Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 19:06, реферат
Цель данной работы: ознакомится с биографией Ивана Посошкова и раскрыть его основные идеи и взгляды.
Среди произведений, появившихся в петровское время и навеянных духом реформ императора, особое место занимают сочинения Ивана Тихоновича Посошкова - известного русского экономиста, который вошел в нашу историю в качестве самобытного писателя, выдающегося изобретателя, рационализатора, удачливого купца и активного гражданина.
Введение………………………………………………………………………...2
1. Жизнь и творчество Ивана Тихиновича Посошкова…………………………………………………………………...3-6
2. Учение Посошкова о богатстве…………………………………………….7-11
3. Перестройка промышленности и торговли………………………………..12-16
4. Аграрно-крестьянский вопрос……………………………………………...17-18
5. Налоговая реформа………………………………………………………….19-20
6. Заключение…………………………………………………………..............21
7. Список литературы………………………………………………………….22
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный аграрный университет»
Институт экономики, финансов и менеджмента
Кафедра управления персоналом
Реферат
По дисциплине «История управленческой мысли»
Иван Тихонович Посошков. Основные идеи
Исполнитель:
Студент 1 группы управления персоналом
Олюнина Александра Дмитриевна
Екатеринбург
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Введение
Цель данной работы: ознакомится с биографией Ивана Посошкова и раскрыть его основные идеи и взгляды.
Задачи:
Среди произведений, появившихся в петровское время и навеянных духом реформ императора, особое место занимают сочинения Ивана Тихоновича Посошкова - известного русского экономиста, который вошел в нашу историю в качестве самобытного писателя, выдающегося изобретателя, рационализатора, удачливого купца и активного гражданина.
Посошков является одним из выдающихся отечественных экономистов XVIII века. Он стоял у истоков политической экономии в России, создав оригинальное по тому времени учение о богатстве, был первым русским экономистом, предпринявшим попытку обосновать всестороннюю и целостную экономическую программу обновления страны с использованием определенных традиционных элементов материальной культуры.
Иван Тихонович, вышедший из крестьян, занимавшихся ювелирным промыслом, с одной стороны является продолжателем хозяйственной традиции Древней Руси, выраженной в "Домострое" и практической жизни общин и артелей, а с другой несет уже сомнение в верности традиционных ценностей. Хотя в целом его симпатии на стороне национальных традиций хозяйственной жизни, которые он хочет обновить "сугубо умственным путем". Тем не менее пафос огульного и не всегда справедливого обличителъства внутреннего порядка присутствует в его главном труде "Книге о скудости и богатстве".
Жизнь и творчество Ивана Тихоновича Посошкова
Родился он в 1652 г. в семье ремесленника-серебряника в подмосковном селе Покровском (ныне - район Бакунинской (бывшей Покровской) улицы, Гаврикова и Ирининских переулков в Центральном округе Москвы), которое было расположено недалеко от Москвы, на правом берегу р. Яузы. Его отец был из крестьян, что находились в ведении Оружейной палаты и работали в различных мастерских Государева двора.
Нет никаких сведений о детстве и отрочестве Посошкова. Но, несомненно, огромную роль в его воспитании сыграла та торгово-ремесленная среда, в которой он жил. Посошков получил разносторонние практические знания, разбирался в коммерции. Совершенно неизвестно, учился ли Посошков. Мысль о том, что простой народ необходимо учить грамоте, звучит во многих его сочинениях, но сам он едва ли где обучался. Скорее всего, Посошков был самоучкой в полном смысле этого слова. Его сочинения свидетельствуют о знании богословской литературы. Есть основания полагать, что Посошков хорошо знал Соборное Уложение 1649 года — основной кодекс феодального права. Но настольной книгой Посошкова был, по-видимому, "Домострой", влияние которого особенно ощущается в последних его сочинениях.
Самой важной чертой характера Посошкова была жажда непрерывной деятельности. Если были помехи в одном, он сразу, не дожидаясь, брался за другое дело. Это был очень общительный и наблюдательный человек. Он умел слушать людей, их мнения о жизни, о состоянии государства. Сам он по делам был во многих районах России, знал ее не понаслышке. В конце 80-начале 90-х годов у Посошковых был винокуренный завод, который посещал Иван Тихонович. Но Посошкова интересовали не только прибыльные промыслы.
