PR структуры в органах власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - охарактеризовать PR-структуры в органах государственной власти, показать какие функции и задачи решают PR- службы в налаживании взаимодействия между государственной службой и средствами массовой информации, а через них и с обществом.
Задачи исследования:
Определение роли и сущности PR-структур в государственной власти;
Выявление разницы в организации связей с общественностью в бизнесе и государственном управлении;
Рассмотрение моделей PR в государственном управлении;
Анализ зарубежного опыта организации PR-служб в государственной власти;
Рассмотрение структуры служб по связям с общественностью в России;
Анализ Положений о PR-службах властных структур в России, их ресурсов и статуса.

Оглавление

Введение..………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты связей с общественность в государственном управлении………………...……………………………………………………....5
1.1 Роль и сущность PR-структур в государственной системе ………...5
1.2 Различия PR-структур государственного и бизнес управления….…8
1.3 Модели связей с общественностью в органах государственной власти……………………………………………………....………………10
Глава 2 Опыт организации PR-структур в государственном управлении……………………………………………………………............….15
2.1 Зарубежный опыт организации работы PR-служб в государственной власти………………………………………………………..………..........15
2.2 Структура PR-служб в России......................…………………….…..21
2.3 Анализ Положений о PR-службах властных структур в России, их ресурсов и статуса............…………………………………………...............…..29
Заключение………………………………………………………………………42
Список нормативно-правовых актов и литературы…………………………...44

Файлы: 1 файл

пр структуры в органах власти.doc

— 223.00 Кб (Скачать)

     Информационные  программы. Государственные аудиовизуальные  СМИ включают в информационные программы  в обязательном порядке определенные законом сообщения о решениях и действиях, событиях. Должно сопровождаться видеорядом, если позволяет техническая подготовка.

     Информационно-просветительские программы. Государственные федеральные  аудиовизуальные СМИ должны еженедельно выпускать в эфир обзорные информационно-просветительские программы об итогах работы СФ и ГД, их комиссий и комитетов.

     Иные  программы. При формировании программной  политики СМИ должны предусматривать  и иные публицистические, информационные, аналитические программы о работе федеральных органов.

     Реклама. Программы о деятельности федеральных  органов не могут прерываться  рекламными материалами и сообщениями.

     Другие21.

     Тот факт, что взаимоотношения органов  федерального уровня предусматривает  бесплатное распространение общественно значимых мероприятий, связан с необходимостью донесения до общественности решений и действий. Если бы отношения строились на коммерческой основе, то это привело бы к поиску дополнительных внебюджетных источников, отразилось бы на объективности передаваемой информации или привело бы к отсутствию или недостаточному информационному обеспечению общегосударственных событий и решений.

     Основными отличиями государственных органов  федерального уровня являются наличие  обязательных для распространения радио и теле программ, существование государственных федеральных СМИ, учредителями которых являются федеральные органы. Зачастую выделенных бесплатных ресурсов оказывается недостаточно для проведения полноценной информационной политики. В связи с этим федеральные органы начинают использовать PR - технологии для информирования общественности, которые позволяет не затрачивать финансы для того, чтобы осветилось в СМИ то или иное событие. Главным критерием становится увеличение привлекательности события для общественности, что несомненно в лучшую сторону изменяет качество распространяемой информации.

     Возникновение пресс-служб, пресс-центров и PR - отделов в органах государственного управления стало возможным из-за внутренней потребности организаций проводить активную информационную политику. Регулируя отношения с внешней средой, пресс-служба и приспосабливается к внешним условиям, и регулирует взаимоотношения со структурами, находящимися вне данной организации.

     Появление пресс-служб отражает новые потребности общества в более сложной и разнообразной социальной информации и проходит в рамках более широкого внешнего процесса - усложнения информационной структуры общества.

     Основными направлениями деятельности пресс-служб  являются:

     - Производство информации для целевой аудитории и распространение ее по каналам СМИ: изготовление информационной продукции, подготовка собственных печатных, теле- и радиоматериалов, организация работы с представителями СМИ на постоянной основе. Сюда входит распространение пресс-релизов, проведение пресс-конференций, брифингов, организация "круглых столов" и иных мероприятий.

