Постановка целей и планирование в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 05:00, курсовая работа

Краткое описание

В работе изложены следующие разделы: миссия, видение и цели организации; значение и иерархия целей, критерии их эффективности; значение, типы и модели планирования; традиционные и современные подходы к планированию; внедрение планирования в масштабах организации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 Постановка целей в организации
1.1 Значение целей
1.2 Миссия организации
1.3 Видение организации
1.4 Цели организации
1.5 Иерархия целей
1.6 Критерии эффективности целей
2 Планирование в организации
2.1 Значение планирования
2.2 Типы и модели планирования
2.3 Тактика, политика, процедуры и правила
2.4 Традиционные подходы к планированию
2.5 Современные подходы к планированию
2.6 Внедрение планирования в масштабах организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая менеджмент.docx

— 98.81 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1 Постановка целей в  организации 

5

1.1 Значение целей

5

1.2 Миссия организации

5

1.3 Видение организации

6

1.4 Цели организации

7

1.5 Иерархия целей

12

1.6 Критерии эффективности  целей

14

2 Планирование в организации

17

2.1 Значение планирования

17

2.2 Типы и модели планирования

18

2.3 Тактика, политика, процедуры  и правила

26

2.4 Традиционные подходы  к планированию

27

2.5 Современные подходы  к планированию

28

2.6 Внедрение планирования  в масштабах организации

31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

35


 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

С чего начинается работа любого менеджера? Для того чтобы эффективно управлять организацией необходимо, прежде всего, иметь четкое и непротиворечивое представление о том, куда мы идем, и почему мы идем именно этим путем. Это «представление» есть результат  того, что принято называть планированием.

Планирование - это важнейшая  функция управления осуществляется путем составления планов работы организации, ее составных частей и  работников. Основой в этом процессе является постановка целей - выбор целевых установок, обеспечивающих движение в заданном направлении. Стратегическое планирование задает направление для всей системы планов организации на рассматриваемый период времени.

Планирование - это вид  управленческой деятельности, связанный  с составлением планов организации  в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников. Процесс планирования состоит из следующих стадий: установление целей, распределение ресурсов, доведение  планов до работников. Планы классифицируются по длительности планового периода  и уровням организационного планирования.

Постановка целей - является важнейшим исходным моментом планирования. Целевая функция осуществляется через ряд этапов, каждый из которых соответствует тому или иному типу целевой установки: миссия, видение, цель. Первым этапом является разработка или уточнение миссии организации, выражающей философию и смысл ее существования. Видение организации разрабатывается на конечный длительный период и отражает представление о том, какой должна стать организация по истечении этого периода.

Цели организации - это  наиболее конкретное выражение миссии и видения в форме, доступной  для управления процессом ее реализации. Постановка этих целей осуществляется в соответствии с выработанными теорией и практикой управления принципами. Существует множество различных способов классификации целей. Каждый из них описывает специфику разрабатываемых целей. Между всеми целями существует тесная связь и взаимообусловленность, что позволяет рассматривать их как систему целей организации - дерево целей.

Стратегическое планирование, возникшее в 60-х гг. XX в., постоянно развивалось. В настоящее время планирование в организации осуществляется на нескольких уровнях.

После постановки миссии, разработки видения организации и анализа  стратегического профиля, необходимо определить продолжительность стратегического  периода в рамках рассматриваемого видения и поставить соответствующие  стратегические цели. Анализ внутренней и внешней среды позволяет  сформулировать альтернативы и выбрать  оптимальную стратегию развития организации на данный период.

 

1 Постановка целей в организации

 

 

1.1 Значение целей

 

Среди всех компонентов  внутренней структуры организации особое место занимают цели, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность организации. Организация, не имеющая цели, бессмысленна и не может существовать сколько-нибудь продолжительное время. Цели являются исходной точкой планирования и лежат в основе построения организационных отношений. На целях базируется система мотивирования, используемая в организации. Также цели являются точкой отсчёта в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и организации в целом. Существует 3 типа целевых установок: миссия, видение и, собственно, цель [1, с. 102].

 

1.2 Миссия организации

 

Миссия - смысл существования организации. Миссия определяет то, для чего создана и существует организация, придает действиям людей осмысленность и целенаправленность, позволяющие осознавать не только что они должны делать, но и для чего они осуществляют свои действия. Миссия - это заявление, отражающее интересы общества, владельцев и персонала предприятия, дающее общее представление о сфере деятельности, общих принципах работы и т.п.

Потребность в определении миссии организации появилась в 70-х годах, когда нужно было кратко охарактеризовать организацию и ее основные отличия от других, когда нужно было найти исходную точку стратегии организации. Введение этого понятия в широкий оборот обусловлено следующими основными причинами:

- повысилась роль общественного, государственного политического и др. контроля над деятельностью организаций;

- владельцы организаций осознали, что только их цели или только прибыль не могут более быть основной целью организации;

- в условиях перенасыщенного рынка от организации потребовалось определение ее «индивидуального лица»;

- появилась необходимость интеграции на уровне макросоциума (нация, регион, потребители) и на уровне микросоциума (персонал организации, деловые партнеры, инвесторы).

Очевидно, что хорошая  миссия - это вещь первостепенной важности, и важность эта постоянно увеличивается. Теория и практика менеджмента не выработала единого подхода к  правилам разработки миссии. Однако есть ряд рекомендаций, которые следуют  из общих требований практики:

- миссия безвременна, то есть формулируется вне временных рамок;

- миссия не должна полностью зависеть от текущего положения дел и состояния организации;

- в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли или ограничивать систему целей потребностями руководства организации;

- между миссией организации, ее целями и миссиями ее подразделений не должно быть противоречий [2, с. 86].

