Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 05:00, курсовая работа
В работе изложены следующие разделы: миссия, видение и цели организации; значение и иерархия целей, критерии их эффективности; значение, типы и модели планирования; традиционные и современные подходы к планированию; внедрение планирования в масштабах организации.
ВВЕДЕНИЕ
1 Постановка целей в организации
1.1 Значение целей
1.2 Миссия организации
1.3 Видение организации
1.4 Цели организации
1.5 Иерархия целей
1.6 Критерии эффективности целей
2 Планирование в организации
2.1 Значение планирования
2.2 Типы и модели планирования
2.3 Тактика, политика, процедуры и правила
2.4 Традиционные подходы к планированию
2.5 Современные подходы к планированию
2.6 Внедрение планирования в масштабах организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Планирование «снизу вверх» основано на том, что планы создаются подчиненными и утверждаются руководством. Это более прогрессивная форма планирования, но в условиях углубляющейся специализации и разделения труда сложно создать единую систему взаимосвязанных целей.
Планирование «цели вниз - планы вверх» соединяет достоинства и устраняет недостатки двух предыдущих вариантов. Руководящие органы разрабатывают и формулируют цели для своих подчиненных и стимулируют разработку планов в подразделениях. Такая форма дает возможность создать единую систему взаимосвязанных планов, так как общие целевые установки являются обязательными для всей организации[18, с. 242].
2.5 Современные подходы к планированию
В современном мире планирование на предприятиях осуществляется при помощи корпоративных информационных систем (КИС).
Корпоративная информационная система (КИС) ─ это информационная система, поддерживающая оперативный и управленческий учет на предприятии и представляющая информацию для оперативного принятия управленческих решений.
Одним из первых стандартов считается MPS (Master Planning Scheduling) ─ методология, хорошо известная под названием «объемно-календарное планирование». Это база для всех планово-ориентированных методологий, где формируется план продаж («объем» с разбивкой по календарным периодам); по нему формируется план пополнения запасов и оцениваются финансовые результаты по периодам.
Для решения проблем логистики разработан стандарт SIC (Statistical Inventory Control). Это статистическое управление запасами.
Концепция MRP / CRP (Material / Capacity Requirements Planning) ─ это методология планирования материальных производственных ресурсов. Сущность ее заключается в определении конечной потребности в ресурсах по данным объемно-календарного плана. исторически первым приложением, развивающим концепцию MRP, была система планирования потребности в производственных мощностях CRP. Она позволяет рассчитать на цеховом уровне суммарную загрузку на основе плана производства, разработанного на базе MRP, и сопоставить ее с наличными производственными мощностями. Далее развитие концепции MRP связано с разаботкой главного плана-графика производства. Следующим этапом развития системы MRP была разработка укрупненного (агрегатного) производственного плана, или плана производства и продаж. Он разрабатывается на уровне продуктовых групп или семейств изделий и позволяет сопоставить данные маркетинговых исследований рынка и возможностей производства. Рациональное выполнение этих планов осуществляется в виде управления закупками, управления производством и контроля использования производственных мощностей. Исторически система MRP предназначалась для оперативного планирования, которое обеспечивает контроль запасов и их пополнения.
FRP (Finite / Finance Requirements Planning). Под данной абревиатурой скрываются две совершенно различные методологии. Первая ─ это планирование производственных ресурсов в условиях ограниченных мощностей ─ FCRP. Вторая ─ планирование финансовых ресурсов. Ни та, ни другая методологии не имеют фактического стандарта, Т.к. такого рода планирование достаточно специфично для конкретного предприятия и конкретной реализации.
