Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 17:33, реферат
Организационная культура – это основной компонент в выполнении миссии компании и достижении ею основных целей, в повышении эффективности организации и управлении новациями.
Анализ приведенных определений организационной культуры позволяет выявить ряд компонентов, являющихся бесспорными и наиболее часто упоминаемыми:
1) организационная культура – совокупность материальных, духовных, социальных ценностей, созданных и создаваемых сотрудниками компании в процессе трудовой деятельности и отражающих неповторимость, индивидуальность данной организации;
2) в зависимости от этапа развития компании ценности могут существовать в различных формах: в форме предположений (на этапе активного поиска своей культуры), убеждений, установок и ценностных ориентация (когда культура в основной сложилась), норм поведения, правил общения и стандартов трудовой деятельности (при полностью сформировавшейся культуре);
3) наиболее значимыми элементами культуры признаются ценности, миссия, цели компании, кодексы и нормы поведения, традиции и ритуалы;
4) ценности и нормы культуры не требуют доказательств, принимаются на веру, предаются от поколения к поколению, формируя корпоративный дух компании, соответствующий ее идеальным устремлениям;
5) большинство трактовок основано на понимании культуры в широком смысле слова.
1.1.Понятие организационной
культуры, ее функции, свойства, стратегии
изучения, принципы и процесс
формирования.
Как не существует двух абсолютно одинаковых людей. Так не существует двух одинаковых компаний. Каждая формирует свой собственный облик, делающей ее уникальной, узнаваемой, идентифицируемой по определенным параметрам. Если можно наблюдать определенную схожесть организаций в силу наличия у них одинаковых ресурсов, производственных технологий, средств транспорта и техники, то в отношении «души» компании, каковой является ее культура, такое сходство отсутствует. Что же мы вкладываем в понятие «культура»?
Это понятие принято рассматривать в двух аспектах - узком и широком.
В узком смысле слова культура – это духовная жизнь людей , набор этических норм и правил, обычаев и традиций. Согласно Краткому словарю по социологии, это «личностная система осознаваемых как ценности самим индивидом и ценимых в обществе качеств ума, характера, воображения, памяти, полученных в процессе воспитания и образования. В этом смысле говорят о нравственной, эстетической, политической, бытовой, профессиональной, гуманитарной и научно – технической культуре. В обыденном сознании культура ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, моральной ответственностью, художественным вкусом, уровнем приобщенности культурному наследию, степенью развитости индивидуальных способностей».1
В широком смысле культура включает в себя результаты деятельности людей в виде зданий, техники, законодательных норм, общечеловеческих ценностей и социальных институтов. Это «социальная система организованных при помощи норм и ценностей функционально полезных, закрепившихся в общественной практике и сознания общества форм деятельности». 2 культура в обществе представлена материальными предметами, социальными установлениями (институтами, традициями), духовными ценностями.
Различные авторы,
давая определение
Корпоративная культура – это те нормы и принципы поведения (писанные и неписанные), соблюдая которые, компания движется к успеху.
Термин «корпоративная культура» впервые применил (в 19 в.) немецкий фельдмаршал и военный теоретик Мольтке. Он использовал его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде, которые в то время регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской «корпорации».
Правила поведения, как писанные, так и неписанные, сложились внутри профессиональных сообществ еще в средневековых гильдиях, причем нарушения этих правил могли стать причиной исключения членов гильдий из этих сообществ. Профессиональные и другие сообщества часто имели внешние атрибуты – обычно это были специальный покрой и цвет одежды, аксессуары, тайные символы принадлежности, поведенческие знаки, по которым члены сообществ могли отличать «своих» от «чужих». До сих пор студенты Оксфордского и Кембриджского университетов носят галстуки определенных цветов, а студенты Тартуского университета – особые фуражки.
Р. Уотерс, директор отдела по работе с персоналом СНГ компании Andersen, отмечает, что, по мнению некоторых людей, корпоративная культура – это установки руководства, как людям надо себя вести и как компания должна функционировать в целом. Существует и другая точка зрения: корпоративная культура – это то, как осуществляется вся работа компании. Сюда входят и отношения между сотрудниками компании (например, менеджеров и персонала), и работа с клиентами и партнерами, и, наконец, отношение сотрудников к своей компании, т.е.на первом плане отношения, взаимодействия людей. По его убеждению, определение «корпоративная культура» - не самое удачное. Оно возникло в тот момент, когда эксперты начали изучать, что делает успешными американские корпорации. Правильнее говорить «организационная культура» - она присутствует и в многонациональной корпорации, ив фирме, где работают всего 5 – 10 человек.
