Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 11:25, реферат
Для изучения обозначенной темы были использованы учебная и научно-популярная литература по теории организации, социологии, а также различные исследования в данной области.
Все вышесказанное определяет особую актуальность заданной темы, тем более, что организационная культура это сложное неоднородное понятие, не имеющее четко выраженных материальных критериев, именно поэтому она сложна в изучении и управлении, а ее влияние неоспоримо велико.
Введение 3
1. Понятие и сущность организационной культуры 4
2. Особенности формирования и типология организационной
культуры
7
3. Значимость организационной культуры и области ее влияния 11
Заключение 14
Список литературы 15
В организациях также можно выделить доминирующие культуры и субкультуры. Доминирующая культура выражает основные (центральные) ценности, которые принимаются большинством членов организации. Это макроподход к культуре, который выражает отличительную характеристику организации.
Субкультуры же получают развитие в крупных организациях и отражают общие проблемы, ситуации, с которыми сталкиваются работники, или опыт их разрешения. Они развиваются географически или по отдельным подразделениям, вертикально или горизонтально.[4]
Еще одним, достаточно распространенным основанием классификации организационных культур являются властные отношения. Здесь выделяют демократичную и авторитарную культуры власти в организациях.
Демократичная культура власти характеризуется наличием доверительных и мягких отношений между руководителями и подчиненными. Ценности этой культуры ориентированы прежде всего на достижение и сохранение свободы высказывания своего мнения при решении различных проблем в организации.
Авторитарная
культура характеризуется наличием
норм прямого регулирования и жесткого
контроля. Работники организации всегда
ждут указаний руководителя по всем основным
вопросам их деятельности и жестких наказаний
за принятие инициативных решений. Основные
принципы в организациях с авторитарной
культурой — дисциплина и осторожность.
Достижение целей организации с авторитарной
культурой возможно только при наличии
талантливого и решительного руководителя.[5]
Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели.[7]
Важность
организационной (корпоративной) культуры
для успешного функционирования фирмы
является общепризнанной во всем цивилизованном
мире. В последнее время и в России она
становится ключевой предпосылкой в бизнесе.
Это не «парадный мундир» организации,
как считают некоторые, а очень важный
инструмент современного бизнеса, основа
преуспевания на рынке.
Все процветающие компании мира, без исключения,
создали и поддерживают у себя ярко выраженные
организационные культуры, наиболее соответствующие
их целям и ценностям и четко отличающие
одну фирму от другой.
Сильные культуры способствовали развитию мелких компаний-новичков в преуспевающих гигантов. Именно поэтому трудно переоценить значение концепции корпоративной культуры.
Можно даже сказать, что организационная культура – это цемент, скрепляющий внутренние силы организации.
Формируя в рамках организационной культуры определенные установки, систему ценностей или «модель мира» у персонала организации, можно прогнозировать, планировать и стимулировать желаемое поведение. Однако при этом всегда необходимо учитывать стихийно сложившуюся в данной организации корпоративную культуру. Часто в бизнес-среде руководители пытаются сформировать философию своего предприятия, где декларируют прогрессивные ценности, нормы, и получают не соответствующие своим желаниям и вложениям средств результаты. Происходит это отчасти и потому, что искусственно внедряемые организационные нормы и ценности вступают в конфликт с реально существующими и поэтому активно отвергаются большинством членов организации.[7]
Вообще,
организационная культура (независимо
от степени выраженности):
- формирует определенный имидж компании,
отличающий ее от любой другой, и влияет
на ее репутацию. Постепенно становясь
атрибутом фирмы, она обеспечивает ей
репутацию на рынке и сохранение преданности
клиентов, и партнеров;
- определяет степень сплочения сотрудников,
создает условия возникновения чувства
общности всех членов организации, обеспечивает
присущие ей стандарты поведения, придает
сотрудникам организационную идентичность,
определяя представление о компании; влияет
на уровень вовлеченности работников
в дела фирмы и преданности (лояльности)
ей, стимулирует ответственность работников;
- формирует у сотрудников чувство уверенности
и гордости за фирму, предопределяет вероятность
ухода из нее, влияет на уровень текучести
кадров;
- является важным источником стабильности
и преемственности, формируя у сотрудников
чувство безопасности;
- дает новым сотрудникам контекст интерпретации
событий в компании, является средством,
с помощью которого формируются и контролируются
нормы поведения, восприятия и различные
табу, целесообразные с точки зрения данной
организации, предлагает стандарты качества
и критерии самооценки в работ. [9]
Каким образом культура влияет на эффективность организации? Эффективность требует, чтобы культура организации, ее стратегия, окружение (внешняя среда) и технология (внутренняя среда) были приведены в соответствие. Стратегия организации, опирающаяся на требования рынка и более подходящая при динамичном окружении, предполагает культуру, основывающуюся на индивидуальной инициативе, риске, высокой интеграции, нормальном восприятии конфликтов и широком горизонтальном общении. Стратегия, диктуемая перспективами развития производства продукции, фокусируется на эффективности, лучшей работе при стабильном окружении. Она более успешна, когда культура организации предусматривает ответственный контроль, минимизирует риск и конфликты.
