Постановка целей и планирование в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 05:00, курсовая работа

Краткое описание

В работе изложены следующие разделы: миссия, видение и цели организации; значение и иерархия целей, критерии их эффективности; значение, типы и модели планирования; традиционные и современные подходы к планированию; внедрение планирования в масштабах организации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1 Постановка целей в организации
1.1 Значение целей
1.2 Миссия организации
1.3 Видение организации
1.4 Цели организации
1.5 Иерархия целей
1.6 Критерии эффективности целей
2 Планирование в организации
2.1 Значение планирования
2.2 Типы и модели планирования
2.3 Тактика, политика, процедуры и правила
2.4 Традиционные подходы к планированию
2.5 Современные подходы к планированию
2.6 Внедрение планирования в масштабах организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая менеджмент.docx

— 98.81 Кб (Скачать)

По значимости цели подразделяются на:

- особо приоритетные, с достижением которых связано получение главного результата развития организации;

- приоритетные, необходимые для успеха и требующие внимания руководства;

- остальные, также важные, но несрочные цели, нуждающиеся в постоянном контроле.

Группировка целей по критерию повторяемости имеет значение для  разработки способов их достижения. Для  постоянных и периодически повторяющихся  целей, как правило, в организации  имеются методики, а также ресурсы  и люди, способные их использовать.

В современных условиях каждая компания связана множеством коммуникаций с другими организациями, составляющими  ее деловую среду и оказывающими на нее прямое или косвенное воздействие. По этому критерию все цели подразделяются на внутренние цели самой организации  и на цели, связанные с ее деловым окружением - поставщиками, инвесторами, торговыми организациями, банками, страховыми компаниями и пр.

Группировка целей по критерию структуры организации позволяет  наряду с целями для организации  в целом выделить и сформулировать цели входящих в ее состав структурных  подразделений. Специфика разработки целей на этом уровне состоит, с одной  стороны, в необходимости согласования со стратегическими целями организации в целом, с другой - в учете реальных возможностей распределения заданий между структурными единицами следующего, низового уровня. Функциональный подход к управлению организациями требует установления целей работы всех функциональных подсистем - маркетинга, производства, персонала, финансов и т.д.

Цели организации существенно  меняются на разных стадиях жизненного цикла:

1) На стадии создания любая компания нацелена на то, чтобы: выйти на рынки; установить деловые отношения с партнерами (поставщиками, торговыми организациями и пр.); изыскать необходимые средства для стартовой деятельности и организации бизнеса; выжить.

2) Для стадии роста приоритетными являются цели, которые отражают ее успешное позиционирование на рынке и удовлетворительные финансовые результаты. Это: дальнейшее расширение поля деятельности и рынков; достижение стабильности и прибыльности, в том числе за счет новых сфер бизнеса; совершенствование структуры управления; привлечение квалифицированных профессионалов по маркетингу, производству, финансам; стратегическое планирование деятельности; поиск новых финансовых источников для поддержания роста.

3) На стадии зрелости цели организации связаны с: контролем за финансами; использованием конкурентных преимуществ, обеспечиваемых масштабами и высокими темпами роста; дальнейшим совершенствованием структуры управления; введением новых систем и методов управления.

4) Цели завершающей стадии жизненного цикла связаны с решением проблем полного прекращения деятельности и, как следствие, продажи имущества и увольнения работников; продажи компании другому собственнику и адаптации к стадии жизненного цикла новой организации [7, с. 270].

По повторяемости цели могут быть периодически повторяемые, постоянно решаемые и разовые. Этот параметр имеет очень важное значение при планировании работ по выполнению этой цели и определению способов ее достижения. На реализацию повторяемых  целей можно затратить больше средств, что окупиться при повторе. Это заставляет искать нечто общее  в различных целях, что можно  было бы повторить в дальнейшем.

По структуре организации  выделяют цели организации и цели подразделений. Эти цели не должны противоречить  друг другу и соответствовать  стратегическим целям.

По функциональным подсистемам  можно выделить цели, устанавливаемые  для подсистем маркетинга, производства, финансов и т.д.

Есть и менее распространенные классификации, например, по приоритетности: особо приоритетные, приоритетные и остальные. Это важно в особенности для технологий управления по целям. Принцип Парето, например гласит, что как правило 20% усилий, дают 80% результатов. Остальные, 80% усилий дают только 20% результатов. Правильно выделить нужные цели, те 20%, и сконцентрироваться на их достижении - это уже искусство управления.

 

1.5 Иерархия целей

 

В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и уровней управления складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня и целей более низкого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, т.к. она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня [8, c. 158].

Наиболее распространёнными  направлениями, по которым в деловых  организациях устанавливаются цели, являются следующие:

- прибыльность, отражаемая в показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и другие;

- положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объём продаж и другие;

- производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоёмкости и другие;

- финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации и другие;

- мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники и другие;

- разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат, сроки введения в действие нового оборудования и другие;

- изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений и другие;

- человеческие ресурсы (кол-во прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и другие);

- работа с покупателями (скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и другие);

- оказание помощи обществу (объём благотворительности, проведение благотворительных акций и другие) [9, с. 456].