     - Производство информации для специалистов и организаций, непосредственно связанных с данным ведомством в своей повседневной деятельности: издание информационных сборников, выпуск малотиражных, рассчитанных на узко специальную аудиторию газет и журналов.

     - Подготовка внутриведомственной информации, в том числе отслеживание в СМИ оценочной и другой информации о деятельности организации.

     - Двойственная, противоречивая природа целей и задач пресс-центров, с одной стороны, заключается в том, чтобы проводить информационную политику с учетом интересов ведомства, с другой стороны - предоставлять ту информацию, которая соответствует интересам общества, выраженным через СМИ. Это противоречие и определило характер проблем, возникающих в процессе работы пресс-центров. Одной из главных проблем является опасность превращения пресс-служб или пресс-центров в своеобразный барьер между СМИ и ведомством. Это происходит в том, случае, если в повседневной практике пресс-службы руководствуются частными интересами ведомствами, а не интересами общества в получении объективной и подробной информации, что является нарушением права на информацию22.

     Во  многом организация работы PR - структур на субъектном уровне дублирует работу органов федерального уровня с различием в масштабах деятельности. Государственные органы субъектного уровня могут также являться учредителями государственных региональных СМИ. Кроме того, что работа государственных структур субъектного уровня урегулирована федеральными законодательными актами, она также регулируется и региональными законами и постановлениями.

     Создание  PR - отделов в законодательных и исполнительных органов субъектного уровня основывается на стадии развития соответствующей республики, края, области и пр., обладание необходимыми ресурсами, степенью поддержки центром и заинтересованностью общественности в функционировании подобной структуры. Во многих регионах PR - отделы создаются лишь на периоды выборов. В последнее время специалисты отмечают тенденцию, состоящую в том, что региональные государственные органы более склонны к сотрудничеству с независимыми PR - агентствами, что объясняется краткосрочным характером целей, которые преследуются региональной властью23.

     Довольно  часто региональные государственные  органы сталкиваются с проблемами в  построении взаимоотношений со СМИ  и общественностью. Проблемы возникают  из-за отсутствия профессионалов в  PR - области, желанием региональных властей навязывать собственную линию поведения и контролировать все сферы массовых коммуникаций.

     На  уровне муниципального управления основной характеристикой работы по связям с  общественностью является высокая  степень ответственности местной  власти перед жителями. Решающее значение имеет выбранная стратегия, где главным критерием является - поддержание доверия жителей. В качестве носителей авторитетного мнения выступают не политические партии, а организации инвалидов, ветеранов, многодетных матерей и др24.  
 

     1.3 Анализ Положений о PR-службах властных структур в России, их ресурсов и статуса 

     В теории организации существуют два  рода критериев для анализа состояния  и оценки уровня эффективности работы организации.

     Критерии  первого рода исходят из наличия  некой «идеальной» модели организации, достоинства и преимущества которой не вызывают сомнений у специалистов. Сравнивая по определенному набору параметров (критериев) реальную организацию с идеальной моделью, можно дать оценку ее достоинствам и недостаткам. Второй род критериев предполагает анализ решения организацией тех функциональных задач, которые закладываются при ее проектировании (создании).

     Оба подхода скорее дополняют, чем противоречат друг другу. Анализ, опирающийся на критерии идеальной модели (равно как и заявленная в работе апелляция к принципам опережающего обучения), предполагает формирование ряда суждений прогностического характера, характеризующих условия, при которых идеальная модель может реализоваться на практике. Они таковы:

     1) несмотря на все трудности, возможности временных отступлений политический строй в России будет развиваться в сторону утверждения консолидированной демократии;

     2) государственная служба России  в свою очередь будет трансформироваться  в сторону модели «прозрачной», «отзывчивой бюрократии», близкой рядовым гражданам и готовой с ними сотрудничать;

     3) в наибольшей степени названным  двум условиям-предположениям отвечает  организация в органах власти  служб по связям с общественностью  по модели двусторонней сбалансированной  связи, которая прежде всего предполагает организацию и поддержание равноправного диалога между гражданами и властью, при том что главной целью этого диалога является совместный поиск путей решения проблем, волнующих граждан25.

