Посошков

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 19:06, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: ознакомится с биографией Ивана Посошкова и раскрыть его основные идеи и взгляды.
Среди произведений, появившихся в петровское время и навеянных духом реформ императора, особое место занимают сочинения Ивана Тихоновича Посошкова - известного русского экономиста, который вошел в нашу историю в качестве самобытного писателя, выдающегося изобретателя, рационализатора, удачливого купца и активного гражданина.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………...2
1. Жизнь и творчество Ивана Тихиновича Посошкова…………………………………………………………………...3-6
2. Учение Посошкова о богатстве…………………………………………….7-11
3. Перестройка промышленности и торговли………………………………..12-16
4. Аграрно-крестьянский вопрос……………………………………………...17-18
5. Налоговая реформа………………………………………………………….19-20
6. Заключение…………………………………………………………..............21
7. Список литературы………………………………………………………….22

Файлы: 1 файл

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.docx

— 40.56 Кб (Скачать)

"И тако вси обогатятся, - подчеркивал Посошков, - а царския сокровища со излишеством наполнятся и аще и побор какой прибавочной случится, то, не морщася платить будут". Таким образом, и "царственное", и "всенародное богатство" есть лишь формы проявления "изобильного богатства" - богатства с избытком, приращением. Важно еще и то, что "изобильное богатство" - такое богатство, которое после изъятия его части в пользу царя продолжает существовать с избытком и даже от чрезвычайных податей народ остается богатым. Посошков предусматривал существенное повышение уровня благосостояния населения России.

Иван Тихонович в определенной мере преодолел иллюзии относительно того, что богатство создается только для государства, но он продолжал верить в огромные реформаторские возможности российского абсолютизма, способного, по его мнению, создать целую систему благоприятных условий для народного обогащения. В концепции Посошкова "всенародное богатство" не некая обезличенная категория. Он писал Петру I, что "не то царственное богатство, еже в царской казне лежащия казны много... но то самое царственное богатство, еже бы весь народ по мерностям своим богат был самыми домовыми внутренними своими богатствы, а не внешними одеждами или позументным украшение...". Таким образом, "всенародное богатство" - это прежде всего совокупность "домовых внутренних богатств" каждой отдельной семьи. Заботясь о "домовом богатстве", или семейном имуществе, Посошков предлагает так вести так вести хозяйство, чтобы все "по мерности своей в приличном богатстве расширялись".

Но он оговаривает норму ("по мерности") личного потребления для хозяина дома, жены и детей. Чтобы "даром напрасно ничего не тратили" - вот основной принцип домашнего потребления. Посошков считал, что для умножения богатства семьи необходимо быть "от пьянственнаго питья воздержаннее", в "одеждах не весьма тщеславно, и не иметь лишних украшений". Он выводил предметы роскоши за пределы "домового внутреннего богатства", а значит, и потребления семьи. Нормы семейного потребления Посошков превратил в источник "домового богатства". Когда произойдет "умиротворение" всех сословий, "всяких чинов люди по своему бытию в богатстве доволни будут" . Посошков выступал за ограничение "домового богатства" сословными рамками. И здесь нет противоречия, поскольку мыслитель дал лишь исходную модель "домового богатства" - "богатства-довольства", или "богатства-недостатка", что полностью соответствует одному из значений понятия "изобильное богатство". Специфическое "богатство-достаток" каждого "чина" не должно быть ниже определенного уровня, иначе оно становится "напрасной скудостью". Для обоснования норм семейного потребления Посошков широко привлекал идеи "Домостроя" Сильвестра. Это сочинение XVI века было очень популярно в русском народе. Третья часть "Домостроя" (главы 30-63) содержит ряд практических рекомендаций относительно улучшения "домового строения" патриархальной семьи. Думается, что многие идеи рачительного ведения домашнего хозяйства применял на практике и сам Посошков. Не случайно домостроевские методы бережливого хозяйствования, борьбы против роскоши и расточительства он перенес в "Книгу о скудости и богатстве". Он советовал Петру I предоставлять льготы "в царских поборах" людям, если человек "себе и детям своим построит полаты". И этот яркий образ построенного Дома имеет определенный смысл. Россия, торгующая с Западом, представляется при чтении книги неким огромным хозяйствующим Домом, которому не все равно, что в него попадает.

России не нужно то, что она может произвести сама. Дом должен покупать у иноземцев не все подряд, а лишь основательное, добротное и необходимое для отечественного "домостроительства". "И выбирались бы, — подчеркивал Посошков, - ко товары были прочны и самые б были добрые, а плохих отнюдь бы не принимали". Посошков настаивает на покупке товаров высокого качества и длительного пользования. Именно от их потребления "домовое богатство" будет расти.