 

1.3 Видение организации

 

Если миссия формулируется  на неопределенное время, то видение  организации разрабатывается на определенный срок. Как правило, это  достаточно продолжительный срок, около 10-20 лет.

Видение - это то, какой  мы хотим видеть нашу организацию  через 10-20 лет. Это видение может быть совершенно не связано с сегодняшним состоянием организации. Для того чтобы сформулировать видение нужно задать себе следующие вопросы:

- Какой мы хотим видеть свою организацию в будущем?

- Что из себя представляет наш бизнес сейчас и каким он станет в будущем?

- Кто является потребителями нашей продукции (услуг) и на какую группу покупателей организация будет ориентироваться в будущем?

- Какими способами мы собираемся увеличивать ценность нашей продукции для потребителей?

Видение - это уже более  или менее конкретная ситуация в  будущем, к которой организация  должна стремиться. Ответы на эти вопросы  должны быть тщательно продуманы, так  как на них базируется последующая  работа по установлению целей организации [3, с. 97].

 

1.4 Цели организации

 

Цели - это основные задачи.

Цели - это результаты, к  которым стремиться индивидуум, группа лиц или организация в целом.

Цели организации формулируются  и устанавливаются в соответствии с миссией на основе существующих в фирме ценностей, традиций и  установок.

Миссия и видение образуют фундамент для установления целей  организации в целом, ее подразделений  и функциональных подсистем (маркетинг, производство, финансы, персонал и т.п.), каждая из которых ставит и реализует  свои цели, логически вытекающие из общих целей предприятия. Отсюда следует, что цели - это конкретизация миссии и видения организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.

Правильно поставленная цель - половина сделанной работы. Поэтому цели организации должны быть сформулированы с учетом следующих требований:

- четкие временные рамки, на которые устанавливаются цели;

- конкретность содержания и реальная достижимость целей;

- непротиворечивость и согласованность с другими целями, а также с ресурсами, потребными для их достижения;

- адресность (кто? когда? где?) и возможность осуществления контроля в ходе реализации целей.

Прежде всего, следует различать общие, или глобальные, цели, разрабатываемые для фирм в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей и ориентиров.

Специфические цели разрабатываются  в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом производственном отделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях. В отличие от общих, специфические цели бывают двух типов: операционные и оперативные. Первые ставятся перед отдельными работниками, вторые - перед подразделениями [4, с. 253].

Наряду с уровневой  классификацией применяется и организационная, основанная на системном подходе, где  для упорядочения множества целей  организации применяется их группировка (классификация) по разным критериям. Главные из них:

- временной период;

- степень важности,

- содержание;

- значимость;

- повторяемость;

- деловая среда;

- структура;

- стадии жизненного цикла.

Одним из важнейших критериев  является период времени, на который  устанавливаются цели. По этому критерию выделяют три группы целей:

1) Краткосрочные (текущие) цели обычно относятся к тем задачам, которые следует решить в течение одного года. Эти цели хорошо воспринимаются членами организации в том случае, если они реально достижимы, подкреплены соответствующей мотивацией.

2) Среднесрочные цели охватывают период протяженностью от одного до трех лет. Цели, реализация которых рассчитана на такие сроки, требуют проведения тщательного анализа условий деятельности (в первую очередь рыночной среды), существующих ресурсов организации и возможностей их привлечения. Разработка и достижение среднесрочных целей особенно важны для торговых организаций.

3) Долгосрочные цели обычно относятся к периоду планирования деятельности организации свыше трех лет. Работа на перспективу актуальна далеко не для всех организаций. Так, организации, осуществляющие торговые операции, не могут быть полностью ориентированы на долгосрочные цели из-за высокой изменчивости рыночного окружения. Тем не менее, многие из них ставят долгосрочные цели, но, как правило, детально их не разрабатывают, а рассматривают лишь как ориентиры, как отдаленную веху, вопрос далекого будущего. Эти цели могут иметь мотивирующее значение, поскольку их достижение рассматривается как выдающееся достижение организации, как важный этап ее деятельности. Однако в ряде областей деятельности долгосрочные цели имеют решающее значение, являются главными ориентирами, например в научных разработках [5, с. 202].

По степени важности для  организации цели подразделяются на:

- стратегические, устанавливаемые на длительный период; важным моментом разработки стратегических целей является ориентация на потребности клиентов, которая нередко предопределяет успех организации в острой конкурентной борьбе;

- тактические, являющиеся логическим развертыванием стратегических целей и устанавливаемые на более короткие периоды (от одного до 3-5 лет для условий стабильного развития); они характеризуются конкретизацией плановых заданий, которые чаще всего получают количественное измерение;

- оперативные, представляющие собой детализацию стратегических и тактических целей до уровня задач, которые должны решать конкретные исполнители в своей повседневной работе в пределах года, полугодия, квартала, месяца, рабочего дня.

Группировка целей по содержанию построена на многообразии интересов  организации. Так, в коммерческих организациях превалируют экономические интересы, т.е. стремление получить прибыль, обеспечить дивиденды акционерам и оплату труда  работающим и т.п. В соответствии с этим формируется состав экономических  целей организации, в котором  ключевая роль отводится финансовым показателям [6, с. 105]. Наряду с этим любая организация ставит цели, отражающие социальные интересы людей (подготовка и обучение персонала, повышение квалификации и продвижение, взаимоотношения в коллективе, условия и содержание труда и т.д.), планируемые организационные изменения (в структуре самой организации и ее системы управления), преобразования в области научных исследований и технологий и т.п.

Информация о работе Постановка целей и планирование в организации