     Воздействие характера государства и принципов организации государственной службы на организацию работы служб по связям с общественностью находит отражение, прежде всего в тех целях и задачах, которые ставят соответствующие властные структуры перед службой по связям с общественностью на уровне проектирования этих служб. Перечень таких целей и задач содержится в Положениях о службах по связям с общественностью, которыми она призвана руководствоваться в своей деятельности.

     Анализ  Положений по связям с общественностью 31 субъекта Российской Федерации выявили следующую картину.

     В качестве основных целей деятельности служб по связям с общественностью  названы: (% от числа обследованных  субъектов):

    • обеспечение гласности, открытости в работе администрации – 30%;
    • обеспечение связей с гражданами и их объединениями – 91 %;
    • содействие сотрудничеству с гражданами и их объединениями в разработке и реализации программ и решений – 38%;
    • содействие реализации законодательства – 32%;
    • содействие становлению институтов гражданского общества – 10%.

     Как свидетельствуют полученные данные, в Положениях о службах по связям с общественностью субъектов Российской Федерации почти повсеместно присутствует только одна целевая функция – обеспечение связей с гражданами и их объединениями. В силу многозначности формулировки ее можно трактовать и как доведение до граждан лишь той части информации и в таком виде, которые считают для себя приемлемыми органы государственной власти. Связь не обязательно подразумевает диалог и партнерские отношения. Следовательно, такая формулировка не может служить четким ориентиром для организации практической работы PR-службы, ее стремления сделать работу администрации прозрачной, открытой для граждан и их объединений, обеспечить сотрудничество с ними, т. е. формулировка не ориентирует на наиболее прогрессивные принципы двусторонней сбалансированной связи, о которых шла речь. Таким ориентиром в совокупности могут служить первая и третья формулировки. В Положениях о службах ряда субъектов РФ они выражены достаточно четко. Начнем с формулировок, касающихся полного и объективного информирования населения о деятельности администрации.

     В Положении о службе PR Краснодарского края предложена следующая формулировка: «Разъяснение руководителям партий и объединений необходимости  и мотивов принятия администрацией края решений, имеющих социально-политическое значение. . . информирование населения о деятельности администрации и правительства края»26.

     В документе о РR-службе во Владимирской области записано: «Обеспечение гласности  в работе администрации области, доведение до политических партий, общественных объединений и религиозных конфессий постановлений администрации области, разъяснение необходимости и мотивов принятия тех или иных решений (совместно с другими управлениями и департаментами)»27.

     Положение о службе по связям с общественностью администрации Амурской области своей основной задачей считает «доведение до объединений граждан основных положений политики Президента Российской Федерации, разъяснение необходимости и мотивов принятия Президентом, главой администрации области и Представительным Собранием тех или иных нормативных правовых актов»28.

     Служба PR администрации Орловской области  первостепенную задачу своей деятельности видит в «разъяснении руководству  политических партий, общественных объединений основных положений стратегического курса, осуществляемого главой администрации»29.

     В этих формулировках присутствуют как совпадения, так и определенные различия в понимании задачи информирования общественности о деятельности органа власти. Отчасти они оправданны. Реальный федерализм предполагает и реальные возможности нестандартной организации работы государственной службы и в том числе службы по связям с общественностью. Эта нестандартность направлена на наиболее полный учет специфики жизненных условий того или иного региона, его реальных возможностей и ресурсов.

     В то же время ограничивать работу PR-службы в основном доведением до общественности информации о деятельности Главы  администрации, как это указано  в некоторых Положениях, вряд ли оправданно.

     В современном демократическом обществе все больше граждан хотят сказать «свое слово» о решениях, которые затрагивают их судьбы; более того «сказать свое слово» в процессе принятия этих решений. В то же время целевая задача, связанная с проблемой сотрудничества с общественностью в разработке различных программ, принятии и реализации решений, представлена в Положениях значительно беднее.

     «Служба создается для рассмотрения общественных инициатив граждан области, областных (региональных) отделений политических партий и движений, общественных объединений, более тесного взаимодействия администрации области с населением и общественными объединениями» (Новосибирская область)30.

Информация о работе PR структуры в органах власти