Понятие самоменеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в исследовании самоменеджемента как способа повышения эффективности работы руководителя.

Оглавление

Введение
1. Понятие самоменеджмента
1.1 Определение, цели и функции самоменеджмента
1.2 Основы и методики планирования и принятия решений
1.3 Методы искусства управления
2. Самоменеджмент: методология и практика
3. Причины дефицита времени
3.1 Анализ использования рабочего времени
4. Реализация и организация
5. Сущность самоменеджмента
6. Принципы самоменеджмента
7. Личные установки руководителя
7.1. Самомотивация
7.2. Мотивация самосовершенствования
8. Информация и коммуникации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 51.29 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Международный  университет природы, общества и  человека «Дубна»

 

Факультет экономики  и управления

 

Кафедра ____менеджмента_____

(наименование  кафедры)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  НАВЫКИ

МЕНЕДЖЕРА

(наименование  учебной дисциплины)

тема:

«Самоменеджмент»

 

Выполнила: студентка

__ 2101__группы

_2_курса

факультета Экономики и управления

Мурсякова Виктория Ивановна.

(Ф.И.О.)

Преподаватель:

Ромашкин В. ____________________

(ученая  степень, ученое  звание, занимаемая  должность)

                 Оценка _________________________________________

                 Подпись преподавателя___________________________

Дубна 2012

 

Содержание

 

Введение

1. Понятие самоменеджмента

1.1 Определение, цели и функции  самоменеджмента

1.2 Основы и методики планирования  и принятия решений

1.3 Методы искусства управления

2. Самоменеджмент: методология и практика

3. Причины дефицита времени

3.1 Анализ использования рабочего  времени

4. Реализация и организация

5. Сущность самоменеджмента

6. Принципы самоменеджмента

7. Личные установки руководителя

7.1. Самомотивация

7.2. Мотивация самосовершенствования

8. Информация и коммуникации

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

“Время – самый ограниченный капитал, и если не можешь им распоряжаться, не сможешь распоряжаться ничем  другим”

П. Друкер

 

Тема моей курсовой работы «Самоменеджмент». Я выбрала эту тему, потому что так сложилось, что в современном мире успех руководителя зависит не только от того, насколько эффективно он управляет другими: едва ли не более важную роль играет и умение менеджера управлять самим собой и рационально организовывать свою работу. Как для будущего менеджера, мне важны способы овладения искусством управления, в своей работе я хочу разобраться, как вообще можно научиться искусству управлять собой, своим временем и жизнью, какие методы здесь наиболее эффективны.

Быть организованным, независимо от того, относится ли это к окружающему  пространству или к вашему времени, - означает быть подготовленным. Это означает чувствовать себя собранным, владеть ситуацией, быть готовым использовать все имеющиеся возможности и справиться с любыми сюрпризами и неожиданностями, которые жизнь создает на вашем пути. Мы живем в сложном, быстро развивающемся мире, который полон безграничных возможностей.

Актуальность темы «Самоменеджмент» определяется тем, что многие руководители, управляя теми или иными субъектами, недостаточно проявляют организованность, обязательность, не умеют рационально использовать рабочее время и т.д. и т.п. Особенно это касается молодых менеджеров и управленцев. От того какая у них будет самоорганизованность, во многом будет зависеть и успех в карьере.

Преимущества овладения искусства  самоменджмента состоят в следующем: выполнение работы с меньшими затратами времени, лучшая организация труда; меньше спешки и стрессов; больше удовлетворения от работы; активная мотивация труда; рост квалификации; снижение загруженности работой; сокращение ошибок при выполнении своих функций; достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.

Самоменеджмент прежде всего это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова – во времени, в пространстве, общении, деловом мире. Руководитель должен так организовать свою деятельность, чтобы эффективность была максимальной.

Овладеть данной наукой не так просто, и молодому руководителю надо начинать все-таки с самообразования, причем мало только приобретать знания, нужна ещё и практическая реализация. Самоменеджмент – это очень тяжелая работа, поэтому необходимо быть готовым к самосовершенствованию.

Нужен серьезный подход при разработке своей программы. Прежде всего разрабатывать программу с учетом тех вопросов, которые приходится решать в процессе профессиональной деятельности. При выборе программы надо учитывать изменения, происходящие в жизни – в экономике, науке, современных методах управления и т.д. Надо учесть аспекты практической реализации приобретенных знаний.

Надо учиться планировать свое рабочее время. Планирование призвано обеспечить хозяйское использование  самого ценного достояния – времени, а именно:

  • либо имеющееся время употребить для плодотворной и успешной деятельности (максимальный критерий);
  • либо достичь поставленных целей с возможно меньшим расходом времени (минимальный критерий).

Цель работы заключается в исследовании самоменеджемента как способа повышения эффективности работы руководителя.

 

1. Понятие самоменеджмента

1.1 Определение, цели и функции  самоменеджмента

Что такое самоменеджмент?

Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать своё время.

Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни1.

Как и большинству наук, искусству  управлять собой, так и другими, нужно учиться. Кто не научиться  управлять собой, тот не сможет управлять  другими – гласит древняя мудрость. Как можно хорошо понимать других, если не понимаешь самого себя. Потому, прежде всего, человек должен познать  самого себя. Есть два пути познания себя: один – внешний, а другой –  внутренний. Внешний путь направлен  на развитие и совершенствование  таких внешних средств, как ум и способности. Внутренний путь ориентирован на развитие и совершенствование  той части сущности человека, которую  называют душа. “Ищите прежде царства  божия, и все остальное приложится вам”. Эти пути совершенно разные и  ведут совершенно к разным результатам. Они диаметрально противоположны.