Действительно,
понятие оргкультуры более
Однако если
понятие «корпоративная»
В коне 70-х – начале 80-х гг. 20 века менеджеры, исследователи и консультанты обнаружили, что прежние концепции менеджмента имеют существенные практические ограничения, так как не учитывают многие культурные аспекты. В поисках нового пути к успешности предприятия они установили особый феномен, существующий в организациях, - «организационная культура», который необходимо учитывать в работе компаний. В результате понятие «организационная культура» активно рассматривается в мировой научной литературе, посвященной организационному поведению, и даже стало очевидным направлением в развитии науки об управлении предприятием.
Таким образом,
понятие «организационная
Определения
организационной (корпоративной) культуры
Год | Автор | Сущностное понимание |
1952 | Э. Джакус | Культура предприятия
– это вошедший в привычку, ставший
традицией образ мышления и способ
действия, который в большей или
меньшей степени разделяют все
работники предприятия и |
1974 | Л. Эллрилж,
А. Кромби |
Под культурой организации следует понимать уникальную совокупность норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые определяют способ объединения групп и отдельных личностей в организацию для достижения поставленных перед ней целей. |
1985 | С. Мишон,
П. Штерн |
Организационная культура- совокупность поведений, символов, ритуалов и мифов, которые сооветствуют разделяемым ценностям, присущим предприятиям, и передаются каждому члену из уст в уста в качестве жизненного опыта. |
1987 | К. Шольц | Корпоративная культура представляет собой неявное, невидимое и неформальное сознание организации, которое управляет поведением людей и , в свою очередь, само формируется под воздействием их поведения. |
1995 | Э. Браун | Организационная культура – это набор убеждений, ценностей и усвоенных способов решения реальных проблем, сформировавшийся за время жизни организации и имеющий тенденцию проявления в различных материальных формах и в поведении членов организации. |
1998 | М. Армстронг | Корпоративная культура – это совокупность убеждений, отношений, норм поведения и ценностей, общих для всех сотрудников данной организации. Они могут не быть четко выражены, но при отсутствии прямых инструкций определяют способ действий и взаимодействий людей и в значительное мере влияют на ход выполнения работы3 |
2006 | С. Роббинз | Под организационной культурой мы понимаем систему представлений, которой придерживаются все члены организации и которая отличает данную организацию от других4 |
1993
1998 |
Р.Л. Кричевский | Корпоративная
культура охватывает большую часть
явлений духовной и материальной
жизни коллектива: доминирующие в
нем моральные нормы и |
2000 | В.В. Томилов | Корпоративная культура –это совокупность мышления, определяющая внутреннюю жизнь организации; это образ мышления, действия и существования. Культура корпорации может рассматриваться как выражение основных ценностей в организационной структуре; системе управления; кадровой политике, оказывая на них свое влияние. |
2000 | В.В. Козлов | Корпоративная культура – система формальных и неформальных правил и норм деятельности, обычаев и традиций, индивидуальных и групповых интересов, особенностей поведения работников данной организационной структуры, стиля руководства, показателей удовлетворенности работников условиями труда, уровня взаимного сотрудничества, идентифицирования работников с предприятием и перспективами его развития. Это сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами организации задающих общие рамки поведения, принимаемые большей ее частью. Корпоративная культура проявляется с философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, верованиях, ожиданиях, нормах поведения. Корпоративная культура представляет собой интегральную характеристику организации, ее ценностей, норм поведения, способов оценки деятельности, данные в языке определенной терминологии, понятной и разделяемой всеми членами организации. 5 |
2001 | А.О. Блинов,
О.В. Василевская |
Корпоративная
культура – это набор наиболее
важных предположений, принимаемых
членами организации и |
2001 | В.А. Спивак | Культура корпорации – очень сложное, многослойное, динамичное явление, включающее и материальное и духовное в поведение организации по отношению к субъектам внешней среды и к собственным сотрудникам. Это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды6 |
2002 | С.А. Карпов и др. | Организационная культура – совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации. |
2003 | Н.В. Тесакова | Корпоративная культура – это признаваемые в конкретной организации правила поведения (ценности; социальные, коммуникативные и моральные нормы; ритуалы; фирменный стиль) и правила управления (организационная структура, коммуникации, кадровая политика).7 |
Еще два определения хотелось бы привести в силу их особой выразительности и образности.
