Понятие контроля и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 07:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ контроля как одной из основных функций менеджмента, причем особое внимание будет уделено рассмотрению характеристик эффективного контроля и его реализации. В организации менеджмент обеспечивает связанность процессов между собой. . Менеджмент имеет несколько функций, таких, как планирование, организация, регулирование, учет, среди которых контроль занимает не последнее место. На современном предприятии контроль является важнейшей стадией процесса управления. Контроль должен обеспечить фиксирование состояния объекта управления в определенный момент времени для принятия решений по регулированию этого объекта.

Файлы: 1 файл

курсовая работа менеджмент.docx

— 77.03 Кб (Скачать)

Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты, руководство  имеет возможность лучше оценить, насколько реалистично были составлены им планы. Эта процедура позволяет  также получить информацию о возникших  проблемах и сформулировать новые  планы так, чтобы избежать этих проблем  в будущем. Вторая функция заключительного  контроля состоит в том, чтобы  способствовать мотивации.

 Если руководство организации  связывает мотивационные вознаграждения  с достижением определенного  уровня результативности, то, очевидно, что фактически достигнутую результативность  надо измерять точно и объективно. «Измерять результативность и  давать соответствующие вознаграждения  необходимо «для того, чтобы сформулировать  будущие ожидания о существовании  тесной связи между фактическими  результатами и вознаграждением».

4. Управленческий контроль. Управленческий контроль - это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Так, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы. Поэтому контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

Существует три аспекта  управленческого контроля:

  • установление стандартов — точное определение целей, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования;
  • измерение того, что было достигнуто за период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами;
  • подготовка необходимых корректирующих действий.

Менеджер должен выбрать  одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт.

Важной функцией управленческого  контроля является разработка стандартной  системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам  хозяйственной деятельности фирмы  в целом, так и каждого отдельного подразделения. Поэтому осуществление  функции контроля опирается в  первую очередь на организацию системы  учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа.

5. Структурный контроль. Структурный контроль сосредоточивается на том, насколько структурные элементы организации соответствуют своему назначению. Существует два основных вида структурного контроля:

1) бюрократический контроль – характеризуется формальными и механическими структурными построениями, целью которого является добиться подчинения служащих. Предполагаются строгие правила, жесткая иерархия, дополнительные структуры и строгие стандарты деятельности.

2) клановый контроль –  более гибкий подход, и целью его является преданность служащего организации. Он основывается на групповых нормах и развитой корпоративной культуре и возлагает на служащих бремя ответственности самоконтроля.

6. Стратегический контроль. Стратегический контроль фокусируется на том, насколько эффективны стратегии организации в достижении целей. Данный вид контроля обычно сосредоточивается на структуре, руководстве, технологии, трудовых ресурсах организации, а также на информационных системах и системах оперативного контроля.

7. Оперативный контроль. Этот вид контроля связан с процессами, которые необходимы организации для преобразования ресурсов в продукты или услуги. Данный контроль сосредоточивается на ресурсах, которые организация получает из окружающей среды. Его задача - отследить качество или количество этих ресурсов до их поступления в организацию. В ходе процесса преобразования контроля менеджер обеспечивает, чтобы качество продукта или услуги соответствовали стандартам (текущий контроль). На окончательной стадии контроля менеджер концентрируется на отдаче организации. После завершения процесса преобразования он может обеспечить руководство информацией для перспективного планирования.

Оперативный контроль призван  систематически следить за обеспечением выполнения намеченной текущим планированием  производственной программы, поэтому  его, как правило, объединяют с планированием  в единую функцию оперативного управления.

8. Финансовый контроль. Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, идентичным для местных и зарубежных дочерних компаний. Число позиций и сроки представления отчетности могут быть различны. Как правило, более детальная отчетность представляется крупными дочерними фирмами и компаниями, находящимися на важнейших рынках. Она ложится в основу сравнения фактических показателей с планируемыми. При этом в центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки производства и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние (платежеспособность и ликвидность) и др. Анализ этих показателей осуществляется отдельно по каждому центру ответственности (производственно - хозяйственной группе, производственному отделению, дочерней компании), а также по фирме в целом.

9. Рыночный контроль. Рыночный контроль наиболее объективен, так как он производится на основе системы цен и позволяет менеджеру оценить поведение фирмы, достаточно объективны и используемые показатели. Рыночная цена акций определяется в результате конкуренции и все ее колебания дают менеджерам представление об их деятельности в виде обратной связи. Скорость возврата инвестиций измеряет отдачу инвестиционного капитала и является другой формой рыночного контроля. Такая оценка может показать результаты деятельности компании относительно других фирм.

10. Контроль по выходу. Контроль по выходу является объективной формой контроля, который используется в отсутствие других объективных методов. При этом менеджер должен оценивать или прогнозировать достижение соответствующих целей по различным отделениям, функциям или подразделениям. Оцениваются объемы продаж, производительность, рост и контролируемая доля рынка. Эти показатели меняются в процессе деятельности отделений и отражают поведение их менеджеров. Оценивается степень достижения соответствующих целей. Функциональные результаты могут быть использованы для разработки компанией отличительных преимуществ, они одновременно – мощные методы контроля поведения персонала.