Каждому человеку вообще и в особенности  тому, кто готовит себя к работе организатора-менеджера или уже  является таковым, в первую очередь, необходимо уметь превратить ситуацию, для которой типична неупорядоченность  действий, обусловленная внешними обстоятельствами, в ситуацию направленных и выполнимых задач. Даже тогда, когда на вас со всех сторон сваливаются разные задания и работа прямо-таки захлестывает, можно благодаря последовательному планированию времени и использованию методов научной организации труда лучше осуществлять свою деятельность, каждый день выделяя резерв времени (в том числе и для досуга) для действительно руководящих функций.

Л. Зайверт совершенно обоснованно напоминает о том, что улучшать свою жизнь необходимо с самого себя. «Измени себя – и ты изменишь мир вокруг себя». Вместо того, чтобы менять обстоятельства, которые мы и так не в силах изменить, нужно изменить своё отношение к ним.

Л. Зайверт дает практические рекомендации для тех, кто хочет улучшить свое непосредственное исполнение функций руководителя, меньше засиживаясь на работе, эффективнее выполняя возложенные задачи с меньшими затратами времени, предупреждая стрессы, повышая квалификацию. Он предлагает контролировать то, чего всем нам часто не хватает – время – путем составления планов работы, где каждому виду деятельности нужно уделять место, указав временный интервал, то-есть определив, какую долю свободного времени, с помощью которого можно научиться контролировать себя и контролировать исполнение каждодневных задач.

Ежедневное решение разного  рода задач и проблем можно  представить в виде различных  функций, которые находятся в  определенной взаимозависимости между  собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности. Процесс самоменеджмента в аспекте последовательности выполнения конкретных функций охватывает шесть фаз:

  • постановка цели – анализ и формирование личных целей;
  • планирование – разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;
  • принятие решений по конкретным делам;
  • организация и реализация – составление распорядка дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;
  • контроль – самоконтроль и контроль итого (в случае необходимости – корректировка целей);
  • информация и коммуникация – фаза, свойственная в определенной степени всем функциям, так как и коммуникация, и обмен информацией необходимы на всех фазах самоменеджмента.

Отдельные функции не обязательно  строго следуют одна за другой, а  могут переплетаться.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Основы и методики планирования  и принятия решений

 

Существует несколько методик  планирования времени и принятия решений. Рассмотрим некоторые из них.

Метод «Альпы» включает в себя пять стадий:

  1. Составление заданий дня.
  2. Оценка длительности акций.
  3. Резервирование времени «про запас».
  4. Принятие решений по приоритетным, сокращениям и перепоручению (делегирование).
  5. Последующий контроль – перенос несделанного2.

Ведение дневника времени, который  представляет собой одновременно календарь–памятку, личный дневник, записную книжку, инструмент планирования, справочник, абонементную книжку, картотеку идей и инструмент контроля.

Применение принципа Парето (соотношение 80 : 20) состоит в том, что если все рабочие функции рассматривать с точки зрения их эффективности, то окажется, что 80 % конечных результатов достигается за 20% затраченного времени, тогда как остальные 20% итога «поглощают» 80% рабочего времени3.

Установление приоритетов с  помощью анализа АБВ включает в себя три закономерности:

  • Важнейшие задачи (категория А) составляет примерно 15 % количества всех задач и дел, которыми занят руководитель. Собственная значимость этих задач (в смысле вклада в достижение цели) составляет, однако, примерно 65 %;
  • На важные задачи (категория Б) приходится в среднем общего числа и также 20 % значимости задач и для руководителя;
  • Менее важные и несущественные задачи (категория В) составляет, напротив, 65 % общего числа задач, но имеют незначительную долю – около 15 % в общей «стоимости» всех дел, которые нужно выполнить.

Нужно учесть, что установление приоритетов  – важное правило эффективной  технической работы. Нужно уяснить, что не все можно сделать и  не все нужно сделать. Всегда надо начинать с самых важных дел.

Анализ по принципу Эйзенхауэра

Согласно этому правилу устанавливаются  по таким критериям, как срочность  и важность дела.

В зависимости от степени срочности  и важности задачи различаются четыре возможности их оценки и (в итоге) выполнением:

  1. срочные/важные дела. За них нужно приниматься немедленно и самому их выполнять.
  2. Срочные/менее важные дела.
  3. Менее срочные/ важные задачи. Их не надо выполнять срочно. Но нужно проконтролировать, чтобы они не перешли в разряд срочных дел.
  4. Менее срочные / менее важные задачи4.

Рассмотренные аспекты самоменеджмента по своему характеру носят рационалистический подход или так называемый западный, развивающий способности и силу ума.

Задачи самоменеджмента учитывают и такой фактор деятельности человека, как биологический, который включает в себя понятие естественного ритма работы индивидуально для каждого человека и понятие биоритмов.

Работоспособность каждого человека подвержена определенным колебаниям, происходящим в рамках естественного  ритма. Говорят обычно о «человеке утра» или «жаворонке» и о «человеке вечера» или «сове». Пик работоспособности приходится у них на разные периоды дня. Каждый из нас может приспособиться к этим колебаниям своей работоспособности. Необходимо изучать свои способности и использовать эти закономерности в своем распорядке дня.

Информация о работе Понятие самоменеджмента