По утверждению Б. Фегана, культура –это идеи, интересы и ценности, разделяемы группой. Сюда водят опыт, навыки, традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды, устремления и ожидания, реально испытанные вами или вашими сотрудниками. Организационная культура – это то, как люди относятся с хорошо сделанной работе, а также и то, что позволяет оборудованию и персоналу работать гармонично вместе. Это то, почему люди занимаются различной работой в рамках компании. Это то, как одни части компании видят другие ее части и какие формы поведения выбирает для себя каждое из подразделений в результате этого видения. Оргкультура проявляет себя открыто в шутках и шаржах либо держится взаперти и объявляется только «своим». Это то, о чем знают все, за исключением, возможно, лишь руководителя.
По образному описанию корпоративной культуры, данному немецким психологом Р. Рюттингером, не только наблюдать и анализировать культуру, но и понимать ее означает схватиться вначале за облако. Культура и связанные с ней представления о ценностях не являются жесткими понятиями, как организация структуры и процесса, стратегии и бюджеты. Культура- это самый мягкий материал из всех, которые существуют. Но «мягкое» оказывается «жестким» на преуспевающих предприятиях.
Значение культуры возрастает с течением времени, поскольку она отражает опыт прошедших решений, приводивших к успеху дела. Организационная культура может служить на пользу организации, создавая обстановку, способствующую повышению производительности труда и внедрению нового. Но она может работать и против организации, создавая барьеры, которые препятствуют выработке корпоративной стратегии. Эти барьеры выражаются в сопротивлению новому и отсутствии контактов. Организационная культура – это основной компонент в выполнении миссии компании и достижении ею основных целей, в повышении эффективности организации и управлении новациями.
Анализ приведенных
определений организационной
По мнению Соломанидиной Т. О. не является бесспорным заявление о том, что ценности и элементы культуры признаются персоналом бездоказательно. Это зависит от степени разделяемости данных элементов работниками: чем выше разделяемость, тем в меньшей степени организации приходится убеждать своих сотрудников, что провозглашаемые ценности соответствуют их личным убеждениям. Если же степень разделяемости целей и ценностей низкая, компания должна доказывать своим сотрудникам преимущество и высокую эффективность предлагаемой культуры. Если бы все сотрудники бездоказательно принимали ценности и элементы культуры, не возникали бы проблемы взаимодействия субкультур, контркультур в компании, стрессы и конфликты.
Иногда культура в компании воспринимается как элемент приспособления к внешнему окружению, требованиям выживания, рынка, конкуренции. Изучая опыт работы преуспевающих компании, руководители стремятся сформировать аналогичную организационную культуру, результатом чего являются ее нередко слабая «живучесть» и декларативный характер. Носителями культуры всегда являются люди. Взаимодействие и взаимозависимость их культур формируют единое социально – духовное поле организации. В компаниях с сильно культурой это поле как бы отделяется от людей и становится атрибутом всей организации, оказывая на ее членов активное обратное воздействие, - в этом заключается сила организационного влияния на персонал компании. Руководство и менеджмент формируют культуру, разрабатывая миссии, цели, ценности, деловое кредо и иные ее элементы, выполняя своего рода воспитательную функцию компании.
Таким образом,
оргкультуру компании следует рассматривать
как единое социально – экономическое
пространство, расположенное внутри
компании., в рамках которого взаимодействие
работников осуществляется на основе
общих идей, представлений и ценностей,
определяющих особенности из трудовой
жизнедеятельности и обусловливающих
своеобразие философии, идеологии и практики
управления человеческими ресурсами компании.
Это некое социально- духовное поле компании,
формирующееся под воздействием материальных
и нематериальных, явных и скрытых, осознаваемых
и неосознаваемых процессов и явлений,
определяющих единство философии, идеологии,
ценностей, подходов к решению проблем
и поведения персонала компании и позволяющих
организации продвигаться к успеху.
Уровни изучения
организационной культуры
Э. Шейн предложил
изучать организационную