11. Бюрократический контроль. Бюрократический контроль представляет собою директивную форму контролирования поведения подразделений, функциональных органов и работников, при этом им предписываются наилучшие способы достижения результатов. Правила и процедуры являются руководствами к действию. Они указывают, что должно быть сделано, и таким образом стандартное поведение дает предсказуемые результат и реакцию. Обычно они полезны при рутинных ситуациях, но затруднительно их использование в противоположном случае.

1. 3. Контроль – как функция менеджмента

 

Люди являются неотъемлемым элементом контроля, как, впрочем, и  всех других стадий управления. Поэтому  при разработке процедуры контроля менеджер должен принимать во внимание поведение людей. Конечно, то обстоятельство, что контроль оказывает сильное  и непосредственное воздействие  на поведение, не должно вызывать никакого удивления. Менеджеры часто намеренно  делают процесс контроля нарочито видимым, чтобы оказать воздействие на поведение сотрудников и заставить  их направит свои усилия на достижение целей организации.

Одной из многих задач менеджера, как контролера, состоит в следующим:

• позволить организации приспособиться к изменениям обстановки.

• ограничить накопление ошибок.

• справиться с проблемами организационного характера.

• минимизировать затраты организации.

Менеджер, как руководитель, должен справиться с изменениями  внешней обстановки – с того момента, когда цель поставлена и до момента, когда она достигнута, происходит много событий. Хорошо разработанная  система способна помочь предугадывать, отслеживать и эффективно реагировать  на изменяющиеся обстоятельства.

Если члены организации делают мелкие ошибки, это не влияет серьезно на ее финансовое положение. Однако незначительные ошибки могут накапливаться и становиться очень серьезными. Эффективная система контроля со стороны руководителя, выберет эти мелкие ошибки и справится с ними.

Эффективный контроль способен помочь сократить затраты. Он может снизить затраты на рабочую силу и повысить выход продукции в расчете на единицу вводимого ресурса.

Система централизованного  контроля позволяет поддерживать определенное сочетание централизации и децентрализации  в управлении, поскольку предусматривает  передачу контроля за оперативной деятельностью  низовых звеньев (производственных отделений, дочерних компаний, заводов) руководителям соответствующих подразделений.

Чтобы результаты контроля можно было оценить наиболее эффективно, конечные цели и ключевые результаты должны быть хорошо определены. С точки  зрения оценки результатов коммерческой деятельности контроль направлен на оценку стратегических альтернативных вариантов, долгосрочных ключевых результатов, степени их достижения прежде всего  в разрезе года. Их оценивают на уровне фирмы, подразделения, работника. Контроль должен быть направлен на результаты как коммерческой, так  и вспомогательной деятельности.

Руководитель на стадии контроля должен анализировать и управленческое поведение. Наилучшим является сочетание  напористости и гибкости. Худший вариант  – агрессивность и вялость. Таким  образом, объекты контроля целесообразно  классифицировать в соответствии с рис.1.

 

Рис. 1. Классификация объектов контроля.

 

Системы контроля, наблюдения, оценок, которые обеспечивают менеджеров информацией о деятельности организации  и необходимости корректирующих воздействий должны реализовать  четыре ступени действий:

- установление стандартов оценки функционирования, разрабатываемых одновременно со стратегией;

- создание измерительной системы, которая покажет степень достижения целей, что является комплексной задачей, т. к. многие действия трудно оценить;

- сравнение реального  функционирования с установленными  целями;

- оценку результатов сравнения и выработка, при необходимости, корректирующих действий.

Любая система контроля дает возможность использовать преимущества, как самостоятельности подразделений, так и эффективного руководства  из центра. Функция контроля, так  же как и функция планирования, служит важнейшим средством централизации  управления со стороны высшего руководства  фирмы и одновременно позволяет  достигать оптимального сочетания  децентрализации в управлении фирмой в целом.

Проведение менеджером предварительного контроля осуществляется до фактического начала работ. Основными средствами его осуществления является реализация определенных правил, процедур и линий  поведения. Поскольку правила и  линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение - это способ убедиться, что работа развивается  в заданном направлении. Аналогично, если писать четкие должностные инструкции, эффективно доводить формулировки целей  до подчиненных, набирать в административный аппарат управления квалифицированных  людей, все это будет увеличивать  вероятность того, что организационная  структура будет работать так, как  задумано. В организациях предварительный  контроль используется в трех ключевых областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

Предварительный контроль в  области человеческих ресурсов достигается  в организациях за счет тщательного  анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных  обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей. Для  того чтобы убедиться, что принимаемые  работники окажутся в состоянии  выполнить порученные им обязанности, необходимо установить минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной области и проверить  документы и рекомендации, представляемые нанимаемым.

Контролем необходимо охватить все стороны и все звенья функционирования организации. Однако для этого не требуется проверять каждого  работника. Контролировать необходимо лишь точки, заслуживающие особого  внимания. В умении выбрать такие  критические точки и состоит  искусство управления.

Заключительная стадия любого из видов контроля, является сопоставление, заключается в оценке информации о полученных результатах. Менеджер должен решить, та ли, что нужно, информация получена, и важна ли она. Важная информация - это такая информация, которая адекватно описывает  исследуемое явление и существенно  необходима для принятия правильного  решения.

Информация о работе Понятие контроля и его виды