Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:33, курсовая работа
целью предложенной работы является анализ возможных средств поддержания и улучшения качества турпродукта:
- изучение структуры и специфики понятия «туристский продукт»;
- изучение свойств тур услуг с целью обеспечения необходимого качества;
- рассмотрение государственных мер регулирования качества турподукта;
- обеспечение конкурентоспособности турфирмы за счёт качества продукции.
Введение 3
1. Раскрытие основных понятий 5
1.1 Турпродукт 5
1.2 Качество турпродукта 8
1.3 Обеспечение конкурентоспособности турфирмы 12
2. Государственное регулирование обеспечения качества турпродукта 17
2.1 Стандартизация туристских услуг 18
2.2 Сертификация 21
2.3 Лицензирование 22
3. Методы обеспечения конкурентоспособности турфирмы на основе качества турпродукта 24
Заключение 28
Важным
элементом системы государстве
Основными законодательными актами в сфере туризма являются:
В настоящий момент понятие качества, как категории, нормировано и определяется стандартами. Стандарт - нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и принятый признанным органом или утвержденный предприятием, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
Стандарты качества туристического обслуживания в первую очередь определяются системами государственной стандартизации и сертификации.
Стандартизация является инструментом государственного регулирования туристской деятельности и защиты прав потребителей услуг. Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение услуг надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда. Формально уровень качества определяется как соответствие свойств продукции и услуг требованиям стандартов.
Правовое поле для разработки стандартов в области туризма обозначено в Законе РФ «О стандартизации». Закон определяет стандартизацию как деятельность, направленную на обеспечение:
1.
Безопасности продукции для
2.
Качество продукции или услуг
в соответствии с уровнем
3. Единства измерений;
4. Экономии всех видов ресурсов;
Объект стандартизации - продукция, услуги или процессы, которые неоднократно воспроизводятся или используются. Требования к туристским услугам определены в ГОСТ Р 5069094 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Общие требования».
Основополагающими
стандартами в области
§ ГОСТ 286810 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения».
§ ГОСТ 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения».
§ ГОСТ Р 50762-95 «Общественное питание. Классификация предприятий общественного питания».
§ ГОСТ Р 50935-96 «Общественное питание. Требования к обслуживающему персоналу».
Стандарты на продукцию и услуги предприятий туристской сферы устанавливают требования обеспечения безопасности жизни, здоровья туристов и экскурсантов, факторы риска в туризме, классификацию объектов размещения и питания. Среди таких стандартов:
1) ГОСТ 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов».
2) ГОСТ 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».
В
сфере туристского бизнеса
Важным
элементом системы
Обязательная сертификация турпродукта проводится на определенной государством законодательной и нормативной базе, прежде всего это законы РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей», «Об основах туристской деятельности». Объектами обязательной сертификации являются туристские услуги и услуги средств размещения, оказываемые организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация услуг не может заменить их обязательную сертификацию.
Для
сертификации туристских услуг применяют
схемы, рекомендованные для
Раньше, согласно федеральному закону «Об основах туристской деятельности», помимо сертификата соответствия оказываемых туристских услуг требованиям безопасности для жизни, здоровья туристов, сохранности их имущества и охраны окружающей среды, туроператор и турагент должны были иметь лицензию на осуществление туристской деятельности. Отказ туроператора или турагента от обязательной сертификации туристского продукта, отрицательный результат сертификации туристского продукта, а также аннулирование действия сертификата соответствия влекли за собой приостановление или прекращение действия лицензии на осуществление туристской деятельности. Цель лицензирования состояла в обеспечении защиты прав и законных интересов государства и потребителей туристских услуг, повышении уровня туристского обслуживания, приведении его в соответствие с международными требованиями.
Однако в 2006 году Указом правительства были введены следующие изменения в статью 18 Федерального Закона "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ":
«Статья 1
Внести в статью 18 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3430; 2002, N 11, ст. 1020; 2005, N 27, ст. 2719; 2006, N 1, ст. 11) следующие изменения:
1) абзац третий пункта 5.1 признать утратившим силу;
2) пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6.