MRP II (Manufacture Resource Planning) ─ интегрированная методология планирования, включающая MRP / CRP. Это совместное планирование материальных потоков и производственных мощностей, определение финансовых результатов сформированного производственного плана. Основной целью информационных систем класса MRP II является оптимальное формирование потоков предметов производства: материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов (находящихся в производстве) и готовых изделий. Задачи использования интегрированных систем класса MRP II:
- среднесрочное и оперативное планирование, укрупненное и детальное планирование деятельности предприятия с возможностью корректировки плановых данных на основе оперативной информации;
- контроль всего цикла производства с возможностью влияния на него в целях достижения высокой эффективности использования производственных мощностей, всех видов ресурсов и удовлетворения потребностей заказчиков;
- получение оперативной информации (отчетов) о текущих результатах деятельности предприятия, как в целом, так и с полной детализацией по отдельным заказам, видам ресурсов, выполнению планов;
- оптимизация движения производственных потоков за счет повышения непрерывности, пропорциональности и параллельности;
- сокращение длительности производственных циклов и запасов (заделов) материальных ресурсов на складах;
- автоматизация работ договорного отдела с полным контролем платежей, отгрузки продукции и сроков выполнения договорных обязательств;
- финансовое отражение деятельности предприятия в целом;
- значительное сокращение непроизводственных затрат.
ERP-системы (Enterprise Resource Planning) могут использоваться крупными предприятиями для управления потоками данных и их хранения. Основное внимание MRP II направлено на управление производственными ресурсами. Методы ERP претендуют на управление всеми ресурсами, имеющимися у предприятия (персоналом, финансами и пр.).
Автоматизированная система планирования потребностей в распределении ─ DRP (Distribution Requirements Planning) ─ является аналогом системы MRP в сфере распределения. Основу системы DRP составляет производственное расписание, которое координирует процесс поставок и пополнения товарных запасов в распределительной сети. Производственное расписание формируется для каждой единицы хранения и каждого звена логистической цепи, связанного с созданием запасов в канале распределения [19, с. 407].
2.5 Внедрение планирования в масштабах организации
Для осуществления процесса планирования в масштабах организации необходимо определить:
- объект планирования;
- субъект планирования;
- период планирования;
- средства планирования;
- методику планирования;
- согласование планов.
Объектами планирования являются ресурсы и процессы компании. Основные ресурсы:
- трудовые – квалифицированный персонал и неквалифицированная рабочая сила;
- материальные – сырье и материалы, инвентарь, незавершенное производство, товары и готовая продукция и т. д.;
- основные средства – здания, сооружения, машины, оборудование, средства труда, нематериальные активы и т. д.;
- информационные – информация для принятия решений, для контроля за реализацией выполнения решений и т. д.;
- финансовые – деньги, фонды, ценные бумаги и т. д.
Процессы подразделяются на бизнес-процессы и проекты. Бизнес-процесс – совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности «на выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя. Виды процессов:
- основные – направлены на внешнего потребителя;
- вспомогательные (обеспечивающие) – направлены на внутреннего потребителя;
- управленческие – процессы подготовки и принятия решений.
Проект – уникальный процесс, предполагающий координированное выполнение взаимосвязанных действий для достижения определенных целей в условиях временных и ресурсных ограничений (С. Ковалев). Проекты могут быть направлены на развитие системы управления; развитие существующих бизнесов и создание новых бизнесов.
Объекты планирования измеряемы в показателях. Основными планируемыми показателями являются:
- выручка, доля рынка;
- потоки и остаток денежных средств;
- финансовый результат – прибыль/убыток;
- затраты;
- конкурентоспособность;
- изменения в продукте, производстве, распределении.
Субъектом планирования является ответственное должностное лицо или структурное подразделение, разрабатывающее планы или отвечающее за их выполнение.
Определяя период планирования, устанавливают, на какой срок планируется организация деятельности: на день, месяц, квартал, год, 2-3 года, 5 лет или более 5 лет.
Затем необходимо определить, с помощью каких средств будет осуществляться планирование. Обычно планирование на предприятиях осуществляется с помощью компьютерного обеспечения и специализированных программных продуктов.
Определяя методику планирования, решают, какую модель планирования будут использовать – линейную или текущую.
При согласовании планов, определяют: какие планы, с кем и на каких условиях будут согласовываться.