Количество и разнообразие целей и задач менеджмента  настолько велики, что без комплексного, системного похода к определению их состава не может обойтись ни одна организация независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа - дерева целей. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:

- общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;

- при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;

- при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;

- подцели каждого уровня должны быть независимыми друг от друга, а не выведенные друг из друга;

- фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.

Количество уровней декомпозиции зависит от масштабов и сложности  поставленных целей, от принятой в организации  структуры, от иерархичности построения ее менеджмента [10, с. 74].

 

1.6 Критерии эффективности целей

 

Обще фирменные цели формулируются  и устанавливаются на основе общей  миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые  ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в  успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.

Во - первых, цели должны быть конкретными и измеримыми. Выражая свои цели в конкретных формах, руководством создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Руководители среднего звена будут иметь ориентир для решения, следует ли направить больше усилий на обучение и воспитание работников. Также будет легче определить, насколько хорошо организация работает в направлении осуществлении своих целей.

Конкретный горизонт прогнозирования  представляет собой другую характеристику эффективных целей. Следует точно  определить не только, что организация  хочет осуществить, но также в  общем, когда должен быть достигнут результат. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки. Долгосрочная цель, согласно Стейнеру, имеет горизонт планирования, приблизительно равный пяти годам, иногда больше - для передовых в техническом отношении фирм. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного до пяти лет.

Долгосрочные цели обычно имеют весьма широкие рамки. Организация  формулируют их в первую очередь. Затем вырабатываются средне и краткосрочные  цели для обеспечения долгосрочных целей. Обычно, чем ближе горизонт планирования цели, тем уже ее рамки. Например, долгосрочная цель в отношении  производительности может формулироваться  так: "увеличить общую производительность на 25% за пять лет". В соответствии с этим руководство установит  среднесрочные цели повышения производительности в 10% за два года. Оно также установит  краткосрочные цели в таких конкретных областях, как стоимость товарно-материальных запасов, повышение квалификации сотрудников, модернизация завода, совершенствование  управления, переговоры с профсоюзом и так далее. Эта группа целей  должна обеспечивать долгосрочные цели, с которыми она непосредственно  связана, а также другие цели организации [11, с. 517].

Цель должна быть достижимой, - чтобы служить повышению эффективности  организации. Установление цели, которая  превышает возможности организации  либо из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может  привести к катастрофическим последствиям. Кроме того, как утверждают профессора Джордж Стейнер и Джон Майнер, цели "представляют собой важные мотивы поведения людей в организации". Если цели не достижимы, стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация ослабнет. Поскольку в повседневной жизни принято связывать вознаграждение и повышение по службе с достижением целей, недостижимые цели могут сделать средства, используемые в организации для мотивации сотрудников, менее эффективными.

Наконец, чтобы быть эффективными, множественные цели организации  должны быть взаимно поддерживающими - т.е. действия и решения, необходимые  для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. Например, цель поддержания товарно-материальных запасов на уровне 1% от продаж не смогла бы для большинства фирм обеспечить выполнения всех заказов в течение  двух недель. Невозможность сделать  цели взаимно поддерживающими ведет  к возникновению конфликта между  подразделениями организации, которые  отвечают за достижение установленных  целей [12, с. 161].

 

2 ПЛАНИРОВАНИЕ  в организации

 

 

2.1 Значение планирования

 

Современная экономика устанавливает  определенные правила игры, которым  необходимо следовать, чтобы получить предельный результат от финансово-хозяйственной  деятельности. Это имеет значение для любого предприятия независимо от формы собственности, объемов  производства или региональной принадлежности.

Управление компанией ставит определенные задачи, которым и должно соответствовать развитие экономики. Для предотвращения стихийных процессов, которые могут привести к неблагоприятному результату, необходимо планирование, направляющее экономику в то русло, по которому предприятие идет к прибыли. Прибыль в данном случае – конечная цель движения. Любая финансово-хозяйственная деятельность осуществляется для получения максимального финансового результата.

Основными элементами построения плана являются: определение перспектив, анализ сложившейся ситуации и определение  программы мероприятий для достижения поставленных целей. Взаимосвязь этих элементов направлена на процесс  прогнозирования и даже, можно  сказать, предвидения.

Обладание достаточным объемом  знаний и опыта, умение анализировать  сложившуюся ситуацию и проектировать  ее на будущее позволяет предвидеть и прогнозировать финансово-хозяйственное  развитие[13, с. 241].

Экономическая система многогранна, это целый механизм процессов, которые  и представляются как факторы, влияющие на устойчивость и планомерность  финансово-хозяйственной деятельности компании. Планирование призвано проанализировать все эти факторы и отразить их для полноты представления  состояния и возможности развития предприятия.

2.2 Типы и модели планирования

 

Следует различать планирование и планы. План - это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий  и их исполнителей. План является результатом  процесса планирования. Планы и планирование имеют различные вариации, и их можно рассматривать с разных точек зрения.

По широте охвата:

- корпоративное планирование (для всей компании в целом);

- планирование по видам деятельности (планирование производства ковров);

- планирование на уровне конкретного подразделения (планирование работы цеха).

По функции:

- производственное;

- финансовое;

- кадровое;

Информация о работе Постановка целей и планирование в организации