Посошкову было совершенно чуждо средневековое презрение к богатству, которое проповедовалось христианскими идеологами. Не приемлет он и тот принцип, по которому накопление жизненных средств сверх минимума есть грех корыстолюбия. В его концепции нет "потолка" для роста "домового богатства", но есть понятие его "нижнего предела", дальше которого начинается "оскудение". Так Посошков использовал сословный принцип распределения богатства для узаконивания роста частной собственности.

Сложность позиции Ивана Тихоновича в вопросе о сословности богатства заключается в том, что все его регламентации не клеймо запрета, а лишь "покров", способствующий росту "изобильного богатства". А особенность сословных норм потребления заключается в том, что они в конечном итоге способствуют росту норм накопления капиталов у молодой буржуазии. "Купецкий человек" Посошков, вышедший из крестьянско-ремесленной среды, перенес свой хозяйственный опыт в теорию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перестройка промышленности и торговли

Идеологи русского абсолютизма понимали, что без промышленного строительства, развития внутренней и внешней торговли невозможно будет превратить Россию в одну из ведущих европейских держав. На этих позициях стоял и Иван Посошков, имевший определенный опыт в устройстве промышленных предприятий.

Важным объектом его исследования стало городское ремесло. Посошков писал о его неблагополучном состоянии, сетуя на низкий уровень профессионального ремесленников. Это объяснялось отсутствием особого гражданского устава, регламентирующего ремесленное производство и "главного правителя", который смотрел бы за всеми.

Цеховой устав Посошкова предусматривал и персональное клеймение готовых изделий. Оно распространялось только на мастера, но отвечал и за работу учеников и подмастерьев.

Посошков считал, что в России не поощряется труд изобретателей — "вымыщленников". На этот случай необходимо ввести особый устав, охраняющий права изобретателя до его смерти.

 В 1722 году вышел указ  о создании организации городских  ремесленников. Он предусматривал "в  цехи писать ремесленных всяких  художеств и гражданских жителей  как из российских всяких чинов, из иноземцев завоеванных городов, так и чужестранных людей". В дальнейшем в цеха разрешалось  вступать и крепостным крестьянам, если помещики давали им "отпускные".

Большой интерес представляют идеи Посошкова об общей стратегии промышленной политики. Он предлагал Петру I интенсивнее вести строительство промышленных предприятий, прекратить продажу на Запад промышленного сырья и "потщатится, чбы завести в Руси делать те дела... кой из русских материалов делаютца".

Будучи поборником самостоятельного экономического развития страны, Посошков советовал Петру I построить в первую очередь те предприятия, изделия которых заменят иностранные товары. Идеи государственного "домостроительства" и здесь играют решающую роль. Его очень волновал набор потребительских благ, которые ввозит, но может производить Россия сама.

У Посошкова присутствует существенный элемент меркантилистической доктрины — создание экспортных отраслей промышленности. Посошков не противоречит себе, когда подчеркивает, что "хлеб и харчь у нас... гораздо дешевле, а лен и пенка гораздо ниже половины тамошной их цены укупить мочно". Низкие издержки производства, на которые указывал мыслитель, безусловно, были возможны в условиях дарового крепостного труда крестьян.

Давая сравнительную характеристику российских и западноевропейских условий хозяйствования, Посошков стремился доказать Петру, что доход можно получить за счет внутренних ресурсов экономики, ее рациональной организации. При этом на помощь российскому предпринимателю должно прийти государство.

Предлагал Посошков организовать и кредитование промышленности. Он советовал давать "денги из ратуш или окуду его императорское величество повелит" ремесленникам, которые захотят превратить свою мастерскую в мануфактуру.

Посошков считал, что кредитование растущей промышленности — дело прибыльное для государства. Он советовал представителям администрации на местах присматривать за предпринимателями, "чтоб напрасные траты деньгам не чинили и не бражничали бы, но употребляли бы их в сущее дело, и те данные деньги и прибыльные по изложению или по рассмотрению исправления их погодно ж брать". Интересна мысль Посошкова о том, что денежные средства, субсидированные государством, могут дать прибыль. Но сам механизм образования такой прибыли экономист не рассматривал.

"Крепостничские" рамки промышленной политики Посошкова в первую очередь были связаны с неразвитостью вольного найма и дорогой его оплатой. Абсолютизм стремился компенсировать это посредством распространения в промышленности принудительных форм труда.

Обоснованное беспокойство Посошкова вызывало и состояние других естественных ресурсов, необходимых для "домостроительства". По существу он стоял у истоков отечественной экологической мысли и экономики природопользования. Посошков выдвинул задачу охраны природных богатств от их хищнического использования.