В 1697 году был обнаружен своего рода оппозиционный кружок, который сформировался вокруг монаха Авраамия из Андреевского монастыря. У них с Петром I установились контакты, связанные с предстоящей денежной реформой. Старец был знаком с Посошковым: как специалисту он заказал ему модель "денежного стана" для подношения Петру I.
Историк С. М. Соловьев называл дело Авраамия "школой Посошкова". И в этом есть определенный смысл. Не вызывает сомнения, что многие идеи Посошкова, получившие, в частности, выражение в "Книге о скудости и богатстве", зародились у него в ходе бесед в кельях Андреевского монастыря. Даже если Посошков и не вел этих "опасных" разговоров, а был их молчаливым и солидарным участником, то и этого вполне достаточно для впечатлительного денежного мастера. И Соловьев полагал, что "пример Авраамия и его друзей научил Посошкова осторожности, но не отнял духа обличать общественные язвы".
По-видимому, Посошков избежал серьезного наказания, так как привлек внимание царя своими изобретательскими способностями. Петр был знаком с будущим публицистом и мыслителем. Посошков был известен как денежный мастер и, по-видимому выполнял задания монетного двора.
Денежная реформа Петра I начала XVIII века упразднила старый счет на "деньги" и "алтыны", сделав счетной единицей копейку. В России была введена десятичная монетная система на десять лет раньше, чем в США. Создавая новую денежную систему, царь широко использовал техническую оснастку европейских денежных дворов, и Посошков был единственным мастером, который смог установить немецкие прессы, заказанные для медного денежного двора.
В 1704 году Посошков предпринял попытку основать фабрику игральных карт. Но их производство он так и не наладил, но именно в то время он поступил на другую казенную службу — "у водочного сиденья" в казенном питейном дворе.
До отъезда в Новгород Посошков интересовался не только "денежными делами". Его все больше и больше интересовали проблемы духовной культуры. Полемике с раскольниками и иноверцами посвящено первое большое сочинение Посошкова, написанное в то время, — "Зерцало очевидное"(1708).
Жизнь в Новгороде дала Посошкову пищу для размышлений. Он продолжал дополнять написанное ранее "Зерцало очевидное".
Начиная с 1716 года Посошков делает серию покупок: дома, земли с крепостными, а также устанавливает винокуренный завод. Дом в Петербурге Посошков купил в 1716 году. С 1708 года он стремился обосноваться в новой столице, но, достигнув желаемого, живет как бы на два дома, именуя себя и новгородским и петербургским жителем.
В своем селе Посошков открыл винокуренный завод. Но нельзя окончательно утверждать, что Посошков стал купцом-предпринимателем. Это были только лихорадочные попытки завести прибыльное дело. Винокуренный завод себя не оправдал, хотя и какой-то прибыток Посошков успел получить. Общая оценка недвижимости Посошкова (1726) составляла около 3-х тысяч рублей. В преклонном возрасте (в 1712 году) у него родился сын Николай. Покупки недвижимости свидетельствовали, что Посошков хотел "пустить корни". Надвигалась старость, и он взялся изложить наследнику правила праведной духовной и мирской жизни. Так появилось другое крупное сочинение Посошкова — "Завещание отеческое к сыну"(1719), посвященное религиозным и морально-этическим проблемам.
После "Завещания отеческого" Посошков задумал осуществить давний замысел своей жизни — изложить в особой книге свою обширную программу "исправления всех неисправ" в России. Здесь представления о личном и общественном интересе почти полностью совпадали. Посошков взялся за перо, решив "подсобить" Петру своими "прожектами". Но когда сочинение было закончено, то оказалось, что это не очередной проект, а целостная грандиозная программа преобразования России. Так в 1724 году появилась "Книга скудости и богатстве" — основное произведение Посошкова, адресованное лично Петру I.
Казалось, ничто не предвещало беды, когда в июне 1725 года Иван Посошков вместе с женой и сыном приехал в Петербург, чтобы хлопотать об учреждении текстильной мануфактуры, ведь винокурение не оправдало надежд предпринимателя.
Хозяйственные хлопоты Посошкова были прерваны его неожиданным арестом 26 августа 1725 года. Посошков попал в Тайную канцелярию, а его сына держали под домашним арестом. Можно выдвинуть ряд предположений, почему Посошков попал в темницу. Это событие совпало по времени с острейшим политически моментом: смертью Петра I и переходом власти к Екатерине I. Главная роль в новом правительстве принадлежала Меньшикову.
