Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 05:00, курсовая работа
В работе изложены следующие разделы: миссия, видение и цели организации; значение и иерархия целей, критерии их эффективности; значение, типы и модели планирования; традиционные и современные подходы к планированию; внедрение планирования в масштабах организации.
ВВЕДЕНИЕ
1 Постановка целей в организации
1.1 Значение целей
1.2 Миссия организации
1.3 Видение организации
1.4 Цели организации
1.5 Иерархия целей
1.6 Критерии эффективности целей
2 Планирование в организации
2.1 Значение планирования
2.2 Типы и модели планирования
2.3 Тактика, политика, процедуры и правила
2.4 Традиционные подходы к планированию
2.5 Современные подходы к планированию
2.6 Внедрение планирования в масштабах организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
По значимости цели подразделяются на:
- особо приоритетные, с достижением которых связано получение главного результата развития организации;
- приоритетные, необходимые для успеха и требующие внимания руководства;
- остальные, также важные, но несрочные цели, нуждающиеся в постоянном контроле.
Группировка целей по критерию повторяемости имеет значение для разработки способов их достижения. Для постоянных и периодически повторяющихся целей, как правило, в организации имеются методики, а также ресурсы и люди, способные их использовать.
В современных условиях каждая компания связана множеством коммуникаций с другими организациями, составляющими ее деловую среду и оказывающими на нее прямое или косвенное воздействие. По этому критерию все цели подразделяются на внутренние цели самой организации и на цели, связанные с ее деловым окружением - поставщиками, инвесторами, торговыми организациями, банками, страховыми компаниями и пр.
Группировка целей по критерию
структуры организации
Цели организации существенно меняются на разных стадиях жизненного цикла:
1) На стадии создания любая компания нацелена на то, чтобы: выйти на рынки; установить деловые отношения с партнерами (поставщиками, торговыми организациями и пр.); изыскать необходимые средства для стартовой деятельности и организации бизнеса; выжить.
2) Для стадии роста приоритетными являются цели, которые отражают ее успешное позиционирование на рынке и удовлетворительные финансовые результаты. Это: дальнейшее расширение поля деятельности и рынков; достижение стабильности и прибыльности, в том числе за счет новых сфер бизнеса; совершенствование структуры управления; привлечение квалифицированных профессионалов по маркетингу, производству, финансам; стратегическое планирование деятельности; поиск новых финансовых источников для поддержания роста.
3) На стадии зрелости цели организации связаны с: контролем за финансами; использованием конкурентных преимуществ, обеспечиваемых масштабами и высокими темпами роста; дальнейшим совершенствованием структуры управления; введением новых систем и методов управления.
4) Цели завершающей стадии жизненного цикла связаны с решением проблем полного прекращения деятельности и, как следствие, продажи имущества и увольнения работников; продажи компании другому собственнику и адаптации к стадии жизненного цикла новой организации [7, с. 270].
По повторяемости цели могут быть периодически повторяемые, постоянно решаемые и разовые. Этот параметр имеет очень важное значение при планировании работ по выполнению этой цели и определению способов ее достижения. На реализацию повторяемых целей можно затратить больше средств, что окупиться при повторе. Это заставляет искать нечто общее в различных целях, что можно было бы повторить в дальнейшем.
По структуре организации выделяют цели организации и цели подразделений. Эти цели не должны противоречить друг другу и соответствовать стратегическим целям.
По функциональным подсистемам можно выделить цели, устанавливаемые для подсистем маркетинга, производства, финансов и т.д.
Есть и менее распространенные классификации, например, по приоритетности: особо приоритетные, приоритетные и остальные. Это важно в особенности для технологий управления по целям. Принцип Парето, например гласит, что как правило 20% усилий, дают 80% результатов. Остальные, 80% усилий дают только 20% результатов. Правильно выделить нужные цели, те 20%, и сконцентрироваться на их достижении - это уже искусство управления.
1.5 Иерархия целей
В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и уровней управления складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня и целей более низкого уровня. Иерархия целей в организации играет очень важную роль, т.к. она устанавливает структуру организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений организации на достижение целей верхнего уровня [8, c. 158].