Планирование осуществляется по следующим этапам:
- определение миссии – основного ориентира действий;
- прогнозирование – оценка будущего состояния внешних и внутренних факторов;
- формулирование целей (желаемых результатов). Цель должна быть четкой, ясной, конкретной, измеримой (ответ на вопрос «что»). Идеал – недостижимая цель;
- программирование – создание планов действий, программ, графиков работ – планов во временной последовательности (ответ на вопросы «когда», «как»);
- бюджетирование – определение объема работ и распределение объемов ресурсов по видам работ (ответ на вопрос «сколько»);
- формирование политики предприятия – составление общих правил деятельности на предприятии;
- формирование процедур действий (процессов) [20, с. 548].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Планирование является необходимой
стадией процесса управления. Оно
позволяет определить направление
развития компании, снизить затраты
и рационализировать
Планы можно разделять по критерию длительности планового периода и по структурным составляющим организации. Все планы взаимно увязаны друг с другом и представляют из себя единую систему планов организации.
В организации существуют такие целевые установки как миссия, видение и цели. Миссия - это наиболее глобальная целевая установка, разрабатывающаяся на весь срок существования организации. Она отражает то, для чего создана и существует организация. Видение - это то, какой мы хотим видеть нашу организацию через достаточно продолжительный срок. Оно может совсем не зависеть от текущего состояния дел в организации. Цели - это наиболее конкретные целевые установки. Цели должны быть определены во времени, конкретны, адресны, достижимы и непротиворечивы.
Основу планирования в организации составляет стратегическое планирование. Правильно поставленное стратегическое планирование является источником всей системы планов в организации. Модель стратегического управления раскрывает взаимосвязь основных этапов: планирования стратегии, разработке на ее основе системы планов и программ и контроль реализации стратегии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Акофф, Н. О менеджменте: практическое пособие / Н. Акофф, Л. Рассел. – СПб.: Феникс, 2005. - 448 с.
2. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учебник / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА_М, 2006. - 216 с.
3. Веснин, В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р. Веснин. - М.: Элит, 2008. - 560 с.
4. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2005. - 670 с.
5. Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник / И.Н. Гречникова. - М.: Юнити, 2009. - 501 с.
6. Глухов, В.В. Менеджмент: учебник / В.В. Глухов. - СПб.: Лань, 2005. - 528 с.
7. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Экономист, 2009. - 416 с.
8. Кнышова, Е.Н. Менеджмент: учебник / Е.Н. Кнышова. - М.: ИНФРА_М, 2007. - 304 с.
9. Вачугов, Д.Д. Курс менеджмента: практическое пособие / Д.Д. Вачугов. – СПб.: Феникс, 2008. - 512 с.
10. Люкшинов, А.И. Стратегический менеджмент: учебное пособие / А.И. Люкшинов. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 375 с.
11. Мескон, М.Х. Основы менеджмента: учебник / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 2005. - 720 с.
12. Смолкин, А.М. Менеджмент: учебник / А.М. Смолкин, М. Альберт, Ф. Хедоурин. - М.: ИНФРА_М, 2007. - 248 с.
13. Наумов, А.И. Менеджмент: учебник / А.И. Наумов. – М.: Дело, 2006. – 645 с.
14. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие для вузов / Н.И. Кабушкин. – М.: Феникс, 2009. - 306 с.
15. Басовский, Л.Е.
16. Горемыкин, В.А. Экономическая стратегия предприятия: практическое пособие / В.А. Горемыкин, О.А. Богомолов. - М.: Рилант, 2005. - 506 с.
17. Петров, А.Н. Стратегическое планирование: учебное пособие / А.Н. Петров. - СПб.: ГУЭФ, 2006. - 200 с.
18. Фатхутдинов, Р.А.
19. Алексеева, М.М. Планирование деятельности фирмы: практическое пособие / М.М. Алексеева. – СПБ.: Феникс, 2008. - 200 с.
20. Горемыкин, В.А. Стратегия развития предприятия: практическое пособие / В.А. Горемыкин, Н.В. Нестерова. - М.: Дашков и Ко, 2005. - 594 с.
Информация о работе Постановка целей и планирование в организации