Новгородский архиепископ Феодосий Яновский, с которым после смерти сблизился Посошков, публично оскорбил Екатерину. Он был арестован и сослан на Север, но следствие продолжалось и после этого. Был арестован секретарь Синода Герасим Семенов, а также подьячий Василий Шишкин, который жил вместе с ним в одном доме. А последнего допрашивали, не имеет ли он у себя дома "Книгу о скудости и богатстве" из библиотеки Феодосия Яновского? Кроме того, материалы Тайной канцелярии показывают, что при аресте у Посошкова были изъяты, а затем разобраны все "письма" и что содержали его в тюрьме "по важному секретному государственному делу". Есть все основания полагать, что Посошков стал колодником из-за последней опасной книги.
1 февраля 1726 года Посошков
скончался. В материалах Тайной
канцелярии он назван "купеческим
человеком", а в протоколе, зафиксировавшем
смерть, Посошков — "водочных
дел мастер". Но кем бы ни
был этот человек, для отечественной
науки Посошков интересен
Учение Посошкова о богатстве
Разговор о богатстве - основном понятии Посошкова - начинается уже с названия книги. Богатству он противопоставляет скудость населения - его бедность, нужду, нищету, недостаток, убожество. Однако Посошкова интересовала не столько бедность определенной части населения, сколько его возможности выйти из этого состояния. Ведь согласно подзаголовку его книга "есть изъявление, отчего приключается напрасная скудость и отчего богобзовитое богатство умножается".
Понятие "изобильное богатство" - центральная категория трактата Посошкова. От нее расходятся и к ней приходят все его основные экономические идеи. Прежде всего обращает на себя внимание определенная нерациональность, тавтологичность термина "изобильное богатство". Слово "изобилие" - это "обилие", "излишество", "множество", а также "достаток", "довольство", "богатство". А "богатство" означает "множество", "обилие", "изобилие", "избыток" и "излишество". Можно предложить множество "смысловатых пар" неоднозначного понятия "изобильное богатство". Но они будут начисто лишены какого-либо смысла вне контекста сочинения и той сложной системы понятий, которая у Посошкова связана со словом "богатство".
Один из оттенков понятия "изобильное богатство" - "множество богатства". Не случайно в книге Посошкова фигурирует целый ряд разнообразных категорий: "царственное богатство", "всенародное богатство", "крестьянское богатство". Однако все эти термины лишь производные понятия "изобильное богатство". Сразу во введении Посошков высказывает Петру I свое мнение о "собрании казны" и сообщает царю основные принципы своей экономической стратегии. Но вдруг мыслитель как бы оговаривается: "Паче вещественнаго богатства надлежит всем нам обще пещися о невещественном богатстве, то есть о истинной правде".
Впервые в истории русской экономической мысли Посошков делает попытку классифицировать богатства, выделяя два больших подразделения.
Но есть точка зрения, что идея о невещественном богатстве является результатом религиозности Посошкова, идеалистического характера его мировоззрения. Однако Посошков в своей книге часто говорит лишь о божественности "правды", выраженной в книге. Не случайно Посошков пишет царю, что необходимо заботиться "о снискании правды, егда правда в нас утвердится и твердо вкоренится, то не можно царству нашему российскому не обогатится и славою не возвыситься". Посошков пытается доказать Петру I, насколько важен поиск рациональных идей, необходимых для обновления общества. А когда эта "правда" - "невещественное богатство" - найдена, крайне важно, чтобы ее поняли. Посошков как бы подводит Петра I к мысли, что "Книга о скудости и богатстве" есть не что иное, как "невещественное богатство" в руках реформатора и им необходимо воспользоваться.
Посошков указывал царю и на другие формы "невещественного богатства". Большое значение он придавал духовной культуре населения. Русскому народу "надобно не парчами себя украшать, но надлежит добрым нравом и школьным учение...".
Один из основных тезисов учения Посошкова о богатстве заключается в следующем: "все, что есть в народе богатства - богатство царственное, подобнее и оскудение народное - оскудение царственное".
Это положение в определенной мере признавал и Петр I, но в практической политике он и его сподвижники исходили все же из примата "царственного богатства". Это в конечном итоге и привело к введению разорительной для народа "поголовщины".
Посошков смело возражал Петру I: "крутое собрание не собрание, но разорение". Тем не менее, мыслитель считал фискальную систему естественной, хотя видел ее более совершенной. Для этого необходимо увеличение финансовых ресурсов государства - приращение "всенародного богатства".