Исключительно большую роль в развитии российской экономики должна была сыграть, по мнению Посошкова, торговля. Он выдвинул перед Петром I идею "свободного торга" для русского купечества. Мыслитель полагал, что без наведения порядка во внутреннем торге невозможно вести прибыльную внешнюю торговлю. В этой связи ставилась задача создания наилучших условий для деятельности купечества. Важнейшим из них Посошков считал установление и соблюдение сословного принципа торговли. Посошков был не против крестьянской торговли, хотя и считал, что зажиточному крестьянину с "пожитком" в 100-200 рублей необходимо записаться в купечество. В то же время он очень опасался роста торговли дворян и высшей бюрократии.

Важным моментом "либерализации" торговли должна была стать по замыслу Посошкова реформа системы торговых пошлин. Экономист считал, что при их сборе "не весьма право деятся, ибо покушаются с одного вола по две и по три кожи здирать, а не могут н единые кожи целые содрати и елико ни нудятся, токмо лоскутье содирают".

Посошков, образно рисуя процедуру многократного сбора пошлин на внутренних таможнях, критиковал таможенную политику абсолютизма. Он предлагал в интересах развития торговли взимать пошлину один раз — 10% от стоимости товара. Посошков ранее других мыслителей понял невыгодность для казны и купечества существования многочисленных таможен. Он, в частности, указывал царю, что многие чиновники кормятся за счет сбора торговых пошлин, в ущерб государству. Таможенные сборы в России были отменены только в 1753 году.

Посошков был последовательным сторонником государственно регламентации товарных цен, выступал за стабилизацию их на внутреннем рынке. Дифференцируя все товары по качеству, он тем не менее упорно советовал Петру положить такую цену, "чтобы какова в первой лавке, такова была и в последней". Чего же добивался этим экономист? Посошков, по-видимому, негативно относился к колебаниям и общему росту цен (почти в два раза) в первой четверти XVIII века.

Определенная стабилизация цен на внутреннем рынке должна, по мнению Посошкова, стать важным условием перестройки внешнеторговой деятельности российского купечества. Он надеялся на помощь администрации в организации купеческих товариществ — "кампанств". Посошков создал в определенной мере абстрактную модель внешнеторговой компании, специализирующейся на торговле определенными товарами.

При реорганизации внешней торговле Посошков предлагал по внимательнее присмотреться к импортным товарам. Особенно его возмущал ввоз украшений, дорогой одежды, предметов потребления господствующих сословий. Кроме того, он предлагает запретить закупки товаров, которые уже производятся в стране: железа, соли, стеклянной посуды, зеркал, оконного стекла и т. д.

Мнения Посошкова соответствовали активной протекционистской политики абсолютизма. Покровительственная опека отечественных мануфактур нашла свое выражение в таможенном тарифе 1724 года. Пошлины были установлены в серебряных "ефимках". В пересчете на их рыночную цену ставки тарифа колебались от 25 до 35%. Дифференциальные ставки тарифа назначались в зависимости от соотношения объема отечественного производства и размера импорта и носили по существу запретительный характер. Русский экспорт облагался 3%-ной пошлиной фискального значения. Зато с целью стимулирования национального производства были наложены высокие пошлины на промышленное сырье, а ввоз шерсти запрещался вообще. Российское дворянство было очень недовольно подобной политикой.

По замыслу Посошкова активная протекционистская политика государства должна была создать благоприятные условия для роста отечественной промышленности. Это заложило бы основы для изменения структуры русского экспорта. В нем, по мнению экономиста, должна преобладать готовая промышленная продукция. Но подъем российской промышленности Посошков связывал с серьезными изменениями в сельском хозяйстве. Все упиралось в решение аграрно-крестьянского вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аграрно-крестьянский вопрос

В "Книге о скудости и богатстве" много описаний бедствий русского крестьянства, которое составляло подавляющую часть населения страны. Посошков подходил к рассмотрению "земельных дел" с общегосударственных позиций.

Посошков связывал решение аграрных проблем с увеличением "царского сбора". Он обращал внимание Петра I на то, что в России огромные пространства земли дают слишком мало для казны. Поэтому должен быть "учинен платеж по ней и самой малой, чтоб лизше никто на ней даром не жил...".

А какие же изменения в положении дворянства и крестьянства сулила грандиозная реформа, задуманная Посошковым? Узловым пунктом преобразований должно было стать крестьянское хозяйство. На начальном этапе реформы государству было необходимо добиться такого состояния "домового внутреннего богатства" всех крестьянских семей, чтобы "сносно было государств подать и помещику заплатить и себя прокормить без нужды". Чтобы решить эту триединую задачу, необходимо было пойти на определенное ущемление дворянских интересов.

Информация о работе Посошков