Организации всегда будут добиваться стабильности и эффективности деятельности, если культура организации адекватна применяемой технологии.
Сильная культура определяет последовательность поведения работников. Работники четко знают, какому поведению они должны следовать. Предсказуемость, упорядоченность и последовательность деятельности в организации формируются с помощью высокой формализации. Сильная культура достигает того же результата без ведения какой-либо документации и распределений. Более того, сильная культура может быть более эффективной, чем любой формальный структурный контроль. Чем сильнее культура организации, тем меньше менеджменту нужно уделять внимания развитию формальных правил и положений для управления поведением работника. Это все будет в подсознании работника, принимающего культуру организации. [4]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В успешно работающих организациях существует собственная культура, которая приводит их к достижению положительных результатов. Организационная культура позволяет отличать одну организацию от другой, создает атмосферу идентифицированности для членов организации, генерирует приверженность целям организации; укрепляет социальную стабильность; служит контролирующим механизмом, который направляет и формирует отношения и поведение работников.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Организационная культура выполняет две основные функции: осуществляет внутреннюю интеграцию членов организации таким образом, что они знают, как им следует взаимодействовать друг с другом, и помогает организации адаптироваться к внешней среде.
Формирование организационной культуры начинается уже в момент ее создания. И далее, в течение всего жизненного цикла фирмы, оргкультура претерпевает различные изменения. В наш век, когда теории и практике управления персоналом стало выделяться первостепенное значение, внимание к этому вопросу значительно возросло. Именно поэтому многие предприятия стали привлекать специалистов для оценки существующей, корректировки и внедрения новой организационной культуры среди сотрудников.
В
заключение, следует отметить, что оргкультура,
будучи совокупным отражением индивидуального
опыта, представляет собой крайне стабильное
явление. В настоящее время, стабильность
все чаще интерпретируется как состояние
застоя, а не прочности, и, организации,
которые не изменяются, воспринимаются
как безнадежно закостеневшие. Вселяющая
страх неопределенность, традиционно
связываемая с любым серьезным организационным
изменением, теперь уступает место другой
неопределенности, ассоциируемой с опасностью
оказаться организацией, вообще не способной
на изменение.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виханский О.С.
Организационная культура как объект
стратегических изменений//Стратегическое
управление. -http://polbu.ru/vihansky_
4. Мильнер Б.З. Организационная культура//Теория организации. -
http://polbu.ru/milner_
http://society.polbu.ru/
6. Погребняк В.А. Культура организации как объект регулярного управления // Вопросы управления предприятием. - 2005. - № 1(13).
7. Организационная
культура - http://psyfactor.org/personal/
8. Организационная
культура - http://www.countries.ru/
9. Организационная
культура: Исследование - http://www.hr-culture.net/
10. Корпоративная
культура - http://www.hr-portal.ru/pages/