компаний. При этом крупная корпорация предоставляет свой товарный знак, предоставляет свою технологию и оборудование, ведет обучение кадров, контролирует качество продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. История становления стратегического управления на ИУЧСТП «Белскинас».

2.1 Краткая характеристика предприятия

 

Иностранное унитарное частное строительно-торговое предприятие «Белскинас» Ожякаускаса Альвидаса создано и осуществляет свою деятельность на основании законодательства, Устава, решений собственника имущества.

Учредителем  и собственником имущества предприятия является Ожякаускас Альвидас, гражданин Литовской Республики.

Место нахождения предприятия: г. Минск, ул. Малинина, д. 35а, комн. 10. Договор аренды офиса и склада заключены с ЗАО «Свелта» за №24 от 29 марта 2005 года и ежегодно перезаключаются на год.

 

Таблица 1. Основные производственно-экономические показатели ИУЧСТП «Белскинас»

Наименование показателя

2007, млн. руб.

2006, млн. руб.

Откл.

Темп роста %

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг

154

72

82

213,9

Себестоимость реализации продукции, товаров, работ, услуг

97

43

54

225,6

Коммерческие расходы

34

16

18

212,5

Прибыль (убыток) от реализации

23

13

10

176,9

Прибыль (убыток) отчетного периода

13

11

2

118,2

Налог на прибыль и иные обязательные платежи

3

2

1

150,0

Использовано прибыли

2

0

2

-

Нераспределенная прибыль

8

9

-1

88,9

Рентабельность, %

23,7

30,2

-6,5

78,5


 

 

 

Организационная структура ИУЧСТП «Белскинас»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новая организационная структура ИУЧСТП «Белскинас»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Этапы становления стратегического управления на предприятии

Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления.

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития. Формирование миссии включает в себя:

1.          Задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, его основных рынков и основных технологий

2.          Внешняя среда по отношению к фирме, которая опре­деляет рабочие принципы предприятия

3.          Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри предприятия?

В миссию ИУЧСТП «Белскинас» также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку фирмы в будущем.

Некоторые руководители никогда не заботятся о выборе и формулировании миссии своей организации. Часто эта мис­сия кажется для них очевидной. Если спросить типичного представителя мелкого предпринимательства, в чем его мис­сия, ответом, вероятно, будет: ”Конечно, получать прибыль”. Но если тщательно обдумать этот вопрос, то, несоответствие выбора прибыли в качестве общей миссии становится ясным, хотя, несомненно, она является существенной целью.

Прибыль  представляет собой полностью внутреннюю проблему предприятия. Поскольку организация является от­крытой системой, она может выжить, в конечном счете, только, если будет удовлетворять какую-то потребность, находя­щуюся вне ее самой. Чтобы заработать прибыль, необходи­мую ей для выживания, фирма должна следить за средой, в которой функционирует. Поэтому именно в окружающей среде руководство подыскивает общую цель организации. Необходимость выбора миссии была признана выдающимися руководителями задолго до разработки теории систем. Генри Форд, руководитель, хорошо понимающий значение при­были, определил миссию “Форд” как предоставление людям дешевого транспорта.

Выбор такой узкой миссии организации, как прибыль, ограничивает возможность руководства изучать допустимые альтернативы при принятии решения. В результате ключевые факторы могут быть не рассмотрены и последующие решения могли привести к низкому уровню эффективности

Общепроизводственные цели формулируются и устана­вливаются на основе общей миссии предприятия и определен­ных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее ру­ководство. Чтобы внести истинный вклад в успех предприя­тия, цели должны обладать рядом характеристик:

       конкретные и измеримые цели (это позволяет создать четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы).

       ориентация целей во времени (здесь необходимо уяснить не только, что фирма хочет осуществить, но также когда должен быть достигнут результат).

       достижимые цели (служит повышению эффективности организации; установление же трудно достижимой цели может привести к катастрофическим результатам.

Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, эффективно институционализирует, проинформирует о них и стимулирует их осуществление во всей организации.

Проведённый анализ внутренней среды деятельности ИУЧСТП «Белскинас» показал, что на предприятии нет системы планирования, нет стратегических целей, принципов управления, слабый маркетинг. Анализ внешней среды выявил перспективные направления, в которых фирма может добиться успеха, и угрозы, которые могут существенно ухудшить работу организации.

Прежде всего, чтобы работа предприятия была глубоко осознана всеми членами трудового коллектива, необходимо сформулировать его миссию, то есть определить основные ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. По существу, на предприятии должна быть собственная философия, основываясь на которой строятся все взаимоотношения и решаются поставленные задачи.

В широком смысле миссия рассматривается как констатация философии и предназначения (смысла существования) организации. Философия строится на выделенных основополагающих принципах, которые очень редко могут меняться.

Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть.

Философия фирмы может быть построена на двух основополагающих принципах это честность и открытость в отношениях, как с внешней средой, гак и внутри организации. Такая философия позволяем сформировать имидж надежной фирмы, уверенно чувствующей себя на рынке.

Информация о работе Предпосылки возникноыения стратегического менеджмента