Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 17:54, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение понятие организации, ее развития и ее культуры.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать жизненный цикл организации;
- .рассмотреть организационную культуру, ее структуру и содержание;
- проанализировать формирование культуры организации и ее изменение;
- выявить влияние культуры на организационную эффективность;
- провести управление культурой организации исходя из ее жизненного цикла.
Однако на сегодняшний день самой востребованной моделью жизненного цикла организации из наиболее адекватных можно считать модель жизненного цикла, предложенная американским исследователем И. Адизесом в конце 1980-х годов. В отличие от других, она уделяет внимание не только росту, но и регрессии, организационному упадку и смерти. Процесс организационного упадка И. Адизес рассматривает как последовательный и предсказуемый.
Развивая идеи Грейнера, Ицхак Адизес предположил, что динамика организационного развития, подобно функционированию большинства физических, биологических и социальных систем, носит циклический характер. Эту идею он заложил в основу теории жизненных циклов организации.
Согласно модели Адизеса,в процессе жизнедеятельности организации можно выделить десять закономерных последовательных этапов. (рис.1.4)
Рис.1.4. Этапы жизненного цикла организации по И. Адизесу
Основные постулаты теории Адизеса состоят в следующем:
- развитие организации
подобно эволюции живого
- на любой стадии
развития у организации
Характеристика
основных этапов жизненного цикла по
Адизесу, приведена в табл.1.4.
Таблица 1.4
Характеритика этапов жизненного цикла организации по И.Адизесу
Этап |
Характеристика |
Выхаживание |
Организация не существует физически, но бизнес-идея уже возникла. Организация рождается тогда, когда идея получила положительную оценку, сформулированы определенные внутренние обязательства в отношении ее реализации, имеется готовность взять на себя риск основания нового дела. |
Младенчество |
Компания не обладает еще четкой структурой и системой распределения полномочий и ответственности, но в этот период начинается процесс организации, переход от чистых идей к практическим действиям. Большое внимание уделяется результатам производства и удовлетворению потребностей конечных потребителей |
. Детство («давай-давай») |
Компания начинает
работать все продуктивнее, преодолевая первые
препятствия, в том числе и главное — |
Юность |
Сильное изменение компании. Самое значимое событие в ее жизни: основатель осознает невозможность руководить растущим бизнесом самостоятельно. Возникает потребность в изменении структуры компании и делегировании полномочий. В компании появляются профессиональные управленцы, которые начинают менять структуру, систему мотивации и контроля. Приходят новые работники, что неизбежно ведет к конфликту двух культур: «старого костяка» и «новых специалистов». |
Расцвет |
На стадии расцвета организация имеет относительно четкую структуру, прописанные функции, системы поощрения и наказания. Успешность деятельности организации оценивается по факторам удовлетворения потребностей клиентов и достижения поставленных целей. Ценится умение предвидеть будущее. |
Стабилизация |
Это первая стадия старения организации, когда компания постепенно отходит от политики быстрого развития, захвата новых рынков и расширения присутствия насуществующих. Компания не стремится к изменениям, уделяя большее значение межличностным отношениям в коллективе, нежели рискам, связанным с ведением бизнеса |
Аристократизм |
Компания владеет значительными |
Ранняя бюрократизация |
Организация постепенно погружается в ряд сложных и порой неразрешимых структурных конфликтов, которые пытается решить, увольняя людей, но не меняя структуру. Постепенно внутренняя волокита все сильнее отдаляет компанию от удовлетворения потребностей конечного потребителя |
Поздняя бюрократизация |
Компания полностью сосредоточивается на себе, на внутренних неразрешимых проблемах, пытаясь соблюсти все процедуры, процессы и предписания в надежде, что это поможет в их решении. В компании царят направленные на достижение результата структуры, которые все сильнее запутывают внутреннюю организацию. Нет склонности к повышению эффективности, изменениям, нет ориентации на потребности клиента. Поддерживается громоздкая и сложная система контроля над текущей деятельностью, которая требует от работников соблюдения набора правил и процедур, но не эффективного труда. |
Смерть |
Смерть организации, ориентированной на клиента, происходит сразу же после того, как клиенты массово перестают пользоваться услугами компании. Если же этого не происходит по причине того, что организация предоставляет монопольный продукт или поддерживается государством, то ее смерть может быть отсрочена во времени. В этом случае степень бюрократизации будет увеличиваться и в итоге все равно достигнет своего апогея, что приведет организацию к неминуемой гибели. |
По приведенным
выше признакам можно судить о
том, на каком этапе развития находится
организация и, соответственно, к
какой категории относятся ее
текущие проблемы - к болезням роста
или организационным
Для сравнения представленных моделей будет использоваться группировка этапов и стадиц различных моделей жизненного цикла на базе модели жизненного цикла И.Адизеса. (табл.1.5)
Таблица 1.5
Сравнение моделей жизненных циклов
Стадии ЖЦ И. Адизеса |
Стации ЖЦ У. Грейнера |
Этапы ЖЦ Е. Емельянов и С. Поварницына |
1.Выхаживание |
1. Креативность |
1. Тусовка |
2. Младенчество | ||
3. Детство («давай-давай») | ||
4. Юность |
2. Директивность |
2. Механизация |
5. Расцвет |
3. Делигерование |
3. Внутреннее предпринимательство |
6. Стабилизация |
4. Координация |
4. Управление качеством |
7. Аристократизм |
5.Сотрудничество |
|
8. Ранняя бюрократизация |
||
9. Поздняя бюрократизация | ||
10. Смерть |
Как видно сравнения стадий жизненного цикла, модель И.Адизеса описывает более широкий спектр характеристик организации, чем модель У.Грейнера или Е.Емельянова и С. Поварницыной, следовательно, можно сделать вывод, что модель Адизеса в большей степени соответствует модели организации как открытой системы.
В заключение можно
отметить, что во многом от изначальной
теоретической концепции и
Информация о работе Понятие организации, ее развития и ее культуры