С 1 января 2007 года прекращается
лицензирование следующих
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 29.12.2006 N 252-ФЗ;
туроператорская деятельность;
турагентская деятельность;
абзацы шестой - восьмой утратили силу. - Федеральный закон от 29.12.2006 N 252-ФЗ."».
Теперь
же турагентству достаточно получить
Подтверждение соответствия стандартам
безопасности ГОСТ туристских и экскурсионных
услуг и подать Заявку на получение Свидетельства
о внесении в Общероссийский Генеральный
реестр туристических агентств.
Для того чтобы обеспечить лидирующую позицию фирмы на туристском рынке, необходимо обеспечить продукт конкурентными преимуществами. Конкурентные преимущества — это материальные и нематериальные активы, а также сферы деятельности, которые стратегически важны для туристского предприятия и позволяют ему побеждать в конкурентной борьбе.
• Материальные (осязаемые) активы — это физические и финансовые ресурсы предприятия (основные фонды, денежные средства и т. д.).
• Нематериальные (неосязаемые) активы — это, как правило, качественные характеристики предприятия - такие, как престиж, имидж предприятия, квалификация персонала и т. д.
Остановимся на нематериальных активах. Прежде всего, это качество продукции и оказываемых услуг. Эти факторы обеспечивают фирме престиж и узнаваемость. Если фирма уже имеет положительный имидж на рынке, это позволяет ей сократить затраты на рекламу, что также отразится на себестоимости продукта. Получив услугу, соответствующую своим ожиданиям один раз, клиент обратиться в эту фирму снова. Таким образом, туристическая компания сможет обладать постоянной клиентурой, которая будет со временем увеличиваться, так как существует тенденция распространения положительных отзывов клиентов среди своих друзей, родственников и т.п. Так же можно стимулировать эту тенденцию путём предоставления скидок постоянным покупателям туруслуг, а так же клиентам, которые распространяют информацию о турфирме среди своих знакомых. Например, можно проводить акции под лозунгом «Приведи двух друзей в нашу фирму и получи скидку 10%».
Многие пользователи туристских услуг готовы заплатить чуть больше за улучшенный сервис. Обладая повышенным качеством продукции и услуг, турфирма может позволить себе слегка повысить цены. Это касается, например, отдела продаж. Клиент будет готов незначительно переплатить за путёвку, если на ресепшене его встретит приветливый персонал, ему будет предложена чашечка кофе и пр.
Ещё одной стратегией создания конкурентных преимуществ является дифференциация, т.е. придание продукту или услуге отличительных особенностей, которые понравились бы покупателю. Стратегия направлена на то, чтобы сделать продукт не таким, каким делают его конкуренты. В этом случае покупатели рассматривают идентичные товары конкурирующих производителей как схожие, но все же не полностью взаимозаменяемые. Поэтому отличительные характеристики товара должны обладать максимальной полезностью для покупателя. Важным моментом является концентрация внимания на интересах конкретных потребителей. Для этого в качестве исходной информации необходимо знать следующее:
*кто является покупателем, а кто принимает решение по поводу покупки;
*потребительские критерии, по которым делается выбор о покупке товара;
*факторы,
которые формируют
Дифференциация может выражаться в придании продукту уникальных свойств, причём данный продукт может быть массового потребления. Другим способом создания дифференциации является обеспечение интересов более узкого круга лиц.
Улучшение показателей деятельности компании за счет более высоких объемов продаж и дифференциации турпродукта , постоянного мониторинга текущего положения дел на рынке и оперативной корректировки планов – ключ к успеху в конкурентной борьбе на рынке.
Немаловажна в успехе туристской фирмы высокая профессиональная подготовка сотрудников туристических организации. То есть каждый сотрудник той или иной туристической фирмы обязан быть высоко квалифицированным специалистом в области туристического обслуживания; владеть всей необходимой информацией, которая может понадобиться клиенту; быть честным в отношении предоставления информации о туре, компании и возможных рисках; знать какие действия предпринимать в ЧС (необходимо для сотрудников туристических организации, сопровождающих / обслуживающих клиентов непосредственно в стране временного пребывания).
Информация о работе Повышение конкурентоспособности турфирмы на основе качества турпродукта