Наиболее распространёнными направлениями, по которым в деловых организациях устанавливаются цели, являются следующие:
- прибыльность, отражаемая в показателях, типа величина прибыли, рентабельность, доход на акцию и другие;
- положение на рынке, описываемое такими показателями, как доля рынка, объём продаж и другие;
- производительность, выражающаяся в издержках на единицу продукции, материалоёмкости и другие;
- финансовые ресурсы, описываемые показателями, характеризующими структуру капитала, движение денег в организации и другие;
- мощности организации, выражаемые в целевых показателях, касающихся размера занимаемых площадей, количества единиц техники и другие;
- разработка, производство продукта и обновление технологии, описываемые в таких показателях, как величина затрат, сроки введения в действие нового оборудования и другие;
- изменения в организации и управлении, отражаемые в показателях, устанавливающих задания по срокам организационных изменений и другие;
- человеческие ресурсы (кол-во прогулов, текучесть кадров, повышение квалификации работников и другие);
- работа с покупателями (скорость обслуживания клиентов, число жалоб со стороны покупателей и другие);
- оказание помощи обществу (объём благотворительности, проведение благотворительных акций и другие) [9, с. 456].
Количество и разнообразие целей и задач менеджмента настолько велики, что без комплексного, системного похода к определению их состава не может обойтись ни одна организация независимо от ее размеров, специализации, вида, формы собственности. В качестве удобного и апробированного на практике инструмента можно использовать построение целевой модели в виде древовидного графа - дерева целей. Посредством дерева целей описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели по следующим правилам:
- общая цель, находящаяся в вершине графа, должна содержать описание конечного результата;
- при развертывании общей цели в иерархическую структуру целей исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым и достаточным условием достижения цели предыдущего уровня;
- при формулировке целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, но не способы их получения;
- подцели каждого уровня должны быть независимыми друг от друга, а не выведенные друг из друга;
- фундамент дерева целей должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.
Количество уровней
1.6 Критерии эффективности целей
Обще фирменные цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.
Во - первых, цели должны быть конкретными и измеримыми. Выражая свои цели в конкретных формах, руководством создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. Руководители среднего звена будут иметь ориентир для решения, следует ли направить больше усилий на обучение и воспитание работников. Также будет легче определить, насколько хорошо организация работает в направлении осуществлении своих целей.
Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой другую характеристику эффективных целей. Следует точно определить не только, что организация хочет осуществить, но также в общем, когда должен быть достигнут результат. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки. Долгосрочная цель, согласно Стейнеру, имеет горизонт планирования, приблизительно равный пяти годам, иногда больше - для передовых в техническом отношении фирм. Краткосрочная цель в большинстве случаев представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от одного до пяти лет.
Долгосрочные цели обычно
имеют весьма широкие рамки. Организация
формулируют их в первую очередь.
Затем вырабатываются средне и краткосрочные
цели для обеспечения долгосрочных
целей. Обычно, чем ближе горизонт
планирования цели, тем уже ее рамки.
Например, долгосрочная цель в отношении
производительности может формулироваться
так: "увеличить общую
Цель должна быть достижимой,
- чтобы служить повышению
Наконец, чтобы быть эффективными,
множественные цели организации
должны быть взаимно поддерживающими
- т.е. действия и решения, необходимые
для достижения одной цели, не должны
мешать достижению других целей. Например,
цель поддержания товарно-
2 ПЛАНИРОВАНИЕ в организации
2.1 Значение планирования
Современная экономика устанавливает определенные правила игры, которым необходимо следовать, чтобы получить предельный результат от финансово-хозяйственной деятельности. Это имеет значение для любого предприятия независимо от формы собственности, объемов производства или региональной принадлежности.
Управление компанией ставит определенные задачи, которым и должно соответствовать развитие экономики. Для предотвращения стихийных процессов, которые могут привести к неблагоприятному результату, необходимо планирование, направляющее экономику в то русло, по которому предприятие идет к прибыли. Прибыль в данном случае – конечная цель движения. Любая финансово-хозяйственная деятельность осуществляется для получения максимального финансового результата.
Основными элементами построения
плана являются: определение перспектив,
анализ сложившейся ситуации и определение
программы мероприятий для
Обладание достаточным объемом знаний и опыта, умение анализировать сложившуюся ситуацию и проектировать ее на будущее позволяет предвидеть и прогнозировать финансово-хозяйственное развитие[13, с. 241].
Экономическая система многогранна,
это целый механизм процессов, которые
и представляются как факторы, влияющие
на устойчивость и планомерность
финансово-хозяйственной
2.2 Типы и модели планирования
Следует различать планирование и планы. План - это детализированная совокупность решений, которые подлежат реализации, перечень конкретных мероприятий и их исполнителей. План является результатом процесса планирования. Планы и планирование имеют различные вариации, и их можно рассматривать с разных точек зрения.
По широте охвата:
- корпоративное планирование (для всей компании в целом);
- планирование по видам деятельности (планирование производства ковров);
- планирование на уровне конкретного подразделения (планирование работы цеха).
По функции:
- производственное;
- финансовое;
- кадровое;
Информация о работе Постановка целей и планирование в организации